Урок-презентация "Эпоха Петра I"


Слайд 1.
Эпоха Петра I
Урок разработан учителем ВКК
МОУ СОШ № 14 г.Воронежа
Нимец Оксаной Леонидовной
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью Петра Великого, выяснить причины преобразований и их значение; воспитывать чувство гордости за Родину; продолжать учить анализировать деятельность исторических личностей.
Слайд 2.
Петр I Алексеевич
Император России
1682-1725
Портрет Петра I.
Выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат, вся деятельность связана с радикальными преобразованиями и реформами, направленными на устранение отставания России от европейских стран в начале 18 в.

Слайд 3.
Регентство Софьи.
Иллюстрации стрелецкого мятежа и портрет царевны Софьи

Слайд 4.
Детство Петра.
 Петр получил домашнее образование под надзором «дядьки» Никиты Зотова. Тот сетовал, что царевич к 11 годам не слишком успевал в грамоте, истории и географии, захваченный «экзерцициями солдатского строя» – военными «потехами» вначале в с.Воробьеве, затем в с. Преображенском. В этих экзерцициях будущего царя участвовали специально созданные отряды «потешных войск» (ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии).
 Физически крепкий, подвижный, любознательный, Петр освоил при участии дворцовых мастеров столярное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское ремесла.
 Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я.Лефорт, Я.В.Брюс, П.И.Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники.
 Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.

Слайд 5.
Петр и его «кумпания».
Портреты А.Д.Меньшикова, Феофана Прокоповича.
Александр Меншиков, стал его другом и опорой на всю жизнь.
Петр научился ценить не знатность и родовитость, а способности человека, его смекалку и преданность делу. Под руководством голландца Ф.Тиммермана и русского мастера Р.Карцева учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 совершал плавания на своем ботике по Яузе.

Слайд 6.
Сподвижники Петра.
Портреты Лефорта, Куракина, Ромодановского.

Слайд 7.
Деятельность Петра
 Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря
 Под видом изучения кораблестроения и морского дела ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697–1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии.
 Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699).
Заключив Константинопольский мир 1700 с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил 17-летний Карл XII, снискавший, несмотря на молодость, репутацию талантливого полководца.

Слайд 8.
Северная война 1700-1721
 Петр I объявил войну Швеции и в конце августа осадил Нарву. Карл XII 19 (29) ноября нанес сокрушительное поражение русской армии под Нарвой, несмотря на ее трехкратное численное превосходство. Думая, что русская армия разбита, шведский король отправился в Речь Посполитую.
 Воспользовавшись тем, что Карл XII «увяз», по выражению Петра I, в Польше, русские развернули активные наступательные действия на Балтийском побережье
Слайд 9.
Первые победы
 В октябре 1702 русские взяли Нотебург (Шлиссельбург),
 В апреле 1703г. - Ниеншанц в устье Невы, где в мае был заложен Петербург;
 1703 г. захватили Копорье и Ямбург,
 1704 – Дерпт (совр. Тарту) и Нарву
 В августе 1708 г. Карл XII двинулся на Украину, рассчитывая на помощь изменившего Петру I гетмана И.С.Мазепы.
Иллюстрация «Сражение за крепость Нотебург»
Слайд 10.
Иллюстрация сражения при деревне Лесной.

Слайд 11.
Полтавское сражение 27 июня 1709 года.
 В конце апреля 1709 Карл XII осадил Полтаву, которую отчаянно защищал отряд И.С.Келина. В июне к городу подошли главные силы русской армии во главе с Петром I. В состоявшейся 27 июня (8 июля) Полтавской битве Карл XII потерпел сокрушительное поражение, потеряв более 9 тыс. убитыми и 3 тыс. пленными. 30 июня (11 июля) А.Д.Меншиков вынудил остатки шведской армии (16 тыс.) под командованием А.Д.Левенгаупта капитулировать у Переволочной на Днепре; Карлу XII удалось бежать в Османскую Империю.
 Иллюстрация Полтавской битвы

Слайд 12.
Победы русского флота. Завершение войны.
 27 июля (7 августа) 1714 года молодой русский флот одержал свою первую морскую победу при Гангуте (Ханко) и занял Аландские острова;
 27 июля (7 августа) 1720 у острова Гренгам шведский флот был разгромлен.
 Швеция заключила 30 августа (10 сентября) 1721 Ништадтский мир с Россией, уступив ей Эстляндию, Лифляндию, Ингрию и западную Карелию, но сохранив за собой Финляндию.
 В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю, решив одну из своих главных исторических задач; было покончено с господством шведов на Балтике. Россия стала важной силой в европейской политике, тогда как Швеция утратила статус великой державы; серьезно ослабли и внешнеполитические позиции Речи Посполитой.
Слайд 13.
Сражение у мыса Гангут. Иллюстрация.

Слайд 14.
Реформы Петра армии и управлении.
 Создал регулярную армию на основе рекрутского набора и военный флот
 1716 г. Воинский устав стал определять права и обязанности всех чинов армии и флота
 1720 г. был написан Морской устав
 1722 г. издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам
 Указом о единонаследии 1714 г. уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей)
 1711 г. Создан Сенат, ведавший отныне законодательством и делами управления
 1718-1720 гг. -исполнительными учреждениями нового типа стали– коллегии
1721 г. - учреждение подконтрольной правительству Духовной коллегии, или Синода.

Слайд 15.
Областная ,городская реформы и изменения в экономике.
 1708–1710гг. - проведена областная реформа, разделившая страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами, губернии были поделены на провинции, провинции на уезды.
 1720 г -реформа городского управления. Были созданы по европейскому образцу Главный магистрат в столице (на правах коллегии) и магистраты в городах. Все они были призваны «размножать» торговлю и мануфактуры.
 1724 год -подворное обложение крестьян заменила подушная подать
 приказы о строительстве железоделательных заводов и мануфактур, оружейных предприятий в Карелии и на Урале (в Олонецком крае), в Липецке, добыче цветных металлов (меди, серебра)
 Проведение политики протекционизма, направленной на подержание отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и меркантилизма, выражавшаяся в государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь страны и преобладании вывоза товаров из страны над возом с целью концентрации денежных средств внутри страны.

Слайд 16.
Реформы в области культуры и образования.
 Стал отправлять молодых дворян за границу для обучения
 Открыл новые учебные заведения: навигацкую школу (1701), Медико-хирургическое училище (1707) – будущая Военно-медицинская академия, существующая до сих пор, Морская академия (1715), Инженерная и Артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях.
 В 1719 г. начал действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
 Издавались буквари, учебные карты и вообще было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
 1708 г. реформа алфавита (замена скорописи гражданским шрифтом) содействовала распространению грамотности
 С 1703 г. - выход первой русской печатной газеты «Ведомости».
 В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.), началась плановая застройка столицы (Петербург), положившая начало градостроительному планирования.
Слайд 17.
Семейные дела Петра I.
Портрет семьи Петра I. Картина Н.Ге «Царь Петр и царевич Алексей».

Слайд 18.
Значение реформ Петра Великого.
 Россия стала империей и получила выход в Балтийское море
 Создал регулярную армию и флот
 Способствовал развитию промышленности и торговли
 Зародилась отечественная наука и оформилась система образования
 Сформировалась новая художественная культура
 Изменения в быту способствовали приобщению к европейской культуре
Иллюстрация Петра на смертном одре.

Слайд 19.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какие черты характера способствовали деятельности Петра?
2. В чем были задачи Великого посольства?
3. В чем причины Северной войны? Почему вначале войны Карлу XII удалось разгромить силы Дании, Саксонии и России, а затем Россия стала одерживать победы?
4. В чем проявилось влияние Полтавской битвы на ход войны? В чем ее итоги?
5. Для чего нужны были реформы? Взаимосвязаны ли они? Какую роль они сыграли?
6. Выделите наиболее значительные перемены эпохи Петра I?
7. Охарактеризуйте Петра Великого. Какую роль он сыграл в истории России?

Слайд 20.
Список использованной ресурсов:
1. http://to-name.ru/biography/petr-1.htm
2.http://www.google.ru/images?hl=ru&newwindow=1&q= Северная война
3. http://www.google.ru/images?hl=ru
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I


Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Автор: Нимец Оксана Леонидовна  neznakomka
Учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 14 Ленинского района городской округ г.Воронеж
394055, г.Воронеж, ул.Черняховского, д.2
12.12.2010 10 39245 9407

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 10
avatar
10 remezova • 21:56, 18.06.2011
Спасибо за предоставленный материал!!! Обязательно буду использовать его на своих уроках!!!
avatar
9 Skazushka • 11:51, 02.05.2011
Спасибо за хорошо иллюстрированную презентацию. Буду использовать, немного уменьшив количество текста на слайдах.
avatar
8 shnuro4ek • 21:31, 14.02.2011
1247
avatar
7 Сургутская • 09:37, 10.02.2011
Взяла себе на вооружение эту презентацию, покажу в7 классе, когда по программе будет. Только не поняла, к какой теме эта презентация? Больше похоже на обобщающий урок по Петру Великому?
avatar
6 Elena201011 • 17:05, 06.02.2011
Мультимедийные презентации- это неотъемлемая часть наших уроков сегодня. Для их подготовки требуется немало времени. Спасибо за представленный материал.
avatar
5 Swetl • 10:25, 28.01.2011
Большое спасибо за презентацию! Возьму её за основу на итоговом уроке по теме "Петр 1!. Дальнейших успехов!
avatar
4 nigma7477 • 20:42, 19.01.2011
спасибо за материал, очень помог при подготовке к уроку пр петра 1. наших современных детей привлечь мелом и доской на уроке теперь непросто. поэтому к каждому уроку надо готовиться тщательно, используя мульти-медиа. еще раз огромное спасибо.
avatar
3 neznakomka • 15:52, 17.12.2010
всем большое спасибо и успехов.
avatar
2 lino_KreKeR • 20:47, 14.12.2010
Хорошая презентация,спасибо за помощь буду использовать её на своих уроках
avatar
1 Baukal • 07:55, 14.12.2010
Спасибо за презентации! Вся жизнь Петра I видна. Творческих успехов и здоровья вам.

Новости образования и науки: