Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе «Урок мужества»


Задачи:

  • способствовать развитию интереса учащихся к истории своего края;
  • воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине, её народу;
  • развивать творческие способности учащихся.

 

Форма реализации: рассказ, литературно-музыкальная композиция.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • презентация «Урок Мужества»,
  • песни об Афганистане,
  • портрет Ивана Ларькина,
  • свечи и подсвечник,
  • цветы.

Содержательная часть.
(на доске запись)
Подвиг воина-земляка, Ивана Ларькина,
погибшего в Афганистане…

1 ведущий: Горит Чечня, горит
Афганистан,
Как в 43-м том горела
Волга.
И улетают секунды в
прошлое.
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало
прожили,
Что с того, что нам
двадцать лет.

Слово учителя: Афганская война (1979-1989 г.г)
всё дальше уходит в прошлое. Это была одна из самых затяжных, жестоких, трагических войн двадцатого века. Она длилась 9 лет, 1 месяц, 18 дней. Как только ни называли эту необъявленную, оболганную войну: захватнической, террористической, спрятанной, локальным вооружённым конфликтом, интернациональной военной акцией. Историки до сих пор не могут объективно разобраться в её противоречивом характере. Некоторые предпочитают вообще её замалчивать. Но люди должны знать о той войне правду, какой бы горькой она ни представлялась.
Да, война в Афганистане не принесла нашей стране ни почестей, ни славы, не стала победоносной. Победить кого-то в ней –такая задача не ставилась перед 40-й армией. Наши войска понесли немалые потери, но не проиграли ни единого сражения с противником. Конечно, они не были захватчиками, оккупантами, террористами и пришли туда с миром, выполняя условия советско-афганского Договора об отпоре агрессии. Советская армия принимала все меры для стабилизации военно-политической обстановки в соседней стране.
Ответственность за решение об участии в этой войне лежит на тех, кто его принимал. Но наши воины, живые и павшие, «сраму не имут». Они с честью и достоинством выполнили свой интернациональный солдатский долг.
Трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб в одном из своих выступлений отметил очень важную деталь. «Эстафета мужества, -писал он,- передаётся от поколения к поколению, потому что в основе подвига лежат священные для каждого советского человека понятия: Родина, партия, дружба, воинский и интернациональный долг». И действительно, эстафету мужества, начатую дедами, поддержанную отцами, ныне достойно несут сыновья и внуки. Так будет всегда.
Тысячи молодых советских парней прошли испытание огнём в Афганистане. Они показали себя подлинными интернационалистами, помогая братскому народу отстоять свои революционные завоевания, подлинными патриотами- защищая безопасность южных границ нашей Родины.
(1-й слайд презентации)
2 ведущий: Прошли годы. Изменилось отношение к афганской войне.
Ненужная, странная… Так сейчас называют эту войну. Но для военных она была война как война. Солдаты не рассуждали об этом. Они воевали по приказу Родины. Верные воинской присяге, выполняли поставленные перед ними задачи. И выполняли честно, добросовестно, мужественно. Таким настоящим солдатом был и наш земляк –Ларькин Иван Григорьевич.
(2-й слайд презентации, звучит песня «В солдатских цинковых гробах»)
1чтец:Помяни нас, Россия,
и злых, и усталых,
Одуревших от зноя,
без сна, без воды,
отмеряющих жизнь
от привала к привалу,
от звезды до звезды,
от беды до беды…

1 ведущий: Для всех, кто участвовал в походе «за речку», для родных и близких погибших афганская война навсегда останется болью в сердце, кровоточащей раной.
(3 слайд презентации)
2 чтец: Та война всем казалась вечной:
Девять долгих свинцовых лет,
Автоматы швырнув на плечи,
Возвращается из-за речки
Ограниченный контингент.

2 ведущий: Но не всем суждено было вернуться на Родину, к своим родителям, к друзьям.
(4 слайд презентации)
Мы всегда будем помнить нашего земляка, погибшего при исполнении служебных обязанностей, гвардии младшего сержанта Ивана Ларькина.
Детство его прошло в селе Малячкино. Ваня был обычный, трудолюбивый, весёлый, любознательный, отзывчивый. Когда пришло время, он пошёл в школу –Малячкинскую среднюю. Учился хорошо. К труду приохотился с малых лет – со свои старшим братом дрова пилил, рубил, за телятами и овцами смотрел, двор в чистоте держал. Когда подрос, сено косил, огород выпалывал, любил картошку сажать, помидоры, огурцы.
(5 слайд презентации)
1 ведущий: В старших классах усиленно спортом занялся. Бегал на школьном стадионе, каждое утро зарядку делал. Зимой играл в хоккей на замёрзшей речке. А летом плавал, карасей и карпов ловил.
У Вани было много друзей. Его любили все: и взрослые, и дети. Особенная черта характера Вани –остроумие и умение шутить. Юмор (лёгкий и незлой) сопровождал его всегда. Поэтому им все восхищались.
Парень честный, очень справедливый. Не выносил лжи, лести, зазнайства. Не позволял обижать младших, особенно девочек.
Пришло время служить в Армии. Здоровый и крепкий, Ваня сразу попал в десантные войска. Полгода прослужил в Литве, а затем -Афганистан. Десант всегда там, где труднее. Зачастую оказывались в труднодоступных местах и сходу вступали в бой. То, что это были не игры, Иван ощутил на себе в первый же рейд, когда рядом с ним прошла свинцовая очередь. Но он не расстраивал родных и писал к ним тёплые письма, в которых говорилось, что всё у него хорошо.
(6 слайд презентации)
1 чтец: Первое письмо Вани из Афганистана.
«Привет из Афганистана!
Здравствуй, дорогая, любимая мама!!!
С огромным армейским приветом и массой наилучших пожеланий к тебе твой сын Ваня. Немного напишу о себе и о своей службе. Я, мама, жив и здоров, того и тебе желаю. Служба у меня продвигается потихоньку, без происшествий. Скоро опять в горы пойдём.
Сегодня поставили дежурным по роте, время уже полчетвёртого, я вот пишу письмо. За меня ты больно не волнуйся, а то поседеешь раньше времени, приеду и не узнаю тебя. Ночами, мама, не плачь, спи спокойно. С фотографиями тут туговато. Главное, мне вышлите ваши. Так хочется всех увидеть.
Недавно были в наряде по столовой, за что получил благодарность перед строем – за хорошее руководство солдатами. Командир роты недавно вызывал к себе в канцелярию, сообщил, что меня представили к правительственной награде: медали «За отвагу». Я теперь не жалею, что попал служить в Афганистан, тут хоть службу увидишь и почувствуешь. На этом кончаю писать. Мама, нет больше слов, одни чувства. Извини, если что не так.
До свидания. Пиши почаще. Жду ответа. Целую крепко. Твой сын Ваня.»

(7 слайд презентации)
2 ведущий :О письмах Вани.
Всей семье писал Ваня, всем родственникам. Но особой теплотой и нежностью наполнены его письма к матери. Часто в письмах к ней звучали стихи:
(8 слайд презентации)

2 чтец:А в родимом краю
Уж сады зацвели.
И тепло, и светло
От родимой земли.
Ждите, девушки, нас.
Мама, вытри слезу.
Ведь мы живы ещё
И вернёмся домой…

2 ведущий: Когда читаешь письма Вани, предназначенные матери, чувствуешь, как бережно и трепетно относится он к ней. Как беспокоится о ней и хочет оградить её от лишних волнений. И в каждом письме стихи:
(9 слайд презентации)
1 чтец: Между горных хребтов
Парни в синих беретах
Атакуют врагов.
Бьют нещадно душманов
За родную страну,
За любимую маму,
За девчонку свою.
(10 слайд презентации)
1 ведущий: Письмо сестрёнке Тоне.
В письмах к Тоне Ваня рассказывал об армейской жизни, о том, как часто бывают они в бабайских кишлаках. Здесь стоит невыносимая жара –около 60 градусов, и приходится её терпеть. Напоминал, чтобы сестрёнка всегда помогала матери, заботилась о ней. В одном из писем Ваня написал о том, как они ходили на Ландшер и поднялись на самую высокую гору. На этой горе в честь дня рождения любимой сестрёнки он вырубил топориком её имя. Это подарок, какой он смог сделать. Так он любил её – трогательно и нежно.
(11 слайд презентации)
2 ведущий: Как погиб Иван (короткая запись из Книги Памяти)
15 августа 1984 года подразделение младшего лейтенанта Ивана Ларькина «прочёсывало» местность. Шли вдоль созревающего виноградника. Внезапно началась стрельба. Банда, заняв выгодную позицию, поливала свинцовым огнём редеющие цепи солдат. Эхо выстрелов смешалось со стонами раненых. Расстреляв весь магазин, Иван вдруг увидел между кустов ствол чужого автомата, направленного в шедшего рядом бойца. Инстинктивно, в последний миг, он прикрыл своим телом боевого друга, приняв огонь на себя.
(12 слайд презентации)
2 чтец:Вот когда становятся понятны строчки афганской песни:
«Ведь выше гор Афганистана
Высоты воинской души».
Вот таким был наш Ваня.

Слово учителя: Мать о сыне. (Воспоминания)
…Ваня ничем не отличался от других детей. Они выросли вместе два брата: Толя и Ваня. Характеры у них очень разные. Толя –серьёзный, а Ваня любил шутить. Он был очень внимательный. Всегда находился рядом, когда мне нужна была помощь. Любил заниматься спортом, особенно кататься верхом на лошади и играть в теннис. В школе учёба легко давалась. Когда ходила на родительские собрания, классная руководительница никогда не жаловалась на него. Он ко всему относился с юмором. В любом эпизоде находил что-то смешное. Окончил десятилетку на «4» и «5». Вместе с Петровым Сергеем подали документы в военное училище, но не поступили. Я была рада этому: не желала сыну военной специальности. Но я ничего ему не сказала. Вскоре он поступил в Куйбышевский строительный техникум. Учился хорошо, преподаватели на родительских собраниях его хвалили. Он и там помогал отстающим.Окончил техникум в начале марта 1983 года. 8 мая проводили в Армию. Когда поезд отправился, он успел крикнуть: «Я вернусь, мама!» Учёбка прошла в Литве. Он написал сразу: «Мама, всё хорошо, здесь тепло. Я нашёл друзей». Написал, как совершил первый прыжок на парашюте, затем второй..
Всегда он сдавал прыжки на отлично. В Литве отслужил пять с половиной месяцев. Потом он написал: «Привет из Афганистана». Я знала, что в Афганистане идёт необъявленная война. В письмах успокаивал: «Опасности пока никакой не чувствую. Мне, мама, вспоминаются последние дни на гражданке. Немало ты из-за меня страдала. Немало у тебя седин на голове. Ты всегда нас ждала, мама. На улицу уйдём с братом, ты никогда спокойно не спала, пока мы не вернёмся. Всегда волновалась за нас, если мы задерживались допоздна. Мама, ты не думай, что меня послали в Афганистан за то, что я плохо учился, не выполнял приказы сержанта. Нет. Просто сюда посылают самых достойных выполнить свой интернациональный долг. И зря бы мне не присвоили звание младшего сержанта и должность командира отделения боевой машины». Я знала, что ему приходится нелегко. Материнским сердцем чувствовала. В своих письмах Ваня часто писал стихи. Он не жалел о том, что попал служить в Афганистан.

(Приглашённая) Первая учительница Вани Ларькина Игошкина Лидия Дмитриевна.
Класс, где учился Ваня, был первым в моей трудовой практике. Я очень хорошо помню всех моих учеников. Ваня сидел за второй партой. Это был мальчик с необыкновенно голубыми глазами, распахнутыми в мир. Он всё хотел познать. Постоянно спрашивал, если ему что-то было непонятно. Вопросительный и внимательный взгляд всегда сопровождал меня на уроках. Особая черта характера Вани –необычная доброта. Он умел разнимать дерущихся малышей и каким-то образом мирить их. Миролюбивый –так можно ещё характеризовать его. Всегда заступался за девочек, защищал слабых.

(Приглашённая) Воспоминания Ивановой Лидии Васильевны,
классного руководителя Вани.
О Ване вспоминается только хорошее. Он –бессменный лидер в своём классе и в любой кампании, благодаря его качествам таким, как честность, справедливость, принципиальность, бесконечная порядочность. Ваня с уважением относился к старшим, был вежлив с девушками. А самое главное, за что ценили и любили его –это присутствие юмора в речи и поведении. Иногда казалось, ничего смешного нет в данной ситуации, но наш Ваня так всё это преподнесёт, что все буквально «умирали» со смеху…

(Приглашённая) Воспоминания одноклассницы Никитиной Валентины.
С Ваней у нас были очень тёплые дружеские отношения. Мы учились в одном классе и жили недалеко друг от друга (в одном микрорайоне). Ваня пользовался всеобщим авторитетом, потому что заслуживал этого. Во-первых, он отличался надёжностью, на него всегда можно было положиться. Такой никогда не предаст. Во-вторых, он был очень добрым и справедливым. Если кто-то обидит девушку, то об этом очень пожалеет, потому что вмешается Ваня и накажет обидчика.
(13 слайд презентации)
1 ведущий: Горе пришло в семью.
Ваня очень любил свою маму. К ней он относился с особой нежностью. Самые ласковые слова берёг для неё. Когда пришла страшная весть, она долго не верила словам: «Пал геройски». Но пришёл страшный свинцовый гроб, и Ваню похоронили. Не смирилась с утратой мать, тяжело заболела. Слегла от тоски и больше не встала. Следом угас отец. Он часто плакал тихими, скупыми ,мужскими слезами. Нелепой смертью погиб старший брат. Осталась любимая сестра Тоня–одна. Опустел родительский дом. Беда сожгла его обитателей.
(14 слайд презентации)
2 ведущий: Последнее письмо.
Последние Ванины письма из Афганистана напоминают далёкие, выцветшие от слёз письма с войны…
«Привет из Афганистана.
Здравствуй, дорогая мама!!!
С огромным армейским приветом твой сын Ваня.
В настоящее время находимся на базе, завтра должны улететь в горы на вертолётах, думаю, ненадолго. Мы поедем с роты 3 человека с управлением полка, короче, я оправдаю доверие. Не думай, мама, про нас плохо, то, что мы огрубели, забыли, что можно любить, не думай, что парни в беретах умеют лишь жизни губить. На здоровье своё пока не жалуюсь. Главное, чтоб у вас там всё было хорошо, чтобы было кому меня дождаться. Утром был кросс на 3 километра. Потом просмотр фильма. Сходил к друзьям в госпиталь. Сегодня с моим другом (он из Донецка) мы сделали душ в умывальнике. Ещё надо сделать около казармы беседку. Погода здесь стоит жаркая и сухая. Я уже забыл, когда был последний раз дождь.
Мама, я здесь в армии, т.е. в Афганистане, понял, что на свете есть только одна женщина, которая умеет ждать солдата –это мать. На этом кончаю писать. Извини , если что не так написал. Передай всем от меня большой привет.
До свидания. Твой сын Ваня.»

(Приглашённая) сестра Тоня.
Ваня и Толя –мои старшие братья. Как они любили меня, как заботились обо мне. Они старше меня на 7 и 8 лет. С малых лет нянчились со мной. Не давали волоску упасть с моей головы. Я за ними была как за стеной. В отличие от Толи Ваня был ещё ласковее, очень много времени проводил со мной . Пока я была маленькой, часто читал мне сказки. Летом водил на речку купаться и ловить рыбу. Как сорванец, бегала я с ним по улицам и по дворам. А потом учёба в школе. Во всём мне Ваня помогал: и уроки готовить, и поделки делать. Только время быстро пролетело, и Ваня закончил школу. Когда приезжал из Куйбышева, всегда привозил мне гостинцы. На последние деньги купит, а без подарка для меня не приедет. Называл он меня Тонечкой. Из Афганистана писал, что скоро вернётся и все будем вместе.
Но случилось непоправимое - Ваня погиб. Как?.. Почему?.. Зачем?.. Ваню похоронили. Долго не верилось, что брата больше нет. Мать не вынесла горе, сразу после смерти Вани заболела и умерла. Вскоре уходит из жизни отец, и внезапно погибает в автомобильной катастрофе брат Толя. Всё –кончилась моя жизнь… Я только получила аттестат об окончании школы и потеряла всех самых близких и дорогих мне людей. Как мне жить дальше и ради чего??? Я проклинала войну в Афганистане –ведь с неё всё началось. Если бы Ваня был жив, ничего бы не случилось с моей семьей. Казалось, жизнь потеряла всякий смысл. Но надо было жить. Жить, чтобы помнить.

2ведущий: Воспоминания Рогожкина Анатолия, сослуживца Ивана Ларькина.
Мне в этой истории досталась самая главная и самая горькая участь. Я, как сослуживец и земляк (с Ульяновской области), должен был сопровождать свинцовый гроб. Каково в глаза посмотреть родным и близким, что им сказать, как поддержать? Но надо с этим справиться. Нужно помочь родным достойно похоронить Ивана.
Мало послужил с нами Иван, но мы всю жизнь будем помнить его яркий благородный облик. Его доброту, заботу о солдате, жгучую ненависть к врагу. Иван быстро стал умелым горным следопытом, остро чувствовал опасность: где, за каким камнем, валуном притаился душман с автоматом или гранатомётом. Перед тем как вести воинов на задание в глухое ущелье или на горную тропу, всегда внимательно проверял их оружие, бронежилеты, фляги с водой, есть ли у каждого индивидуальные медпакеты. Учил подчинённых осторожности, правилам маскировки. Берёг каждого солдата, хотя самому было немногим более двадцати.
Да, храбрый, волевой, стойкий!.. Так все говорят об отважном сержанте. Он любил повторять крылатые слова, услышанные от ветеранов-фронтовиков: «Дисциплина –мать порядка». А в записной книжке на одну из первых страниц занёс известное высказывание А.В.Суворова, ставшее для него жизненным правилом: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».
(15 слайд презентации, звучит песня «Афганистан»)
1 ведущий: Подвиг солдата.
Служба в армии –это воинский долг, и это не обсуждается. Не может солдат не выполнить приказ, какой бы он ни был. Ваня Ларькин погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане. Посмертно награждён Орденом Красной Звезды.
Подвиг всегда прекрасен. Словно яркий факел, зажигает он людей, возвышает их думы, стремления, вдохновляет на героические, благородные поступки. А совершает его человек, окрылённый высокой идеей, твёрдый своими убеждениями, искренним желанием принести пользу Родине, образцово выполнить воинский или трудовой долг, хотя сам порой внешне прост, скромен, незаметен. «Подвиг, как и талант, -говорил писатель Леонид Леонов,- сокращает путь к цели».

1 чтец: Именно таким скромным, но сильным духом был наш Ваня Ларькин.
Память об Афганистане забвению не подлежит. Решением Правительства 15 февраля стало Днём памяти, посвящённый выводу советских войск из республики Афганистан.
Ежегодно 15 февраля в районом доме культуры с.Шигоны состоится торжественное заседание и праздничный концерт, ознаменованные памятной датой. На нём каждый раз присутствуют старшеклассники Малячкинской школы. В феврале в нашей школе проходят классные часы, беседы, утренники, посвящённые боевым страницам Отечественной истории и боевым подвигам наших земляков, встречи с ветеранами воинской службы, с воинами-интернационалистами. В эти дни для школьников организуется урок мужества «Памяти Ивана Ларькина». Администрация школы проводит конкурс сочинений «Что я знаю о воинах-интернационалистах?» В сентябре на стадионе «Школьник»ежегодно проводится районный турнир по футболу «Памяти Ивана Ларькина». Зимой в Малячкинской средней школе состоятся лыжные «гонки Вани Ларькина». В сельской библиотеке Малячкино ежегодно проводится час Подвига с участием наших школьников. В день рождения Вани, 20 июня, ученики школы посещают его могилу.

2 чтец: Малячкинцы бережно собирают, изучают странички биографии Ивана Ларькина. Его короткий жизненный путь- яркий маяк для современной молодёжи. Ещё великий русский писатель М.Салтыков-Щедрин писал: «Одно остаётся небезрассудным и неизменным –это жажда подвига. В этой жажде трепещет живое человеческое сердце, скрывается пытливый и никогда не успокаивающийся человеческий разум.» В нашем обществе жажда подвига питается желанием принести пользу Родине, великому делу интернационализма.
1 ведущий: Подвиг порою длится всего секунду. Всего один миг из человеческой жизни. Но свет его озаряет надолго, навсегда дорогу идущим позади.
Память о нашем земляке жива в наших сердцах. В 2009 году в апреле на территории школы прошёл митинг, посвящённый открытию мемориальной доски в честь бывшего ученика Ларькина Ивана, погибшего в Афганистане (присутствовали сельчане). Мемориальную доску установили представители Башкирского республиканского отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», вокально-инструментальная группа «Зелёные береты» Фазмахматов Рашат Ямилович и Мулаянов Ирек Сабитович.

2 ведущий: В школе создан уголок боевой славы, посвящённый Ивану Ларькину.
Каждое утро, едва переступив порог школы, нас встречает с памятной доски добрый и внимательный взгляд юноши в синем берете.
Он как бы говорит нам:
-Здравствуйте, земляки!
Тихо, про себя, ответьте ему:
-Здравствуй, Ваня!
Ведь это наш святой долг - чтить и уважать подвиг Солдата, с честью пронёсшего сквозь афганское пекло имя выпускника Малячкинской средней школы.

Литература:
1. «Боль моя, Афганистан», С.Иванов,
М, «Просвещение», 2006 г.
2. «Воспоминания комбата», В.Лазарев,
Дрофа, Москва, 2005 г.
2. « Стихи песни о афганской войне», К.Муравьёв,
М., Дрофа, 2006 г.


Полный текст материала Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе «Урок мужества» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Валентина Георгиевна  vali007
нет данных, ОУ Малячкинская СОШ
01.11.2010 4 16879 1820
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 Галина • 20:10, 22.04.2012
Вы знаете ваш классный час действительно урок мужества! Спасибо вам!
avatar
2 Сирота • 21:17, 11.11.2010
Валентина Георгиевна! Мне, заместителю директора по ВР и Вашей коллеге-руссоведу такие разработки - настоящее спасение в работе! Спасибо Вам большое. Хорошая разработка.
avatar
1 натали82 • 22:59, 10.11.2010
Спасибо большое, очень полезная информация