Статья "Развитие детского (ученического) самоуправления в классе"


 Развитие детского (ученического) самоуправления в классе

Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

4. Воспитание достойных творческих лидеров.

 

Принципы организации ученического самоуправления

 

принцип равноправия;

принцип выборности;

принцип добровольности участия;

принцип обновляемости и преемственности;

принцип открытости и гласности;

принцип демократии;

принцип законности;

принцип целесообразности;

принцип совета и согласия;

принцип свободы и самодеятельности;

критики и самокритики;

принцип распределения полномочий;

принцип отчетности;

принцип гуманности.

 

 

Форма организации - сектора

 

 

 

Структура ученического самоуправления

 

 

 

Классный руководитель

 

 

 

 

 

Актив класса


 

 

 

 

Заместитель старосты

Староста

 

 

 

 

Ответственные за сектора

 

 

 

 

 

 

Редколлегия

 

 

 

Учебный сектор

 

 

 

 

 

Культмассовый сектор

Информационный сектор

 

 

 

 

 

Спортивный сектор

 

 

 

Трудовой сектор

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни класса, в которой каждый воспитанник может определить свое место и реализовать свои способности и возможности, которые предусматривают:

- вовлечение всех учащихся класса в управление школьными делами,

- создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющихся правами и обязанностями,

- формирование у воспитанников отношений взаимозависимости и организаторских качеств,

- приобщение ученического коллектива и каждого воспитанника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ежегодно в начале учебного года, путем анализа анкет обучающихся, определяется староста класса и состав секторов, затем на совете секторов выбираются ответственные за сектора, оговариваются обязанности каждого участника.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;

  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

  • дежурства по классу и по школе;

  • помощь ветеранам и т.п.

Такая организация деятельности положительно решает вопросы демократизации и гуманизации воспитания, дает новые подходы к самому процессу воспитания, когда ученик постепенно превращается в полноправного партнера классного руководителя по совместной работе, воспитание же становится процессом совместной жизнедеятельности. Учитель старается оказать помощь членам классного самоуправления в реализации своих возможностей.

Орган самоуправления класса под руководством Ерохиной С.В. – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. С целью развития инициативы и самостоятельности каждого ребенка в классе проводятся различные вечера, викторины, конкурсы, поездки, выставки. С самого начала детям предоставляется больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаются условия для проявления самостоятельности и постепенно передаются в руки ребят функции самоуправления.

Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

Совместная воспитательная работа классного руководителя и самоуправления класса строится по отчетным периодам (1 период – четверть)

Каждый период начинается с коллективного планирования. Класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения предложения от секторов выносятся на Совет. Сектор строит свою работу по четкому алгоритму, соответствующему следующим стадиям: планирование, подготовка, проведение дела, подведение итогов.

В конце каждого периода (четверти) лидеры секторов отчитываются о проделанной работе, составляют планы на следующий период.

Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Члены самоуправления учатся сами планировать свою деятельность и жить с пользой и радостью. Каждое проведенное дело обсуждается в классе: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше? Что надо успеть на будущее?

С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Наиболее активно учащиеся стали работать, начиная с 7 класса, а в 8 классе им уже можно было доверить составление сценария, выпуск стенгазет, организацию помощи ветеранам и т.д. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такой творческой деятельности стали в следующие мероприятия: праздники «День Матери», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», подготовка видеороликов, оформление тематических фотозон и др. Члены самоуправления организуют помощь ветеранам войны и труда, шефскую помощь младшим классам, участвуют в интеллектуальных и спортивных соревнованиях.

Обучающиеся не только организуют классные мероприятия, но активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, вносят предложения администрации школы по организации творческой деятельности, занимаются волонтерской деятельностью, а классный руководитель является неизменным консультантом и помощником.

В конце каждого учебного года проводится диагностика* уровня развития самоуправления в ученическом коллективе , Данная организация классного самоуправления позволяет:

1. Каждому обучающемуся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.

2. Сформировать механизм социальной адаптации: ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе.

3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, расширять знания об окружающем мире, учат работать с книгой, развивают речь; развивают творческие способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.

4. Увеличить процент учащихся, принимающих активное участие в школьных мероприятиях, так как коллектив оказывает сильное влияние на формирование личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.

5. Сформировать и изменить межличностные взаимоотношения, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.


Смысл самоуправления в классе в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

*________________________________________________________________________ Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

(разработана М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

 

Ход проведения.

 

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 - «Да»,

3 - «Скорее да, чем нет»,

2 - «Трудно сказать»,

1- «Скорее нет, чем да»,

0 - «Нет».

Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

 

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________

4 3 2 1 0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным дейст­виям.

4 3 2 1 0

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________

4 3 2 1 0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________

4 3 2 1 0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собрани­ем или активом класса.

4 3 2 1 0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________

4 3 2 1 0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________

4 3 2 1 0

 

Обработка результатов.

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предло­жения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5-8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).

 

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каж­дой группе.

 

Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875.

Полученный коэффи­циент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в дет­ском коллективе (по компоненту 1)

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,81-1

Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в клас­се низкий.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Статья "Развитие детского (ученического) самоуправления в классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерохина Софья Владимировна  Публикатор
09.08.2019 0 1544 166

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК