Елена Сафонова, 12.11.2020 0

"Разговор с собой": темы сочинений и аргументы по направлению ЕГЭ


Итоговое сочинение приближается, и старшеклассники подбирают тексты и аргументы для раскрытия тем по направлениям. Напомним, что итоговое сочинение планируется провести 2 декабря 2020 года. Зачет, полученный на этом испытании, является допуском к прохождению ЕГЭ или ГВЭ (последняя форма аттестации организуется для обучающихся с инвалидностью и ряда других категорий).


Обсудить статью Опубликовать свой материал

На сочинении школьникам будет предложено 5 тем (по одной теме на каждое из открытых «направлений»), из которых надо выбрать одну и раскрыть ее, написав сочинение объемом от 350 слов и используя аргументы из литературы.

Особенности направления «Разговор с собой»

Это направление очень широкое, то есть включает в себя множество разнообразных проблем, тем, смыслов. Но комментарии его несколько сужают до проблематик совести и самопознания. В этом случае все равно нетрудно подобрать литературу, так как произведений, в которых присутствует рефлексирующий герой или герой, испытывающий муки совести, немало.

Формулировки в рамках этого направления могут оказаться как довольно простыми, так и весьма сложными. Темы и произведения — как знакомыми ребятам по обсуждению в классе на уроках литературы, так и неожиданными. Если судить по комментариям Рособрнадзора и ФИПИ, возможно все, но речь обязательно будет идти о рефлексирующей личности.

Как нам кажется, внутри этого направления можно выделить два основных течения.

  • Тема может касаться разговора с собой как важного для понимания проблематики внутреннего монолога, который является выразительной особенностью литературного произведения.
  • Во втором случае разговор с собой следует понимать как некие элементы рефлексии героя, особенно как укоры совести (или их значимое отсутствие).

Что шепчет голос совести

Очевидно, что для раскрытия темы второй группы подходит множество произведений. Поэтому сначала поговорим именно о ней.

Например, специфическая рефлексия и своеобразные формы переживания своей вины свойственны героям романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Здесь и пресловутый платок Фриды, и муки Понтия Пилата, и признание своей ущербности с заточением самого себя в сумасшедшем доме Мастера. 

Эффектное изображение осознания своих ошибок главным героем мы встречаем в повести Э. Веркина "Герда" (и все это на фоне постановки силсми детского драмкружка по "Маленькому принцу", которая выглядит горькой иронией в связи с реальными проступками персонажей).

Интересно тема совести, сожаления о невольно причиненном, но непоправимом зле рассматривается в романе Е. Водолазкина "Лавр": герой, став из-за своей самоуверенности и глупых комплексов виновником смерти любимой девушки, посвящает всю свою дальнейшую жизнь, полную самоотверженной помощи людям, своей возлюбленной.

Рефлексия как форма духовной жизни

Труднее подобрать произведения, где собственно внутренний монолог представляет собой важную часть произведения.

Конечно, стоит обратиться к таким произведениям, как "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова и "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. В обоих романах в центре повествования рефлексирующий герой, который часто вступает в диалог с собой, стремясь осмыслить свои личностные особенности и свои поступки. 

В стихотворении С. Есенина "Черный человек" мы читаем о каком-то фантоме, который представляет собой темное alter ego лирического героя. Перед нами тягостная картина борьбы личности со злом внутри себя. Черный человек все принижает и опошляет, он убивает радость, погружает лирического героя в пучину мрака, мизантропии, апатии. 

Его можно бы соотнести с "черным человеком" Моцарта (по легенде, незнакомец в черном заказал композитору реквием, который затем звучал на похоронах самого маэстро). Но Моцарта посетил безобидный "призрак", тогда как "черный человек" Есенина — темная сторона его души, грозящая поглотить все светлое и прекрасное в ней. "Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей", — писал Ф. М. Достоевский. Такая битва происходит каждый раз, когда мы принимаем решение в борьбе со своими дурными мыслями и чувствами, побеждая страх, антипатию, лень и т.д.

Можно, как нам кажется, обратить внимание школьников на повесть Ф.М. Достоевского "Кроткая", которая вся представляет собой попытку героя осмыслить свои поступки, приведшие к гибели его любимой, — поступки, которые теперь, после трагедии, воспринимаются им в совершенно другом свете.

То, что прежде из-за игры самолюбия или навязанных извне моделей поведения казалось нормальным и обоснованным, теперь предстает тем, чем оно и было на самом деле — глупостями, причинявшими боль близкому человеку. Эта повесть, таким образом, может использоваться в качестве примера литературного произведения для рассуждения по темам и первой, и второй группы.

О чем писать в сочинении? Выводы в сочинении

Выводы в сочинении, как мы думаем, должны касаться именно возможности выбора и ответственности за него. Поэтому в заключении стоит обратиться к вопросам, касающимся самосознания человека; уместно будет, возможно, процитировать полный текст стихотворения «Два чувства дивно близки нам…» (или просто сослаться на него):

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Поскольку это стихотворение прекрасно может проиллюстрировать мысль и в сочинениях по другим направлениям (или послужить, например, эпиграфом), то неплохо бы ребятам выучить его наизусть.

Список тем по направлению

Приведем примерные темы, которые или подобные, вероятно, могут встретиться в рамках рассматриваемого направления (предположение редакции, а не официальная информация от ФИПИ).

  1. Как вы понимаете слова литературного героя: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» (М. Ю. Лермонтов).
  2. Как вы думаете, о чем человек говорит только с самим собой?
  3. Разговор с собой — потребность души или опасный психологический эксперимент?
  4. О чем говорит с нами наша совесть?
  5. Почему иногда «ум с сердцем не в ладу»?
  6. Опасен ли разлад в душе человека?
  7. Совесть предостерегает или наказывает?
  8. Можно ли дать совет самому себе?
  9. Что значит «жить с собой в борьбе»?
  10. Правда ли, что человек может воспитывать самого себя?
  11. Согласны ли вы с мнением, что у каждого из нас есть свой «черный человек»?
  12. Что значит «жить в гармонии с собой»?

Что почитать?

Предлагаем небольшой список произведений, которые, возможно, помогут в работе над сочинением по направлению «Разговор с собой».

  • А. С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам…», «Моцарт и Сальери».
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  • Н. В. Гоголь «Портрет».
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Двойник».
  • Л. Н. Толстой «Война и мир».
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго».
  • С. А. Есенин «Черный человек».
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
  • Е. Шварц «Тень».
  • К. Паустовский «Телеграмма».
  • В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана».
  • В. Железников «Чучело».
  • Е. Водолазкин «Лавр».
  • Э. Веркин «Герда».
  • Е. Чижова «Крошки Цахес».
  • Е. Некрасова «Калечина-Малечина».
  • Ю. Вознесенская «Благодарю за любовь».
  • Т. Толстая «Кысь».
  • У. Шекспир «Гамлет».
  • И. Гете «Фауст».
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту».

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?