Проект классного часа "Герои Победы"; 3 - 4 классы


Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

города Гагарина Смоленской области











Проект классного часа

«Герои Победы»










Автор:

учитель начальных классов

Ферганова Оксана Анатольевна






Цель: формирование у обучающихся представления о том, что герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - это армия и весь советский народ.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;

  • формирование у обучающихся понимания значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому прошлому нашей Родины.

Возраст обучающихся: 9-10 лет (3-4 класс)

Оборудование:

  • презентация;

  • листы формата А-3 на магнитах для составления интеллект-карты: «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Воины-герои», «Труженики тыла – герои», «Партизаны – герои», «Животные – герои», «Города – герои»;

  • для каждого обучающегося: текст «Герои войны», тексты - «Воины-герои» (для группы № 1), «Труженики тыла – герои» (для группы № 2), «Партизаны – герои» (для группы № 3), «Животные – герои» (для группы № 4), «Города – герои» (для группы № 5); клей-карандаш; фломастеры; ручка; простой карандаш;

  • для каждой группы: инструкция; разрезной материал;

  • стрелки на магнитах (5 цветов) – 5 штук;

Используемые технологии: технология интеллект-карт; технология развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, беседа, викторина.




Ожидаемые результаты:

Личностные:

1 уровень результатов: знать о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2 уровень результатов: осмысление проявления героизма советского народа в Великой Отечественной войне для судьбы Родины.

3 уровень результатов: осознание значимости государственного праздника 9 мая - День Победы для своих соотечественников и для самого себя; проявление желания участвовать в празднике 9 мая (в шествии «Бессмертный полк»).

Воспитательный эффект: овладение социально полезными видами деятельности, ориентированными на сохранение, присвоение базовых национальных ценностей российского общества.

Метапредметные:

познавательные:

  • извлекать информацию из источников (тестов);

  • формирование ознакомительного, изучающего, поискового чтения;

  • объяснять явления, связи, выявленные в процессе работы с текстом

регулятивные:

  • принимать и сохранять воспитательную задачу;

  • планировать свои действия в сотрудничестве с учителем и при работе в группе с одноклассниками;

  • принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров

коммуникативные:

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • отвечать на вопросы;

  • обосновывать свою точку зрения

Обязательное условие для проведения мероприятия – владение обучающимися элементарными навыками составления интеллект-карт.


Подготовительная работа

Данное мероприятие является заключительным в цикле мероприятий, посвящённых победе советского народа в Великой Отечественной войне. Мероприятие проводится накануне праздника 9 Мая. Перед этим мероприятием на протяжении апреля с обучающимися проводятся 5 мероприятий по следующим темам:

  1. «Воины-герои Великой Отечественной войны».

  2. «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны».

  3. «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны».

  4. «Животные – участники Великой Отечественной войны».

  5. «Города-герои».

Перед каждым мероприятием обучающиеся самостоятельно изучают тему: читают художественные произведения, просматривают фильмы, изучают информацию в Интернете.

Список литературы для самостоятельного чтения обучающимися (См. Приложение)

К каждому мероприятию учитель готовит презентацию. Занятие проходит в виде беседы, дети делятся своими впечатлениями о прочитанном по данной теме.

Ход мероприятия

(Перед занятием дети рассаживаются группами – всего 5 групп).

Учитель: Посмотрите на слайд (Слайд 2). Здесь изображены символы. Что их объединяет? С каким событием они связаны? Что вы о них знаете? (Выслушиваются ответы обучающихся, их предположения записываются на доске - приём технологии развития критического мышления «Мозговой штурм»).

Пояснения учителя (в случае необходимости):

Орден «Победа» - главная советская военная награда.

Георгиевская лента - чёрно-оранжевая полоса: чёрный цвет символизирует дым, оранжевый - пламя (символ войны).

Плакат «Родина-мать зовёт» - образ Родины-матери.

Вечный огонь - вечная память.

Гвоздики - символ борьбы за свободу.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? Какова тема нашего занятия? (о Великой Отечественной войне) (Слайд 3).

Учитель: Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Выслушиваются ответы детей)

Учитель подводит итог по определённой обучающимися теме занятия в виде викторины:

  1. Как называлась наша страна в годы войны? (СССР)

  2. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

  3. Сколько лет длилась война? (4 года). Назовите годы войны. (1941-1945)

  4. Кто напал на нашу страну? (Германия)

  5. Кто был предводителем германских войск? (Адольф Гитлер)

  6. Каковы были планы Гитлера? (захватить весь мир)

  7. В течение какого времени Гитлер хотел победить нашу страну? (2-3 месяца - план «молниеносной войны»

Учитель: Как вы думаете, почему не удался план Гитлера осуществить молниеносную войну и захватить СССР? (На защиту Родины встала вся страна от мала до велика, воины сражались насмерть, проявляли героизм).

Как вы понимаете смысл слова «героизм»? Кого называют героем? (Выслушиваются ответы детей).

(На середину доски учитель прикрепляет лист «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»)

Учитель: Сегодня на занятии мы попытаемся выяснить, кто же эти герои войны. У вас у каждого есть текст «Герои войны». Вы его сейчас прочитаете и обсудите в группах, кого можно считать героями войны.

Текст «Герои войны»

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Германские войска нарушили граница Советского Союза. Гитлеровские войска стремительно захватывали советские города. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Воины Красной Армии героически сражались с врагом. Они уничтожали немецких захватчиков на земле, в небе, на воде.

Труженики тыла усилили работу всех предприятий, чтобы производить для фронта больше танков, самолётов, пулемётов, патронов, снарядов и другой военной техники.

На занятой врагом территории создавались партизанские отряды, которые вели борьбу с фашистами: взрывали мосты, минировали дороги, по которым проезжала немецкая техника, поджигали немецкие склады, нападали на обозы, уничтожали фашистов.

Рядом с солдатами гордо и отважно сражались те, кого мы называем братьями нашими меньшими – животные. Лошади, собаки, кошки, голуби, как и люди совершали подвиги. И гибли, как люди.

От врага оборонялись и города. Города, жители которых проявили героизм, стойкость и мужество в защите Родины в 1941-1945 гг., удостоились почётного звания «Город-герой».

(После обсуждения текста в группах осуществляется проверка).

Учитель: Итак, кого же можно считать героями войны? (Воинов, тружеников тыла, партизан, животных, города).

(Учитель прикрепляет на доску листы А3 с написанными словами: «Воины-герои», «Труженики тыла – герои», «Партизаны – герои», «Животные – герои», «Города – герои» и магнитные стрелки. Получается схема на доске (интеллект-карта).


Так выглядит интеллект-карта до заполнения ее частей



Воины - герои





Труженики тыла - герои








Герои

Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.








Города - герои



Животные - герои




Партизаны - герои


Учитель: Вы разделились на 5 групп. Каждая группа получает своё задание – рассказать о герое и всю информацию разместить на листе.

(Учитель снимает с доски листы «Воины-герои», «Труженики тыла – герои», «Партизаны – герои», «Животные – герои», «Города – герои» (это части интеллект-карты) и раздаёт каждой группе).

Учитель: Для каждой группы есть инструкция о том, какого рода информация должна быть на листе, текст, с помощью которого вы найдёте нужную информацию. В конце работы представитель от каждой группы выйдет к доске прикрепит свой лист на доску и расскажет о герое.

(У каждой группы комплект необходимого для работы: инструкция, текст для чтения с информацией, разрезной материал, ножницы, маркеры, клей-карандаш).

(Во время работы групп учитель оказывает необходимую помощь обучающимся).

Группа1 (Работает с частью интеллект-карты «Воины-герои»)

Инструкция

  1. Прочитайте текст о воинах-героях.

  2. Напиши фамилии и имена героев, наклей их фотографии, фотографии памятников, которые им поставлены. Коротко напиши, какие подвиги они совершили.

  3. О каких воинах-героях ты знаешь или читал в дополнительной литературе. Напиши их имена и об их подвиге.

  4. Если ты знаешь о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне, напиши их имена.


Текст «Воины-герои»

Одними из самых известных воинов-героев Великой Отечественной войны являются:

Александр Матросов - Герой Советского Союза. Погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота. Ценой своей жизни он спас боевых товарищей и позволил им выполнить боевую задачу.

Николай Гастелло - летчик, Герой Советского Союза. В июне 1941 года экипаж под командованием Николая Гастелло вылетел в атаку на немецкую колонну. Та охранялась вражеской артиллерией, и самолет Гастелло был сбит фашистами. У летчика была возможность катапультироваться, но он направил горящий самолет на колонну врага, совершив таким образом первый в Великой Отечественной войне огненный таран.

Алексей Маресьев - летчик, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной самолет Маресьева был подбит фашистами, и летчик катапультировался. Раненный в обе ноги, он восемнадцать суток добирался до линии фронта. Ему удалось попасть в больницу, но врачам пришлось ампутировать бойцу обе ноги. Алексей Маресьев начал летать с протезами. На его счету 11 сбитых самолетов врага и более 80 боевых вылетов, большую часть из которых он совершил уже без ног.

Иван Панфилов и 28 героев-панфиловцев

Под руководством генерал-майора 28 отважных ребят совершили настоящее чудо.

В ноябре 1941 года началось контрнаступление на Москву. Заняв оборонительную позицию на шоссе в семи километрах от Волоколамска (город под Москвой). Они отбивали атаки наступающих танков. Сражение продолжалось 4 часа. Ими было уничтожено 18 бронированных машин. Все 28 человек погибли. В итоге контрнаступление фашистов провалилось. Битва за Москву была проиграна оккупантами. Именно этой битве отводили важнейшую роль в ходе войны.

Марат Казей. Когда началась Великая Отечественная война, Марату Казею было всего 12 лет. Жил он в деревне вместе с сестрой и родителями. В 41-м оказался в оккупации. Мать Марата помогала партизанам, предоставляя им свой кров и подкармливая их. Однажды немцы узнали об этом и расстреляли женщину. Оставшись одни, дети, не долго думая, отправились в лес и присоединились к партизанам. Марат, который до войны успел окончить лишь четыре класса, помогал старшим товарищам, чем мог. Его даже брали в разведку; а еще он участвовал в подрыве немецких эшелонов. В 43-м паренька удостоили медалью «За отвагу», за героизм, проявленный во время прорыва окружения. Мальчик был ранен в том страшном бою.А в 1944-м Казей возвращался из разведки вместе с взрослым партизаном. Их заметили немцы и начали обстреливать. Старший товарищ погиб. Марат отстреливался до последнего патрона.

А когда у него осталась лишь одна граната, подросток подпустил немцев поближе и взорвал себя вместе с ними. Ему было 15 лет.

Примерный рассказ обучающегося у доски

Одними из самых известных воинов-героев являются Александр Матросов, Николай Гастелло, Алексей Маресьев, Иван Панфилов и 28 героев-панфиловцев, Марат Казей. Александр Матросов совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. И т. д.


Разрезной материал

Александр Матросов

Николай Гастелло

Алексей Маресьев












Герои-панфиловцы

Марат Казей

Памятник Александру Матросову в городе Великие Луки

Памятник Николаю Гастелло в городе Уфа

Памятник Алексею Маресьеву в городе Камышин

(Учитель сопровождает рассказ обучающегося показом слайдов презентации и комментированием изображённого). (Слайды 4-13)

Учитель: Вы рассказали только о нескольких воинах-героях. А как же остальные бойцы. Ведь они тоже являются героями, или нет? (Ответы детей). Можем ли мы дополнить лист информацией об остальных воинах? Как? (Ответы детей).

(Учитель помогает детям, в случае затруднения, с обобщённой формулировкой, например: 10 миллионов погибших воинов, оставшиеся в живых после войны воины, воины, пропавшие без вести)

(Обучающийся дописывает эту информацию на лист).

Учитель: Сейчас мы послушаем представителя от группы 2 - «Труженики тыла - герои».

Группа 2 (Работает с частью интеллект-карты «Труженики тыла-герои»)

Инструкция

  1. Прочитайте текст о тружениках тыла.

  2. Напиши о том, кто трудился в тылу и какой вклад внёс для победы.

  3. Выбери и наклей нужные фотографии.

(Обучающийся из группы прикрепляет заполненную часть интеллект-карты на доску)

Примерный рассказ обучающегося у доски:

Труженики тыла героически работали на заводах. Производили танки, самолёты, пушки и другую военную технику. Колхозники работали на полях, снабжали продовольствием фронт и т. д.

(Учитель сопровождает рассказ обучающегося показом слайдов презентации и комментированием изображённого) (Слайды 14-29).

Текст «Труженики тыла»

Во время войны в тылу люди совершали трудовые подвиги.

После начала войны все заводы перестроили свою работу на производство военной техники и боеприпасов. Большинство мужчин, которые раньше там работали, ушли на фронт. Их место заняли женщины, дети, пожилые люди. Они производили самолёты, танки, миномёты, выпускали снаряды, автоматы, винтовки.

Из деревни почти всё мужское население ушло на фронт. Остались в колхозах женщины, дети, старики. Именно они работали в полях: обрабатывали землю, косили хлеба, связывали снопы, молотили зерно. Колхозники обеспечивали фронт продовольствием.

Интеллигенция - писатели, поэты, музыканты, художники своим творчеством поддерживали боевой дух советских воинов. Бригады артистов выезжали с концертами на фронт, выступали перед солдатами, перед ранеными в госпиталях. Поэты и композиторы создали много военных песен, например: «Священная война», «Катюша», «Три танкиста». За время войны художниками было создано большое количество военных плакатов, призывающих советский народ сражаться за Родину, бороться за её освобождение.

Огромный вклад в победу внесли врачи и учёные-медики. Врачи, медсёстры и санитары спасали раненых и умирающих советских бойцов, выхаживали их в госпиталях. Во время войны появилось лекарств - пенициллин. С помощью этого лекарства вылечились тысячи раненых бойцов.

Часть заработанных денег люди добровольно тратили на нужды фронта. Это были добровольные пожертвования граждан. Люди высылали посылки для советских воинов. В посылках были тёплые носки, варежки, табак, конфеты, консервы. У кого были драгоценности тоже сдавали на нужды фронта. Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь. Она организовала сбор средств для фронта. На церковные средства были построены десятки танков и самолётов.

Все работники тыла работали в тяжелейших условиях. На заводах люди работали по 11 часов в день, выполняли несколько норм производства продукции. В колхозах не осталось лошадей - все были отправлены на фронт. Вся тяжёлая работа выполнялась людьми. Люди работали не жалея сил. Звучали слова: «Всё для фронта! Всё для победы!»

Разрезной материал















Учитель: Сейчас мы послушаем представителя от группы 3 - «Партизаны - герои».

(Обучающийся из группы прикрепляет заполненную часть интеллект-карты на доску)

Примерный рассказ обучающегося у доски:

Партизаны - это люди, которые уничтожали врага на занятой им территории. Партизаны вместе с войсками принимали участие в сражениях. Они осуществляли диверсии: подрывали железнодорожные пути, взрывали мосты и т. д.

(Учитель сопровождает рассказ обучающегося показом слайдов презентации и комментированием изображённого) (Слайды 30-35).

Группа 3 (Работает с частью интеллект-карты «Партизаны-герои»)

Инструкция

  1. Прочитайте текст о партизанском движении во время войны 1941-1945 гг.

  2. Напиши, какие виды деятельности осуществляли партизаны. Какие памятники поставлены героям-партизанам? Выбери и наклей нужные фотографии.

  3. Из самостоятельно прочитанных тобой произведений вспомни имена партизан, впиши их в лист.

Текст «Партизаны-герои»

Во время Великой Отечественной войны на захваченной немцами территории действовали партизанские отряды, которые наносили вред фашистским захватчикам - уничтожение живой силы фашистов и их вооружений. Партизаны жили в условиях леса в землянках. В партизанских отрядах было много местных жителей, среди которых были женщины и подростки.

Партизаны взаимодействовали с войсками армии и вместе принимали участие в битвах – оказывали боевое содействие нашим войскам. Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, враги этого не ожидали. Так совместными действиями армия и партизаны уничтожали врага.

Партизаны занимались диверсионной деятельностью - занимались подрывом железнодорожных путей, мостов и эшелонов с продуктами и вооружением. Это наносило урон немецким войскам.

Партизаны занимались разведывательной деятельностью – собирали сведения о противнике в разных населённых пунктах. Часто в разведку ходили местные жители - женщины и подростки. Они не привлекали внимание немецких солдат и занимались сбором сведений о количестве немцев, об их вооружении, о том, где были сосредоточены основные силы противника. Потом эта информация передавалась в партизанский отряд для того, чтобы принять меры о ликвидации врага.

Партизаны уничтожали живую силу противника - нападали на немецкие гарнизоны, нападали на вражеские обозы, отбирали вооружение и продукты, брали фашистов в плен.

Разрезной материал


Памятник партизанам-подрывникам



Памятник воинам армии и партизанам в Брянске

Памятник юным героям-партизанам под Москвой


Учитель: Сейчас мы послушаем представителя от группы - «Животные - герои». (Обучающийся из группы прикрепляет заполненную часть интеллект-карты на доску)

Примерный рассказ обучающегося у доски:

Во время Великой Отечественной войны животные, наряду с людьми, проявляли героизм. В войне участвовали собаки, кошки, лошади, голуби, верблюды. Были собаки-подрывники, собаки-санитары и т. д.

(Учитель сопровождает рассказ обучающегося показом слайдов презентации и комментированием изображённого) (Слайды 36-45).

Группа 4 (Работает с частью интеллект-карты «Животные-герои»)

Инструкция

  1. Прочитайте текст о животных, которые помогали бороться с врагов на войне 1941-1945 гг.

  2. Напиши, какие животные участвовали в войне, что они делали. Выбери и наклей нужные фотографии.

  3. Какие памятники поставлены животным. Наклей фотографии.

  4. Вспомни из самостоятельно прочитанных тобой произведений клички животных-участников войны, какие подвиги они совершили. Напиши.

Текст «Животные-герои»

В тяжелые годы войны рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, также как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Самыми верными помощниками солдат в годы Великой Отечественной войны были собаки. Возможно, многие ветераны остались живы, только благодаря, их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если это стоило их жизни.

Наши собаки несли самую разную службу. Ездовые собаки на небольших телегах подвозили боеприпасы и увозили на них же раненных солдат. Собаки – связисты доставляли важные донесения через самое пекло боевых действий, тянули телефонный кабель на большие расстояния. Собаки – миноискатели обнаруживали и обезвреживали мины, фугасы и другие боеприпасы. Собаки - истребители танков. Этих собак готовили к одному - единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки.    Перед заданием на них одевали специальные мешки с минами. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Собаки - санитары отыскивали тяжелораненых солдат в болотах, лесах, оврагах и  приводили к ним санитаров,  или приносили на своих спинах санитарные сумки с медикаментами и перевязочным материалом.

Армия использовала почтовых голубей. Они доставляли письма и донесения в штаб.

 Помогли людям пережить тяжелые годы войны кошки. Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей.

Во время войны тяжёлые пушки и другие грузы вместо лошадей тащили верблюды.

В перевозке пушек и снарядов использовались лошади. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Командиры батальонов и полков передвигались на лошадях. Раненых бойцов тоже перевозили лошади.




Разрезной материал


Памятник коту Елисею и кошке Василисе в Ленинграде

Памятник собакам-героям в Москве

Памятник героям-медикам и санитарным собакам в г. Ессентуки


Памятник верблюдам в г. Ахтубинске


Памятник голубям в г. Ангарске

Памятник лошадям в г. Москва




Учитель: Сейчас мы послушаем представителя от группы - «Города - герои».

(Обучающийся из группы прикрепляет заполненную часть интеллект-карты на доску)

Примерный рассказ обучающегося у доски:

Звание «Город-герой» давали городам, чьи жители проявили героизм в защите города. Их наградили орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». Москва - город-герой. С этим городом связана великая Московская битва. Немецкие войска потерпели там первое своё поражение и т. д.

(Учитель сопровождает рассказ обучающегося показом слайдов презентации и комментированием изображённого) (Слайды 46-58).

Группа 5 (Работает с частью интеллект-карты «Города-герои»)

Инструкция

  1. Прочитайте текст о городах-героях.

  2. Напиши названия городов-героев и за что они получили это звание.

  3. Выбери и наклей гербы городов, памятники, которые есть в этих городах.

  4. Отдельно впиши названия остальных городов-героев.

Текст «Города-герои»

Почётное звание «Город-герой» давали городам Советского Союза, жители которых проявили героизм, стойкость и мужество в защите родины в 1941-1945 годах. Участников сражений за город награждали медалями «За оборону». Городу-герою вручались высшие награды Советского Союза - орден Ленина и медаль «Золотая звезда». Этого почётного звания удостоились 12 городов и одна крепость: Брест (крепость-герой), Волгоград (Сталинград), Керчь, Киев, Ленинград (Санкт-Петербург), Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Тула.

Брест - крепость-герой. Брестская крепость первой приняла удар немецко-фашистских войск. Брестская крепость очень долго сдерживала натиск врага. Потери немецких войск были огромны. При защите крепости погибло много и советских бойцов. Не было воды, много защитников крепости погибло при попытке взять воду из реки.

Волгоград - в годы войны Сталинград. Битва под Сталинградом – великая Сталинградская битва. Фашистские войска были разгромлены и понесли огромные потери. Город почти полностью превратился в руины – такие жестокие бои там проходили.

Ленинград (Сегодня Санкт-Петербург) – это город, который был в блокаде почти 3 года, но так и не сдался врагу – город не был захвачен немцами. Жители и защитники города заплатили страшную цену за удержание города: погибло от голода, а зимой ещё и от холода, почти половина жителей города.

Москва была целью немецких захватчиков. Туда они устремились со всей силой и мощью. Именно в битве под Москвой весь мир увидел первое поражение врага. Советские воины стоять насмерть обороняя Москву.

Смоленск оказался на пути немецких войск, которые рвались к Москве. Битва за город была одной из самых яростных в начале войны. Под Смоленском было уничтожено огромное количество немецких солдат и офицеров. Сопротивление Смоленска дало Москве время подготовиться к наступлению врага. Гитлеровский план «молниеносной войны» был сорван.





Разрезной материал

герб Москвы

герб Бреста

орден Ленина

медаль «Золотая звезда»

Скульптурная композиция «Жажда» в Бресте

Монумент «Мужество» в Бресте

Статуя «Родина-мать зовёт» в Волгограде

Скульптура «Стоять насмерть» в Волгограде

герб Волгограда

герб Ленинграда

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Монумент «Мать-Родина» в Ленинграде

Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь в Москве

Памятник защитникам Москвы

герб Смоленска

Вечный огонь в Смоленске

Курган Бессмертия в Смоленске




После того, как выслушаны ответы всех групп, устанавливаются связи между частями интеллект-карты. Например: кошки - Ленинград, собаки - воины, собаки - партизаны, воины - города-герои, труженики тыла - воины и т. д. Эти связи оформляются на доске стрелками.

Учитель: Посмотрите, какая схема у нас получилась. Давайте подумаем, как части схемы связаны между собой. Обозначим их стрелками.

(Если обучающиеся затрудняются, учитель помогает установить связи).

Учитель: Итак, какой же мы можем сделать вывод: кто является героями Великой Отечественной войны? (Выслушиваются ответы детей).

Т. е., другими словами, мы пришли к выводу о том, что герои Великой Отечественной войны - это каждый человек, который хотя бы что-то сделал для победы: воевал на фронте, был партизаном, растил хлеб. Это дети, которые наравне со взрослыми ходили в бой, работали у станков и в поле, ухаживали за ранеными в госпиталях. Память о них останется навеки в наших сердцах, потому что без победы в 1945 году мы не знаем, как бы сложилась судьба нашего народа, наших бабушек и дедушек, родителей и нас самих. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне будут помнить поколения россиян. (Слайд 59).

Учитель: О том, что россияне помнят и чтут героев Великой Отечественной войны свидетельствует то, что каждый год в нашей стране отмечается праздник. Какой? (9 мая - День Победы)

Как проходит этот праздник? Кто из вас принимал участие в нём? Расскажите. (Обучающиеся делятся своими знаниями, впечатлениями: митинг, шествие «Бессмертный полк»).

Что представляет собой это шествие? Что значит это шествие, какой имеет смысл? (Ответы детей). (Слайд 60).

Кто из вас хочет принимать участие в шествии «Бессмертного полка» в этом году? Почему? (Ответы детей).

Учитель: Давайте почтим память о героях Победы минутой молчания.


Источники:

  1. Герои Великой Отечественной. – Ростов-на-Дону: Изд. дом «Проф-Пресс», 2019 (серия «Хочу знать).

  2. Комплекты наглядных пособий «Великая Победа» (Демонстрационные картинки, беседы «Города-герои»), -Творческий центр «Сфера».

  3. https://infourok.ru/npk-po-teme-zhivotnie-geroi-vov-3862083.html - о животных-героях

  4. https://fishki.net/1438824-zhivotnye---geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html - о животных-героях

  5. https://nevareaktiv.ru/about/news/2018/vklad-truzhenikov-tyla-v-velikuu-pobedu - о тружениках тыла

  6. https://tailytales.ru/2017/05/08/9138/ - о животных-героях

7. ttps://nevareaktiv.ru/about/news/2018/vklad-truzhenikov-tyla-v-velikuu-pobedu - о тружениках тыла

8. https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/obshhie/partizanskoe-dvizhenie - о партизанах

9. http://ulyanovbib.blogspot.com/2017/05/blog-post_7.html - о животных-героях

Приложение

Список литературы для самостоятельного чтения обучающимися:

Тема «Воины-герои Великой Отечественной войны»:

  1. Алексеев С. От Москвы до Берлина.

  2. Алексеев С.Рассказы о войне.

  3. Алексеев С.Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. – М.: Педагогика, 1990 (рассказы «Генерал Карбышев», «Ночной таран», «Герои-панфиловцы», «Иван Голубец», «Сапожников», «Капитан Гастелло»).

  4. Алексеев С. Сто рассказов о войне.

  5. Герои Великой Отечественной. – Ростов-на-Дону: Изд. дом «Проф-Пресс», 2019 (серия «Хочу знать).

Тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»:

  1. Исаковский М. Русской женщине.

  2. Мурзин В. Труженикам тыла.

  3. Плакаты времён Великой Отечественной войны о тружениках тыла.

Тема «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны»:

  1. Алексеев С.Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. – М.: Педагогика, 1990 (рассказы «Зоя», «Партизаны», «Ковпак», «Марите»).

  2. Дугинец А. Боевое задание.

  3. Тихонов Н. Храбрый партизан.

  4. Цессарский А. Операция «Мост».

Тема «Животные – участники Великой Отечественной войны»:

  1. На Великой Отечественной.//Дмитриев Ю. Д.Домашние животные./Ю. Д. Дмитриев. - М. 1997

  2. Собаки на войне // Боевые животные / сост. А. Н. Петров. - Минск, 1997

Тема «Города-герои»:

  1. Алексеев С. Московская битва: рассказы для детей. - М: Детская литература, 2005.

  2. Алексеев С. «Подвиг Ленинграда».

  3. Алексеев С.Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. – М.: Педагогика, 1990 (рассказы «Брестская крепость», «Под Минском», «Оборона Киева», «Смоленскийградобой», «Тульские пряники»).

  4. Алексеев С. «Сталинградское сражение».


Полный текст материала Проект классного часа "Герои Победы"; 3 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна  ocsansh
05.04.2024 0 223 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК