Елена Сафонова, 14.10.2017 1

Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы


Школьникам и дошкольникам приходится заучивать стихи. Не всем это нравится, не всем дается это легко. Бывает, что учитель и не объяснил, как заучивать стихи, тогда методику изучают уже родители. Но все же миссия выполнима. Попробуйте воспользоваться нашими советами о том, как быстро выучить стих, — возможно, они помогут.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Вижу цель!

Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.

Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?

Или нам понравилось какое-то стихотворение до такой степени, что хочется его повторять и повторять все время, где бы мы ни находились?

Или мы готовимся к экзамену по литературе?

Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».

Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.

Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки. И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой. Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.

Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение. Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо. Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.

Ищу средство

Для быстрого и прочного запоминания необходимо задействовать все способы. Если вы учите стихи с ребенком, помогите ему "проработать" произведение, опираясь на все виды памяти:

  • Зрительная. Внимательно прочтем стихотворение, обращая внимание на его расположение на странице, шрифт, стараясь затем вообразить себе эту страницу с напечатанным на ней произведением.
  • Слуховая. Прочитаем стихотворение вслух. Можно записать себя на диктофон, или попросить кого-нибудь прочитать стихотворение вслух, или найти в интернете это произведение в исполнении профессионального артиста или участника конкурса чтецов. Постараемся вспомнить чтение с интонацией, паузами, заставить голос исполнителя звучать в нашей памяти.
  • Моторная. Перепишите аккуратно и без ошибок стихотворение на бумагу. Можно писать поочередно ручками разных цветов. Тогда нам будет его легче припомнить. Неплохо еще и рисуночки делать возле строчек или строф. Если мы переписывали стихотворение, теперь подсматриваем только в него, а не в книгу.
  • Эмоциональная. Постараемся прочувствовать все, о чем мы читаем, ощутить запахи, прикосновение ветерка, стужу, зной — то, о чем говорится в произведении. Потом мы вспомним свои эмоции и слова тоже.
  • Смысловая. Необходимо точно представлять себе, о чем идет речь в стихотворении. Тогда можно припомнить и по смыслу, «о чем там дальше».

Конечно, все это требует времени. То есть ответ на вопрос, как выучить стих за 5 минут, нам уже очевиден. Никак. Разве что там одно четверостишие или вообще пара строк.

Распределяю время

Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.

Можно порекомендовать такой план:

  • Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
  • Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.

Способ «пирамиды»

Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.

  • Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.

Проблемы и хитрости для их решения

Что делать, если запомнили произведение все равно плохо? Или в целом стихотворение помним, но несколько строк всегда забываем? Или путаем последовательность частей длинного произведения?

Попробуем справиться с этими проблемами.

Что делать, если стихотворение запоминается плохо, как бы мы ни трудились?

  • Давайте поиграем в «стихопаззлы». Для этого еще раз перепишем аккуратненько стихотворение и разрежем листок на полоски по одной или две строки. Теперь перемешаем. А теперь попытаемся восстановить. Справились с легкостью? Переходите ко второму этапу. Не получилось? Прочитайте стихотворение вслух целиком или прослушайте запись и снова складывайте. Так надо сделать несколько раз, пока не будет получаться легко и быстро.
  • Теперь второй этап. Разрежьте каждую полоску вдвое поперек (слова разрезать не надо), снова перемешайте и снова разложите. Если и это не представляет для вас сложности, режьте на отдельные слова. И складывайте в стихотворение. После этого наверняка стихотворение запомнится за 5 минут.

Забываете только несколько строчек? Сделайте то же самое только с этими строчками. А можно и слова порезать на половинки.

Помните стихотворение по «кускам», как заучивали, а что там за чем, забываете?

Это нередко бывает, если стихотворение лирическое, в нем повторяются строки или части строк (анафора, которая придает столько выразительности и композиционной красоты стихотворению, очень мешает его запоминанию!) Тогда наша задача — работать над «стыками» между «кусками».

Раньше мы учили строки с первой по восьмую, затем с девятой до шестнадцатой, с семнадцатой по двадцать четвертую и так далее. А теперь учим вместе восьмую и девятую, шестнадцатую и семнадцатую и так далее. Эти «пары» пишем, повторяем на все лады, режем на полоски и на слова и поем на разные мотивы.

Какие хитрости еще можно использовать?

  • Есть ребята, которые к каждой строке делают что-то вроде иллюстрации, а потом вспоминают картинку и с ней строку.
  • А еще некоторые люди хорошо запоминают стихотворение, если они его напевают на какой-нибудь мотив.
  • Можно попытаться прочитать стихотворение по строфам разными голосами. Строфа — это четверостишие или, например, шестистишие — то, что отделяется пустой строкой; иногда дети зовут строфы «куплетами». Например, первую строфу читать басом, вторую — пищать, как мышь, третью шипеть, как змея, и так далее. Потом это может помочь вспомнить.
  • Используйте элементы пантомимы. Можно пластически показать разные эмоции или понятия. Читая, вы припомните: вот в этом месте я пожал плечами, здесь приложил руку к уху, а здесь засмеялся. Старайтесь читать эмоциональнее — то, что мы прочувствовали, мы запоминаем лучше.

Надеемся, наши советы помогут вам или вашему ребенку выучить стихотворение быстро и запомнить его надолго.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 СКАРЛЕТ3154 • 04:31, 15.10.2017
Спасибо, очень хорошие советы.Вам дальнейших успехов и процветания!