Конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Зима. С.А. Есенин « Берёза». 2 класс


Конспект урока литературного чтения
Тема: "Люблю природу русскую. Зима. С.А. Есенин « Берёза»
(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение» )

Цели:
1. Познакомить c творчеством С.А. Есенина.
2. Формировать умения анализировать лирическое произведение.
3. Эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово.
4. Воспитывать любовь к поэзии, родному языку.

Накануне проведения урока мы вместе с детьми побывали на экскурсии в зимнем парке. В морозный день погода была чудесная. Ярко светило солнце. Особое впечатление на ребят произвёл снег, который сверкал и искрился под лучами зимнего солнца. А заснеженные деревья ребята назвали сказочными.
Дома дети выразили свои впечатления от экскурсии в рисунках.

Ход урока

Вступительная беседа.

- Сегодня в нашем классе появилась выставка рисунков, которая называется «Снег летает и сверкает». Художники картин – ученики нашего класса. Они рассказали нам о своих впечатлениях от экскурсии в зимний парк. Рисунки все разные, но на многих из них мы видим деревья, одетые в снежный наряд. Почему? Попросим художников рассказать о своих картинах.

Слушаются рассказы детей.
- Ребята, а почему у вас появилось желание нарисовать картину?

Варианты ответов, прозвучавшие на уроке:
- Мне очень понравился зимний парк.
- Я часто гуляю в парке, но раньше не обращал внимания на такие красивые деревья. Мне хотелось, чтобы люди смотрели вокруг и обращали внимание на красоту природы.
- Раньше, когда я рисовала зиму, картины у меня были неяркие. А в парке я увидела, что зима – это яркое время года. Мне захотелось это показать.
-Мне очень понравились зимние деревья, они были как сказочные, как будто их драгоценными камнями осыпали. Я хотел эту красоту сохранить в своём рисунке.
-Я хотел показать, как красиво зимой!

Делается вывод. Художников поразила красота зимней природы. Своё восхищение, удивление они отразили в своих работах с помощью красок.

- А теперь откройте учебники и прочитайте название раздела, с которым мы начинаем сегодня работать. (Он называется «Снег летает и сверкает»)
- Что вы заметили? (Раздел называется так же как и наша выставка)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе?
- Откройте содержание и прочитайте фамилии авторов произведений, которые помещены в этот раздел. Чьи имена вам знакомы?
- Раздел открывает стихотворение Сергея Александровича Есенина. Это имя знакомо каждому русскому человеку с детства, ведь Есенин – великий русский поэт.

Слово об авторе.
- Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Стройные многолетние берёзы служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу.
- С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство. Серёжу любили все. Но, по словам самого поэта, больше всего его любила бабушка.
- Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому дала толчок его бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.
- Серёжа подрос, его отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Есенина стала поэзия. Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы». Как вы думаете, почему? (рассказ сопровождается мультимедийной презентацией)

- Стихотворение, с которым мы будем знакомиться, называется «Берёза». Это первое опубликованное стихотворение Сергея Александровича. Оно было напечатано в первом номере детского журнала « Мирок» в 1914 году.

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте и расскажите, какие картины представили.

Чтение стихотворения учителем.

Беседа после чтения.

- О чём это стихотворение?
- Что представили, слушая стихотворение?
- А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы точнее представить себе картины, которые рисует поэт с помощью слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки…

Медленное чтение текста, уточняющее первичное восприятие, с анализом образов и ключевых слов.

- Какую берёзу видит автор из окна? Почему она белая?
- Почему автор выбирает именно слово «принакрылась», а не «накрылась», «укрылась»? Замените слово близким по значению. Что изменилось?
- Для чего автор использует слово «точно»?
- С чем сравнивает снег? Почему использует такое сравнение? Запомним цвет этой картинны. (серебряный)
- Чем любуется автор в следующих строчках?
- Почему изображены ветки пушистые? Что означает слово «кайма»? Почему оно применимо к веткам берёзы?
- Какие кисти распустились? Что означает слово «бахрома»? Что автор называет в стихах бахромой?
- Автор говорит, что «распустились ветки». Какое время года характеризует глагол «распустились»? Почему автор использует это слово для описания зимних веток?
- Какой образ рисует автор, описывая берёзу? Кого представили? (девушка, которая накинула на плечи шаль или платок).
- Автор, полюбовавшись веточками берёзы, снова окидывает взглядом всё дерево. Для чего?
- Что услышали в следующих строчках? Какую тишину услышали?
- Что сказано о снежинках? Что значит снежинки «горят»? Слово «горят» употреблено в прямом или переносном значении? Почему автор использует это слово?
- Что в стихотворении названо «золотым огнём»? Запомним цвет этой картины.
- Какой ещё образ появляется в стихотворении? Что такое заря? Что о ней сказано? Почему «обходя кругом»? Почему «лениво обходя кругом»? (Зимой заря появляется позже и светит не так ярко.) На кого похожа заря? (Заботливое внимание самой зари ещё больше возвеличивает берёзу. Заря похожа на мать, оберегающую свою дочь. Она щедро наряжает её в драгоценные наряды, беспокоится о ней, любуется ею как невестой в белом наряде).
- Чем же украшает заря берёзу? Как понимаете выражение «обсыпает ветки новым серебром»? Автор возвращается к слову «серебро ещё раз. Для чего?
- Почему в этих строчках не указывает автор на снег, а говорит о серебре? Какой цвет у этой картины?
- На что похож снег в начале стихотворения? (На серебро)
- В третьем четверостишье? (на золото)
- В конце стихотворения? (на серебро)
- Берёза осталась такой же или изменялась? Как менялся цвет картин? Почему это происходило?
- Для чего автор показывает нам берёзу в разное время суток?
- Как вы думаете, Есенин долго смотрел на берёзу, чтобы описать её? Почему?
- Какие чувства он выразил в этом стихотворении?
- Почему посвятил стихотворение берёзе? А почему захотел рассказать нам о зимней берёзе?
- В творчестве С.А. Есенина мы встретим ещё не одно стихотворение, где воспевается образ берёзы. Как вы думаете, почему?
(Для С.А. Есенина – природа – вечная красота. Родившись в «краю берёзовом», на рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!»)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Что вы можете сказать о настроении стихотворения? (Можно воспользоваться «Словарём настроений»)
- Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.
- Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать? (И стоит берёза в сонной тишине).
- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо? Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
- Словосочетания: сонная тишина, заря лениво, обходя кругом – подсказывают нам, что стихи надо читать певуче, неторопливо.
Выразительное чтение стихотворения учениками. ( Чтение одноклассников анализируют дети)

Иллюстрирование стихотворения.
- В нашем учебнике нет картины, которая иллюстрирует это стихотворение. А если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы нарисовали? Какие краски использовали?
- А теперь обратимся к нашей выставке. Какие рисунки смогли бы проиллюстрировать это стихотворение? (На нашей выставке оказались рисунки зимней берёзы) Что бы вы дорисовали в этих работах и какие цвета добавили? Выберите в тексте стихотворения строчки, которыми можно подписать эти рисунки.

Итог урока

Домашнее задание:
1. Выучить стихотворение С.А. Есенина « Берёза» наизусть.
2. Проиллюстрировать стихотворение
3. Если вам захотелось рассказать о красоте зимней природы, попробуйте сочинить стихотворение (можно вместе с родителями). Это задание выполняется по желанию.

Автор: Брощук Александра Рудольфовна  potanchik
12.03.2011 3 22145 0
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 Олеся1153 • 10:17, 28.08.2011
Скажите пожалуйста, а почему нет ссылки на скачивание материала?
avatar
2 Lybacha • 19:15, 17.05.2011
Спасибо за урок! Мне понравилась ваша идея.
avatar
1 shnuro4ek • 23:52, 18.03.2011
1453