Учебная программа спецкурса "Основы информционной грамотности" 9 кл.


И.А.Волобуева

зав.библиотекой

МОУ «СОШ №18»

г.Изобильный

Ставропольский край



Учебная программа спецкурса.

«Основы информационной грамотности»

9 кл.

68 часов


  1. Введение.

Понятие «информация», информационное общество. Информационные ресурсы, информационная грамотность, библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения.

1 час (лекция-беседа)


  1. Типы и виды документов. Понятие «документ». Официальные издания. Монографии. Сборники статей. Журнальные и газетные статьи. Электронные документы.

Дать сначала самостоятельно просмотреть предложенные материалы и работая в группах найти разницу между ними. Научить видеть разницу между разными видами и типами документов.

2 часа (урок-консультация)


  1. Справочная литература. Научно-познавательная литература.

Энциклопедии: универсальные, отраслевые. Словари: универсальные, отраслевые, языковые. Справочники: массово-политические, научно-отраслевые, биографические, специальные, статистические справочники и т.д.

Предложить для ознакомления разные виды справочной литературы. Дать задания каждой группе. Работая в группах, пусть увидят, в чем отличие между ними. Затем совместная выработка методики поиска сведений в справочной литературе.

Научить составлять план поиска информации, сужать тему для поиска информации, познакомить с методикой составления схем.

Научить способам аналитико-синтетической переработки информации.

10 часов (5ч. теория, 5ч. практика)


  1. Библиотека как центр информационного обеспечения учебной деятельности. Типы и виды библиотек. Крупнейшие библиотеки страны. Самостоятельно ознакомиться со структурой школьной библиотеки.

Выполняя задание по поиску информации о крупных библиотеках страны параллельно сделать сравнение со школьной библиотекой.

14 часов (5 ч. теории, 9 ч. практические занятия)


  1. Информационные ресурсы библиотеки. Каталоги и картотеки. Принципы организации, методика поиска литературы по каталогам и картотекам. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Картотеки библиотеки.

Электронные ресурсы библиотеки. Электронный каталог.

Дать задание выяснить, какими информационными ресурсами располагает наша школьная библиотека.

9 часов (2 ч. теория, 7 ч. практика)


  1. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий. Электронная выдача, электронный заказ, автоматизированный запрос и бронирование литературы с помощью АИБС MAPK-SQL. Научить пользоваться модулем «Поиск» в АИБС MAPK-SQL. Выполнение самостоятельной работы по карточкам-заданиям с использованием технологической карты. Технологическая карта разрабатывается совместно с детьми во время демонстрации пользования программой MAPK-SQL.

6 часов (3ч. теория, 3ч. практика)


  1. Методы поиска источников информации.

Формулирование информационного запроса. Выявление библиографических указателей по теме запроса. Поиск текущей и ретроспективной информации по традиционным и электронным источникам в библиотеке и в Интернете.

Создание личных карточек, упорядочение материала, сверка его с каталогами библиотеки.

Дать темы для самостоятельной работы. Попутно ознакомить и научить правильно формулировать запрос, составлять схемы поиска.

Поиск информации. Выработка стратегии поиска, ставя значимые вопросы. Переработка информации (задавайте больше вопросов т.к. информация притягивает к себе информацию). Оценка уместности найденной информации, качество информации, авторитетность и достоверность.

Научить формировать собственное отношение к найденной информации.

14 часов (2 ч. теории 12 ч. практики)


  1. Оформление реферата, проекта в целом, списка использованной литературы и библиографических ссылок.

Структура работы, оформление титульного листа, оглавления, глав, параграфов, разделов и подразделов. Таблицы, схемы, графики. Цитирование. Библиографические ссылки: внутри текстовые, подстрочные.

Ознакомить с правилами оформления разных видов работ и их структурой.

8 часов (теория + практика)


  1. Подготовка публичной презентации. Представление аудитории своей точки зрения на поставленную задачу.

Дать самооценку проделанной работы, оценить её эффективность.

Дать ответ достигли ли своей цели, что нового узнали, работая над заданием, какими критериями пользовались при отборе информации, получили ли удовлетворение от своей работы.

4 часа (2 ч. практическая + консультации, 2 часа презентаций)


Использованные информационные источники:

  1. Н.И.Гендина, Н.И.Колкова и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. Пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека – 2003. – 296 с.

  2. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке: Лекции 1-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.


2



Полный текст материала Учебная программа спецкурса "Основы информционной грамотности" 9 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волобуева Ирина Александровна  IrinaVolobueva
21.03.2011 2 4088 1190

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Evgeny • 20:38, 19.07.2011
Свидетельство №2297
avatar
1 рмк • 23:27, 06.06.2011
Уважаемая Ирина Александровна! Программа несомненно своевременная, но большинство библиотек не имеют возможности проводить эти уроки в рамках учебных предметов. Школьные библиотекари проводят уроки информационной грамотности в послеурочное время, график библиотечных уроков предполагает проведение 4-5 уроков в год в 1-10 классах. Привлекаются к проведению библиотечных уроков и педагоги. Если реализовать материалы спецкурса, то я думаю можно добиться хороших результатов в повышении информационной грамотности школьников. Спасибо за материал.