След войны в моем доме (файл .noext)


Творческая карта проекта:

1. Название социального проекта: «След войны в моем доме».
2. Авторы проекта: Грек Дмитрий,
Дражникова Юлия,
Денисюк Ирина,
Малый Роман,
Мызникова Анна,
Казак Наталья,
Кондратенко Евгений.
3. Участники: работа по данной теме начата, когда учащиеся были в 5 классе,
сейчас они в 9 классе, проект реализован.
4. Руководитель проекта: Анисимова Ольга Викторовна, учитель русского языка
и литературы, высшая категория, МОУ «СОШ №15»
города Славгорода Алтайского края.
5. Цель проекта: создать условия для успешной и качественной реализации
национально-исторического и регионального компонента.
6. Задачи проекта:
- воспитывать у ребят чувство Родины, патриотизма через
исследование истории семьи, составление родословной;
-дать учащимся возможность проявить и развивать свои творческие
способности в области исследования по различным темам,
связанным с историей родного края, семьи, с литературоведением
и др.;
7. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и
ее место в моей семье», распространить в рамках города, края.
8. Сроки реализации: 2005 – 2007 учебные годы, сейчас идет распространение
обобщенной работы над проектом в рамках города.
9. Программа внедрения ( этапы реализации): 2005 - 2006 учебный год – сбор
информации через проведенные уроки развития речи по теме
«Родословная моей семьи», «Война в моем доме», сочинение
стихов о войне на уроках мужества, выступление с ними на
родительских собраниях, участие в конкурсе «Письмо ветерану»,
проведенном Почтой России; 2006 – 2007 учебный год – пополнение
материала, собранного по теме за счет исследовательской работы
(работа в музее города Славгорода, села Большеромановка),
составление презентации проекта. Выступление с презентацией
на школьной научно-практической конференции, перед дружиной
«Русичи», в лицее, в школе №15 в начальном и среднем звене.

10. Результаты проекта (самооценка и рефлексия): процесс реализации проекта дает его участникам возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, определиться с темой и дифференцировать область своих интересов (возможна работа в рамках проекта по экзаменационному реферату в старших классах). Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами.
Актуальность: данный проект – часть системы работы по гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию. Школа стремится воспитать человека, любящего свою малую родину, страну, в которой он родился. Он должен знать ее историю, быт и нравы. Эти ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее историю, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.

Цель проекта: создать условия для успешной и качественной реализации национально-исторического и регионального компонента.

Задачи проекта: воспитывать у ребят чувство Родины, патриотизма через исследование истории семьи, ее причастности к военному времени, составление родословной;
-дать учащимся возможность проявить и развивать свои творческие способности в области исследования по различным темам, связанным с историей родного края, семьи, с литературоведением и др.

Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края. 

Участники: работу по реализации проекта вели по заданным выше направлениям всеучащиеся 5-ых классов (2005-2006 учебный год). Работа была рассчитана на два года. Третий год – внедрение проекта в жизнь. Принципы: - изучение истории города, края;
- сотворчество детей и взрослых в совместной работе по проекту;
- формирование целостного представления учащихся о родном крае, месте семьи в
понятии «малая родина»;
- деятельностный подход.

План действий при реализации проекта: 2005 - 2006 учебный год – сбор информации
через проведенные уроки развития речи по теме « Родословная моей семьи », «Война в моем доме», сочинение стихов о войне на уроках мужества, выступление с ними на родительских собраниях, участие в конкурсе «Письмо ветерану», проведенном Почтой России; 2006 – 2007 учебный год – пополнение материала, собранного по данной теме за счет исследовательской работы ( работа в музеях г.Славгорода, с. Большеромановка), составление презентации проекта. Выступление с презентацией на школьной научно-практической конференции, перед дружиной «Русичи», в лицее, в школе №15 в начальном и среднем звене.
Результаты проекта (самооценка и рефлексия): процесс реализации проекта дает его
участникам возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы
работы, использовать прогрессивные технологии обучения, определиться с темой
( возможна работа в рамках проекта по экзаменационному реферату в старших классах) и
дифференцировать область своих интересов. Многие из участников проекта в
последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами, успешно
используя накопленный опыт. Откроется возможность создания картотеки участников
Великой Отечественной войны, локальных войн, исследовательской работы учащихся
совместно с музеем, оформления альбомов семейных династий, выпуска литературного
альманаха творческих работ учащихся школы № 15, компьютерных презентаций и так
далее.
Многое из запланированного в данном проекте уже выполнено и дало результаты.
Проект оценен на уровне города – Почетной грамотой - на Кожевниковских
литературных чтениях.
Список литературы:
1. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 1-12 за 2006 – 2007 годы.
2. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, конспекты уроков,
разработки занятий. Организаторам и классным руководителям. Волгоград: Учи-
тель, 2006год.
3. Школьные сочинения учащихся за 2005-2007 годы. (проза, стихотворения).

«След войны в моем доме»
1) 2 мая 1945 года в Берлине.
Еще невнятна тишина,
Еще в патроннике патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные провалы,
Еще «цивильные» дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
1945г. А.Твардовский.
2) Сколько лет прошло с тех пор, как закончена самая кровавая в мире война, а память о ней до сих пор тревожит душу! Порой кажется: шла она где-то далеко, так давно, нас не затронув. Но если вспомнить, полистать альбомы наших бабушек, дедушек, то окажется, что она живет до сих пор…совсем рядом, почти в каждой семье.
3) Лепская Наталья, ученица 6 Б класса, которая гордится своей бабушкой, пережившей
страшные годы репрессии и войны в тылу, написала стихотворение «Архив родословной»
Пошли года уже не те,
И люди тоже не такие.
Ведь раньше каждый из людей
Был должен знать свои архивы.
Сейчас года уже не те,
И редко мы людей встречаем,
Которые и до сих пор
Свои архивы изучают.
Мы решили изучить архивы альбомов своих родных, собрать материал по Великой Отечественной войне.
4) И узнали, что только из нашего города на фронт ушло более 6 тысяч солдат, почти дивизия!
380-я Орловская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия сформирована в Славгороде осенью 1941 года. Участвовала в освобождении Орла, Белоруссии, Польши, завершила свой боевой путь в Мекленбурге. Расформирована в июне 1945 г . (Звучит «Священная война» Лебедева-Кумача)
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Касаткин Алексей, 5 Б класс.
5) Расформирована 380-я дивизия была только после окончания войны. А сколько их, сибиряков, не вернулось с полей битв?!
Ярко алело полотнище флага…
Весной, в сорок пятом, повержен был враг.
Много фамилий на стенах рейхстага
Оставил навечно солдат-сибиряк!
В странах Европы сотни убитых,
На братских могилах букеты цветов.
Буквы из бронзы на мраморных плитах…
Мы помним погибших своих земляков.
Памятник Славы в маленьком парке…
Приходят родные цветы возложить.
Низкий поклон вам, сибирские парни,
Вы дали нам право родиться и жить! -
писала об этом наша славгородская поэтесса Зинаида Братусь.
6) Белик Кристина, ученица 6 Б класса, пишет: «Великая Отечественная война… Как она далека от нас, живущих в 21 веке. И уж совсем редко мы задумываемся о том, что с нами рядом живут ветераны, те самые люди, кто защитил нас от рабства фашизма. В России, наверное, нет семьи, которой не коснулась бы война. В нашей семье три фронтовика, три ветерана, участника Великой Отечественной войны.
Теплым осенним днем я сижу в своей комнате и рассматриваю фотографии своих прадедов. Самые ценные из них – фронтовые, уже пожелтевшие от времени. На фотографиях они в военной форме, подтянутые, молодые и красивые. Фролов Никифор Семенович во время войны был танкистом. Однажды в бою его танк загорелся от удара снаряда. Вернулся он с войны без одной ноги, но – главное – живой!
Второй прадед – Волков Николай Дмитриевич – служил лейтенантом 31 армии 88 стрелковой дивизии, защищал город Ржев. Награжден орденом «Боевого Красного Знамени» и другими медалями. Плескач Василий Александрович – бабушкин отец, ушел на фронт совсем молодым – в 17 лет, ушел добровольцем. Воевал храбро, бесстрашно. Заслуженно награжден орденом «Боевой Славы» и медалью «За победу над Германией», были и другие награды. Увы, фотографий не сохранилось.
7) Сорок первый – начало войны,
Сорок первый – начало беды!
Враг напал на нашу страну,
В каждый дом принес он беду.
Встал народ и прогнал врага,
Будто не было его никогда!
Только в памяти остался след
Тех тяжелых, жестоких лет. (Гришина Анна, 5 А класс)
8) Многие из героев навечно застыли в граните. У Герцеля Евгения ( 6 В класс) красивая родословная.
Его прадед – Уланин Дмитрий Дмитриевич – стал Героем Советского Союза, это его бюст в числе других десяти стоит на аллее Славы в парке. Родился он в 1919г, т.е. к началу войны ему было всего 22 года. Был наводчиком орудия, имеет два ранения. Награжден орденом Славы 3 степени и двумя медалями «За отвагу». Особенно страшным для него был бой на западном берегу реки Наров 5 октября 1944г, когда их батальон атаковали танки. Кончились патроны, и он с пулеметом в руках в упор расстреливал машины противника. За день было 5 атак. Уланин подбил 2 танка и около 30 гитлеровцев. Именно за этот подвиг ему и присвоили высшую награду Родины – Герой Советского Союза.
Другой прадедушка – Астахов Алексей Алексеевич, и прабабушка, его жена, Астахова Анна Федоровна, были родом из Ленинграда, там и застала их война, блокада. Все изведали: хлеб и продукты по карточкам, голод, лед Дороги жизни на Ладожском озере…Жена, в мирное время учитель истории, после эвакуации из блокадного Ленинграда работала на военном заводе в г. Череповец, где изготавливали снаряды для танков. А Алексей Иванович, ее муж, прадед Жени, прошел всю войну водителем знаменитой «Катюши», наводящей ужас на немцев. Он, как и все солдаты, видел, что значит война наяву: рев наступающих танков, разрушенные города и сёла, глаза детей, оставшихся без крова, без родителей, гибель друзей…
И смотрят они сейчас на нас со старых фотографий, как бы говоря: « Не забывайте нас, мы боролись ради вас…»
9) У Мызниковой Анны (ученицы 6А класса) на войне были оба прадеда – Мызников Николай Акимович ( воевал под Ленинградом, там и погиб. К сожалению, фотографий не сохранилось) и Ненашев Иван Николаевич. Имеет множество медалей, орден «За отвагу». С войны вернулся на родину, вырастил троих детей. Одну из медалей Иван Николаевич получил за то, что взял в плен языка, о чем он и рассказывал своей внучке. На последней фотографии Иван Николаевич вместе со своими однополчанами в годы войны ( крайний справа).
10) Не все вернулись домой после залпов салюта в честь Дня Победы. Но нашему земляку Николаю Даниловичу Пулину, дедушке Пулина Алексея, ученика 6В класса, повезло…
До войны Николай устроился работать в г. Новосибирске стрелочником трамвайного депо. Но пришла пора идти на призывной пункт. Думал ли 17-летний парень, что служба в армии продлится долгих 8 лет? Отправили новобранцем на Дальний Восток в артиллерийский полк. Защищал Халкин - Гол – не лезьте, враги, на нашу землю! Там же по радио услышали страшное по своей сути объявление: « 22 июня, в 4 часа…»
В составе воздушно-десантного полка отправился артиллерист Пулин на восток. Ленинградский, Воронежский, Украинский фронты. Везде Николай с однополчанами прикрывал высадку десанта на вражеской территории. Вот уже восстановлен пограничный столб СССР. Дошли до голубого Дуная, освободили Будапешт, Вену. Командиром отделения военной комендатуры в г.Вена встретил свой 27-й год рождения Николай Пулин. Воистину двойной праздник! Но еще полтора года гремели на улицах прекрасной родины штраусовских вальсов выстрелы, падали насмерть сраженные наши ребята. Не минула вражеская пуля и нашего героя. Дважды он был прикован к постели военного госпиталя, дважды находился между жизнью и смертью. Лишь в ноябре 1946г., получив приказ об увольнении в запас, Николай Данилович возвращается на Алтай, под крышу родного дома. Женился, пошли дети. С 1961г. семья живет в Славгороде. Как всегда, 9 мая вся семья – трое детей, пятеро внуков, 11 правнуков – собираются за праздничным столом, чтобы поздравить Николая Даниловича с днем рождения и Днем Победы. И как прежде, внимательно рассматриваются и бережно передаются из рук в руки боевые награды, фронтовые снимки бравого бойца Красной Армии на фоне белорусских берез, у стен старинных зданий
Будапешта и Вены.
11) У Кондратенко Евгения прадед, Карпеев Николай Иванович, прошел с боями от Москвы до Берлина, после войны работал железнодорожником, имеет много наград. Внук посвятил ему свое стихотворение «День Победы».
Вот и кончилась война
Девятого мая.
Дед мой с фронта возвратился,
Радость -то какая!
Майский праздник – День Победы,
Как тебя все ждали!
А у деда на груди
Орден и медали.
Защищал он нашу землю
Смело и правдиво,
И за это говорим
Мы ему спасибо.
12) Заруба Юрия Павлович - прадед Дражниковой Юлии, ученицы 6 А класса - воевал всю войну, выжил. Затем – работа, семья… Именно ему, своему прадеду, Юля посвятила стихотворение.
Война – это страшное слово!
Война – это слезы и боль!
В тылу все трудились отважно –
На фронте держали огонь.
И деды, отцы, даже дети
Сражались в бою до конца.
Медали они получали,
За Родину гордость была.
Победу они приближали,
Фашистов загнали в тупик.
И не было более счастья
В последний оконченный миг.
С победой домой возвращались.
Встречали бойцов дорогих,
И в памяти нашей остались
Обида и боль за своих. (Дражникова Ю., 6А класс)
13) У Денисюк Ирины ( 6 А класс) воевали прадеды Денисюк Иван Анатольевич ( к сожалению, фотографий не осталось) и Александров Вячеслав Георгиевич. О них в семье напоминает каждая вещь: медали «За отвагу», любимая ложка, вещи, сделанные собственными руками.
14) Мой дед воевал на Курской дуге,
Был ранен, но выжил в той страшной войне.
Медалями был награжден за Победу!
Хочу быть достойным я памяти деда! –
написал в своем стихотворении Данилейко
Григорий, которого назвали так в честь деда.
Данилейко Григорий Антонович ушел на войну в 27 лет. Испытал горечь потерь своих боевых товарищей, неоднократно сам находился в двух шагах от смерти. Как и многие другие, дошел до Победы. Прошел Курскую дугу, воевал в Великих Луках, был ранен, но после госпиталя вернулся на фронт. Родина оценила его заслуги, Григорий Антонович был награжден орденами и медалями. Война для него закончилась в 1946 году, после заключения мира с Японией.
15) И сейчас ребята играют в войну, поют военные песни, но если их спросить, хотели бы они наяву побывать на войне, они сразу, не задумываясь, ответили бы: «Никогда!» Малый Роман ( 6 В класс) написал в своем стихотворении об этом так:
Отгремели залпы войны,
Сожжены города, поселенья…
Сколько их, молодых, полегло
На великих кровавых сраженьях?!
Ничего нет страшнее войны!
Голод, холод, потеря близких…
Воевать было всем нелегко!
Пусть все это НЕ повторится!
Не хочу, чтобы ЭТО вернулось,
Дети пусть играют в чехарду,
И над нашей мирной планетой
Мы зажжем счастливую звезду.
16) И как продолжение этой мысли звучит стихотворение Данилейко Григория:
Одеколоном пахнут деды,
В медалях звонких пиджаки.
У обелиска в День Победы
Мои собрались земляки.
Был митинг. Речи отзвучали.
В какой-то миг из тишины
Всем ветераны пожелали:
«Дай Бог, чтоб не было войны!»
17) И они вернулись, чтобы строить новую жизнь, поднимать страну из руин:
- Карпенко Иван Матвеевич, прадед Хватковой Евгении (6 Б класс), воевал с мая
1942 по апрель 1946., победу встретил в Румынии, еще 2 года на Западной Укра-
ине уничтожал бендеровские банды;
- Чесноков Алексей Петрович, прадед Чеснокова Сергея ( 6 В класс), был
призван в армию в 1942г, шел второй год войны, той, которую потом
историки назовут Великой Отечественной… Алексей Петрович был
танкистом, сержантом танкового батальона. Был в окружении. Война
оставила много отметин на его теле. Два ранения были очень тяжелыми, но – выжил.
Брал Варшаву, Берлин. Много орденов и медалей. Он – яркий пример патриотизма в семье
Чесноковых;
- У Федоровой Ольги ( 6 Б класс) прадед Федоров Петр Иванович воевал всю войну, с 1941-
го по 1945год, имеет много медалей;
- прадед Сотниковой Татьяны (6 В класс), Червяк Александр Гордеевич, – родился 5 августа
1920г., с первых дней войны ушел на фронт. Было ему 21 год. Получил тяжелое ранение,
вернулся домой. Он – заслуженный ветеран Великой Отечественной войны и труда;
- прадед Забидянской Алины ( 6 А класс), Королев Иван Ефимович, воевал на севере
Мурманска, служил в автомобильных войсках морской бригады. От них зависело
снабжение. В дождь, снег и мороз, в бомбежку спешил транспорт к местам боев –
знали, что их ждут друзья, что от них зависит часто их жизнь, здоровье. После войны
вернулся на родину, вырастил пятерых детей, сейчас – внуков;
- у Пономарева Алексея прадедушка, Буркин Александр Петрович ушел на фронт в 14 лет, добровольцем. Взяли его в почтовый батальон. Но через несколько месяцев перевели в пехоту заряжающим, видно, не хватало людей. Под конец войны
их батальон попал на Сахалин, остался воевать с Японией. Именно там судьба
подарила ему встречу с будущей женой Валентиной. Демобилизовались вместе
и уехали к ее родителям на Алтай. Вырастили двоих сыновей. Сейчас у Алексан-
дра Петровича уже два внука и четыре правнука, и, несмотря на преклонный воз-
раст – 79 уже! – он полон сил, еще помогает детям и внукам. Как считает его внук
Алексей, дедушка – «человек с красивой судьбой»;
- У Яновой Ольги, ученицы 6 Б класса, прадед Николай Никифорович Янов, верну-
лся с войны, работал, вырастил внуков.
- у Андрющенко Владимира ( 6 В класс) воевал прадед, Дрючин Иван Захарович,
родившийся под знаменитым городом Муромом. Земля эта всегда рождала за-
щитников родины, вот и прадед Иван до войны работал на оборонном заводе, а в
41-ом добровольцем ушел на фронт. Участвовал в Орловско-Курской битве, был
ранен – потерял глаз, но продолжал защищать свою родину, свою семью. Про-
шел войну с честью, имел ордена и медали;
- прадед Куличенко Сергея ( 6 А класс) – Куличенко Петр Васильевич – воевал под
Сталинградом и под Москвой – в самом пекле войны. Был минометчиком. Успел
повоевать и с Японией. Есть ордена «За отвагу», «За победу над Японией»;
- прадед Неколенко Оксаны (6 Б класс), Петрушов Иван Иванович, служил в армии
Рокоссовского, дважды был ранен, но выжил, вернулся домой. Работал в мир-
ное время автоэлектриком;
- у Буданова Ромы (6 В класс) прадед Кононенко Иван Яковлевич прошел всю вой-
ну, умер уже после войны, вырастив детей, внуков.

18) А сколько их не вернулось с полей сражений?!

- Мнение Сафроновой Дарьи, наверное, объединяем мысли многих: мы принадлежим к счастливому поколению тех, кого не застала война. И это наше счастье. Но она затронула своим черным крылом многие семьи. У Даши воевали прадед и прапрадед. Прапрадед – Ивершин Василий Иванович - был артиллеристом, водителем ракетной установки «Катюша». Дважды был ранен. Погиб под Кенигсбергом. Прадед, Ивершин Василий Васильевич, его сын, - ушел на войну добровольцем в 17 лет, без разрешения родителей присоединился к псковским партизанам, позже воевал в составе действующей армии. Был дважды ранен, погиб в 1943г. под Белгородом. Оба имели ордена и медали. А дома их ждали матери. Женщины той «грозной годины» вынуждены были не только воевать на фронте, но и ковать победу в тылу. Прапрабабушка Даши, Ивершина Евдокия Ивановна, получила две похоронки – на мужа и на старшего сына. Велико было ее горе, но на руках было еще четверо детей. Надо было жить. Вся ее семья понимала, что своим трудом здесь, в тылу, они, хоть на миг, приближали Победу.
В презентации чередой идут фотографии:
- прадед Денинг Натальи ( 6 В класс), Захаренко Назар Тихонович и его сын Илья
погибли на фронте,
- у Шмалея Богдана один прадед погиб на войне – взорвался на мине, второй
вернулся в родную деревню с контузией, работал председателем. Был награжден
орденами;
- прадед Яшиной Кристины ( 6 В класс), Худяков Степан Андреевич, погиб 8 мая 1945г..
когда война уже закончилась;
- прадед Новоселова Ивана (6 В класс), Подручный Иван Иванович, пропал без вести,
а его брат Николай, ушел на фронт в первые дни войны, воевал 2 года, участвовал в
обороне Ленинграда, погиб в деревне Землянка Ленинградской области и похоронен в
братской могиле;
- прадед Ильчук Яны ( 6 Б класс), Коломиец Александр Григорьевич, был командиром
артиллерийского взвода, начал воевать с 1942г.. Воевал в Польше, где и погиб;
- у Зинченко Владислава ( 6 А класс) прадед погиб на фронте в 19 лет, совсем юным,
еще бы жить да детей растить;
- у Ткаченко Татьяны (6В класс) дед – Баум Адольф Адольфович, тоже погиб на войне.
19) Но война не закончена. Эстафета защиты родины передана сыновьям и внукам. Федор Прокопьевич Мартыненко, прадед Казак Натальи, ученицы 6А класса, воевал с первых дней войны, дошел до Берлина, где и погиб, имел множество медалей и орденов. Его внук – Казак Сергей Васильевич, служил в армии в спецназе внутренних войск России. Пришлось защищать правопорядок и в Чечне, и в Северной Осетии, и в Дагестане.

Фотографии:
Мартыненко Ф.П. и Казак С. В.

20) По всей стране стоят обелиски, в них вечно спят безымянные защитники нашего мирного неба, но мы помним об этом, мы благодарны им, что мы живем, что мы есть. Мы благодарны и тем, кто сумел вернуться с полей сражений, наладил мирную жизнь и трудился ради своих детей и внуков. Пусть теперь они на заслуженном отдыхе, так и должно быть, мы говорим им спасибо за то, что они есть.
Ветераны! Ветераны!
С каждым годом меньше вас..
Лучше пусть тревожат раны,
Но живите среди нас!
Зинаида Братусь.

22) Есть слово одно на свете,
Страшное слово ВОЙНА.
Его знают взрослые, дети,
Помнит его вся страна.
Война – это боль, потери
И смерть боевых друзей.
Но все-таки в мир я верю,
Ведь нет его в жизни важней!
Так пусть будет мир на планете,
Пусть будет всегда хорошо,
И чтобы не плакали дети,
Жилось всем легко и светло!
Мызникова Анна, 6 А класс

( Звучит запись песни В. Высоцкого « На братских могилах», 1 куплет)

23) Волосы седыми стали
Средь звенящей тишины.
Губы матери шептали:
«Лишь бы не было войны!
Лишь бы детям не досталось
То, что испытали мы.
В жизни б все образовалось,
Лишь бы не было войны!»
Взрывы вновь загрохотали
По развалинам Чечни.
Сердце сводит от печали
«Лишь бы не было войны!»
В.Михно.

24) Концовка:
Посмотрите внимательнее: какая она замечательная, наша Земля, из космоса. Так неужели мы разрешим погубить ее, такую красивую, светлую, живую!
Неужели вы хотите, чтобы все это исчезло? Растворилось в небытие?!Это ведь и от нас зависит – быть войне или нет! Так поднимем наш голос за то, чтобы больше не повторилась ни первая мировая, ни Великая Отечественная, чтобы не звучали разрывы бомб Чеченской войны! Скажем войне НЕТ!
( Звучит песня «Хотят ли русские войны?»)

Использованный материал:

1. Братусь З. Стихи.
2. Высоцкий. В. На братских могилах.
3. Михно. В. Стихи.
4. Колмановский Ю. Хотят ли русские войны?
5. Лебедева-Кумача. Священная война.
6. Стихотворения и сочинения учащихся МОУ «СОШ №15» г. Славгорода
Алтайского края.
7. Твардовский А.1945г.


Полный текст материала След войны в моем доме (файл .noext) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анисимова Ольга Викторовна  АОВ
-, МОУ "СОШ №15"
09.07.2010 2 7887 699
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Hunter • 11:49, 25.06.2011
а чем открыть файл *.noext
avatar
Материал обновлен 14.07.2010 г.