Урок мужества "Поклонимся великим тем годам"


Урок мужества
«Поклонимся великим тем годам…»

Цели:

- воспитание у ребят чувства Родины, патриотизма;
- продолжить работу по созданию системы патриотического воспитания;
- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании детей, классных
руководителей, родителей, музей, ЦДЮТ, Школу искусств;


Подготовка
: в течение всего 5-го и 6-го классов ребята на уроках русского языка

и литературы подбирали и систематизировали материал об участниках Вели-
кой Отечественной войны, сочиняли стихи о войне.

Слово учителя:
64 года мы живем под мирным небом: не гремят разрывы снарядов, не приходят похоронки, не плачут навзрыд вдовы. Но если забыть, «какою ценой завоевано счастье», снова зазвучит вой сирен Ленинграда, снова бесперебойно будут гореть печи Освенцима, Бухенвальда, звучать чужая речь на русской земле.

Этот год знаменателен многими датами, связанными с победами на фронтах Ве-ликой Отечественной: это победа 2 февраля под Сталинградом, ставшая кульми-национным переломом в ходе второй мировой войны; Курская дуга - тоже яркая
страница в борьбе с врагом.

В память об этих великих датах, о войне будут сегодня звучать стихи ребят, идти речь о тех великих годах, когда русский воин положил начало освобождению Ро-дины.

Чтец 1 -
Сорок первый – начало войны,
Сорок первый – начало беды!
Враг напал на нашу страну,
В каждый дом принес он беду.
Встал народ и прогнал врага,
Будто не было его никогда!
Только в памяти остался след
Тех тяжелых, жестоких лет.
(Гришина Анна, 5 А класс)

Звучит тихая тревожная музыка, напоминающая о войне, о горе, которое она при-несла. Ученик 1 читает стихотворение Владимира Дворянского:
Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали
Дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны.
Ведущий 1:
Мы находимся на Мамаевом кургане, в самом пекле войны 1943 года. Вот она, высота, унесшая тысячи жизней! И все, что будет сказано сегодня – это голос памяти народной, голос самой Истории.
Ученик 2 : (под музыку «Аве Мария» Качини)
Сотни лет
расходиться широким кругам
по огромной воде
молчаливой реки…
Выше всех Эверестов –
Мамаев курган!
Зря об этом
в учебниках нет ни строки,
Зря не сказано в книгах,
Мамаев курган,
Что металла в твоем оглушенном нутре
больше,
чем в знаменитой Магнитной горе!
Что хватило его и друзьям
и врагам.
Вместо капель росы,
как слепое жнивье,
проступает железо,
кроваво сочась…
И поэтому
самая главная часть
в притяженьи Земли –
притяженье твое!
Синеватые молнии
медленных гроз,
будто в колокол памяти,
бьются в тебя!
И тогда поднимаются птицы с земли,
и колышется нервно
степная трава.
Оживают
затертые напрочь слова.
И по плитам
устало
стучат
костыли.
Роберт Рождественский.

Исполняется песня «На Мамаевом кургане тишина»
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не подымет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»

Историк:

Ведущий 2:
Волгоградцы вернули к жизни Мамаев курган: вынули из его раненого тела мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли его зеленым ковром травы.
На Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль под руководством художника Евгения Викторовича Вучетича, в 1967 году он был от-крыт. Вашему вниманию Площадь стоящих насмерть.
( Далее рассказ идет под музыку Моцарта «Лакримоза» )
Историк 1:
Из воды, словно из самой Волги, вырастает богатырская, 12-тиметровая фигура бойца-защитника города. Это скульптура «Стоять насмерть» Она отражает самый трудный период обороны города, когда и были произнесены слова: «Отступать некуда. За Волгой для нас земли нет». Фигура воина высечена из монолита. Мужественное, волевое лицо, в глазах непреклонная решимость, неугасимая не-нависть к захватчикам. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. За спиной воина – развалины. Вокруг руины, стены-руины. Они создают впечатление разрушенной улицы города. Будто застыли в камне возвращенные мгновения великой битвы. (Музыка Моцарта «Лакримоза» звучит громче).
Прислушайтесь к плачущим интонациям оркестра, к музыке Мо-царта «Лакримоза», что в переводе на русский язык означает «слезы». С удивительной глубиной передают они настроение че-ловеческого горя. Женщина-мать… В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином. Безграничную печаль матери усили-вают плакучие ивы, полощущие свои ветви в воде. Горестная поза, тонкое одухотворенное лицо, сухие, натруженные и одновременно ласковые руки матери рождают в нашей душе острое чувство боли и праведного гнева.

Историк 2:
Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины. Она возвы-шается над городом, напоминая парящую птицу, величественная скульптура женщины. Платок, сорванный с ее головы ветром, призывный взмах руки, одухот-воренное лицо и высоко поднятый в гневе карающий меч прекрасно выражают за-мысел художника, передают настроение суровой военной поры, когда люди бо-ролись за свое освобождение. Родина-мать зовет своих верных сынов и дочерей на борьбу с врагами.
У подножия этой скульптуры захоронено около 3 тысяч защитников Сталинграда (теперь это город Волгоград).
Ведущий 1:
Из года в год возрастает поток людей, прибывающих к монументу со всех концов страны, со всех материков нашей планеты. Людей доброй воли, независимо от цвета кожи и религиозных убеждений, ведет сюда зов разума и сердца – поклониться героям.
Есть легенда, гласящая, что там, где упали капли крови героя, каждую весну бу-дут вырастать алые маки. Легенду эту вспоминаешь, когда идешь сегодня по по-лям великих битв, происходивших более полувека назад, когда видишь на испе-пеленной в те дни, обожженной, обильно политой кровью земле внушительные свидетельства нашей сегодняшней жизни: новые города и колосящиеся нивы, мо-гучие заводы и современные школы.( Исполняется песня «Маки» Ю.Антонова).
Маки. Юрий Антонов.
1. На Федюнинских холмах тишина,
Над Малаховым курганом снег,
Будто не было войны, но война
Похоронена на дне тишины.
И, казалось бы, всему вышел срок,
30-ть лет менялась в море вода,
А как выйдешь, как шагнешь за порог –
И от маков не уйти ни куда.
Припев:
Маки, маки, красные маки,
Горькая память земли,
Неужели вам снятся атаки,
Неужели вам снятся атаки,
Тем, кто с этих холмов не пришли.

2. Над Сапун-горой цветут тополя,
Над Сапун-горой летят журавли,
И плывут из края в край по полям,
Маки, маки - совесть Земли.
И казалось бы, ну что в том за страсть,
30-ть лет они пылают в траве,
Ах, как хочется в те травы упасть,
В красных маках полежать на земле.
Припев.
Ведущий 1:
На Мамаевом кургане о битвах напоминает все: и этот израненный тополь на Солдатском поле, и памятники защитникам Сталинграда (теперь Волгограда), и, как скромная дань, памятники женщинам, несшим страшную ношу войны наравне с мужчинами. О подвигах защитников Волгограда свидетельствуют документы, хранящиеся в музее.

Ведущий 2: 2 февраля 1943 года город был освобожден. Но какой ценой?! Он был разрушен почти до основания. И началась работа по восстановлению города-героя.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
……………………………..
И у мертвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она спасена.
(А.Твардовский)
Ведущий:
Миллионы людей ежегодно поднимаются к вершине Мамаева кургана, к братским могилам Сталинграда. Вспоминая прошлое, они думают о будущем. И голос истории, как завещание павших, доносит новому поколению простую и ясную истину – человек рождается для жизни.
Чтец 2 –
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Касаткин А., 5 Б класс.

Ведущий 1:
( Звучит песня «День победы» в исполнении Льва Лещенко)
Память…. Она имеет свое начало, но не имеет конца. Все еще ждут своих сыно-вей матери, не верящие похоронкам. Мы живем в тревожное время, когда зловещая тень ядерной угрозы ползет по материкам, пытаясь навсегда закрыть от нас мирную синеву неба. Под этим небом каждый из нас когда-то впервые само-стоятельно шагнул навстречу протянутым к нему материнским рукам. Под этим небом мы росли, год за годом постигая суть добра и зла, взрослели, торопясь определить свое место в жизни. И поэтому сегодня, обращая свой взгляд в небо, мы хотим, чтобы оно оставалось высоким и чистым над нашим общим родимым домом – нашей Землей. Но пусть не будет для вас тайной: сегодня накоплено в 10 тысяч раз больше взрывчатых материалов, чем их было израсходовано за все годы второй мировой! За выдающиеся заслуги перед Родиной во время войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года городу-герою Волгограду вручен орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
Чтец 3:
Война – это страшное слово!
Война – это слезы и боль!
В тылу все трудились отважно –
На фронте держали огонь.
И деды, отцы, даже дети
Сражались в бою до конца.
Медали они получали,
За Родину гордость была.
Победу они приближали,
Фашистов загнали в тупик.
И не было более счастья
В последний оконченный миг.
С победой домой возвращались.
Встречали бойцов дорогих,
И в памяти нашей остались
Обида и боль за своих. (Дражникова Ю., 5А класс)

Ученик 3:
Гроздья дней висят на ветви года,
Аккуратно так – по месяцам.
И у каждого своя погода:
Тут морозно,
Жарковато там…
Вот он, август,
Плодозрелый, сочный,
Утомленный от избытка сил.
Освеженный временем проточным,
Многое в себе он позабыл.
И прекрасно!
Помнить все не надо.
Лишь бы не забыто было им
Двадцать третье –
Пепел Сталинграда
И шестое -
Хиросимы дым!
( Валентин Леднев).

Ведущий 2:
Горит вечный огонь в зале Памяти, Зале Воинской Славы. И если у монумента Матери – Родины мы читаем: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперед. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?», то в Зале Памяти продолжение этим величественным словам: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью – Родиной!» А еще – имена, имена… Сколько их?...
Чтец 4:
Вот и кончилась война
Девятого мая.
Дед мой с фронта возвратился,
Радость -то какая!

Майский праздник – День Победы,

Как тебя все ждали!
А у деда на груди
Орден и медали.

Защищал он нашу землю
Смело и правдиво,
И за это говорим
Мы ему спасибо.

Ученик 4:
Есть слово одно на свете,
Страшное слово ВОЙНА.
Его знают взрослые, дети,
Помнит его вся страна.
Война – это боль, потери
И смерть боевых друзей.
Но все-таки в мир я верю,
Ведь нет его в жизни важней!
Так пусть будет мир на планете,
Пусть будет всегда хорошо,
И чтобы не плакали дети,
Жилось всем легко и светло!
Мызникова Анна, 5 А класс
Ведущий 1:
Посмотрите внимательнее: какая она замечательная, наша Земля, из космоса. Так неужели мы разрешим погубить ее, такую красивую, светлую, живую!
Неужели вы хотите, чтобы все это исчезло? Растворилось в небытие?! Это ведь и от нас зависит – быть войне или нет! Так поднимем наш голос за то, чтобы больше не повторились ни первая мировая, ни Великая Отечественная, чтобы не звучали раз-рывы бомб Чеченской войны! Скажем войне НЕТ!

Чтец 5:
Одеколоном пахнут деды,
В медалях звонких пиджаки.
У обелиска в День Победы
Мои собрались земляки.
Был митинг. Речи отзвучали.
В какой-то миг из тишины
Всем ветераны пожелали:
«Дай Бог, чтоб не было войны!»
Чтец 6:
Отгремели залпы войны,
Сожжены города, поселенья…
Сколько их, молодых, полегло
На великих кровавых сраженьях?!

Ничего нет страшнее войны!

Голод, холод, потеря близких…
Воевать было всем нелегко!
Пусть все это НЕ повторится!

Не хочу, чтобы ЭТО вернулось,
Дети пусть играют в чехарду,
И над нашей мирной планетой
Мы зажжем счастливую звезду.

Ведущий 2: И если мы все вместе поднимем свой голос в защиту мира, только тогда будут цвести улыбки на детских лицах, появляться их веселые рисунки на асфальте!
По очереди: - Только тогда небо над нашей головой будет ясным!
- Только тогда не будут греметь разрывы бомб в городах и селах!
-Только тогда будут расцветать цветы не на могилах погибших, а в садах и пар-
ках!
- Только тогда!
- Только тогда!

Уважаемые друзья! Не отправляю презентацию – 61 Мб (из текста пришлось удалить рисунки), если будет нужна - обращайтесь. Какая используется музыка, написано.

Материал подготовлен: Анисимова Ольга Викторовна,
учитель русского языка, литературы, МХК
МОУ «СОШ №15»
г. Славгород, Алтайский край

Использованная литература:
1. «Волгоград», фотоальбом. Составители: В.И. Атопов, И.Г. Падерин, В.И Чуй-
ков, Москва, «Советская Россия», 1985г.
2. Лирика А.Твардовского, В. Леднева, Вл. Дворянского, Р. Рождественского.
3. Песни: «На Мамаевом кургане тишина» Виктора Бокова, Моцарт «Лакримоза».

Автор: Анисимова Ольга Викторовна  АОВ
27.03.2010 3 11477 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК