Сценарий КВН по ОБЖ


Архипов Валерий Александрович

Учитель ОБЖ

МБОУ СОШ №10 г. Ульяновска











































КВН

Цели:

1. Научить ориентироваться в различных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни.

2. Создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.

3. Укрепление веры в свои знания и силы.

4. Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

5. В игровой форме развить у учащихся интерес к ОБЖ, расширить научный кругозор учащихся.

6. Воспитывать навыки работы в коллективе и чувство ответственности.

Оформление. Над сценой – гирлянды разноцветных шаров, плакат с названием игры: «Клуб весёлых и находчивых спасателей». На задней стене сцены – три буквы: КВН, а вокруг них «мордашки», весёлых и находчивых, выполненные учащимися школы. На стенах зала вывешиваются рисунки и плакаты. Вот примерное их содержание.

«Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке». (Д.И.Писарев)

Команда, выше нос!

Критика всем нужна!

Куда ведет находчивость?

Познай себя. Сократ.

Всё в наших руках! и т.д.

План игры

1. Конкурс «Визитная карточка». Приветствие команд

2. Конкурс болельщиков.

3. Конкурс «Разминка».

4. Конкурс «Знатоки историй».

5. Конкурс «Не пройди мимо пострадавшего».

6. Конкурс капитанов.

7. Конкурс болельщиков «Дальше-дальше-дальше».

8. Конкурс спасателей «Прими чужую боль и страдание».

9. Подведение итогов и награждение.

Ход игры

Ведущий. Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник спасателей. Термин «спасатель» означает специалист по спасательным работам. Спасатель избавляет пострадавшего от опасности. Каждый спасенный выражает благодарность своему спасателю, говоря: «Спасибо!». Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками оказания первой помощи. Давайте же сегодня поговорим о тех медицинских знаниях, которые так необходимы для понимания угрожающих жизни состояний.

Наши команды уже прибыли. Это лучшие спасатели, которые никогда не унывают, проявляют находчивость в сложных ситуациях. Сейчас прошу команды выйти на сцену. Приветствуем этих отважных спасателей дружными аплодисментами.

Перед началом игры познакомимся с членами жюри «Клуба веселых и находчивых спасателей». В жюри входят 5 человек: главный судья, судья-секретарь, судья информатор, председатель родительского комитета школы, председатель попечительского совета школы. На столе перед каждым членом жюри находятся таблицы для оценки конкурсов.

Конкурс «Визитная карточка»

Ведущий. Начинаем конкурс «Визитная карточка». Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» - это эмблема и название команды, а также приветствия жюри, соперникам, болельщикам. Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Пожалуйста, команды на сцену.

Варианты эмблем: змея в сочетании с чашей, с посохом; сердце на ладони; горящая свеча; ландыш; флорентийский младенец; рука, которая прощупывает пульс, капля крови; различные хирургические инструменты

Варианты приветствий.

Приветствие команды «Пульс»

1 ученик Команде «Сердце» - наш привет

И пожеланья наилучшие,

Но в состязаниях и в борьбе

Хотим всегда казаться лучшими.

Мы вам желаем в этой встрече

Активными, как нашатырь, быть,

Своими ответами правильными

Присутствующих взбодрить.

2 ученик Жюри, конечно знает,

Что «Пульс» наш победит,

И бром всех успокоит

(Поднимается пузырек с этикеткой «Бром».)

И силы возвратит.

Жюри мы очень просим

Наш «Пульс» не осудить.

Ему сейчас не просто

Команду «Сердце» победить.

3 ученик Дорогой наш болельщик,

Мы просим тебя,

Поболей хоть немножко

За нас и за себя.

Приветствие команды «Сердце»

От всей души хотели бы

1 ученик команду «Пульс» приветствовать

И очень бы желали им

Букет преподнести.

(Дарят большую корзину с цветами.)

2 ученик Жюри сердечно поздравляем

От всей души желаем

Нас честно рассудить.

3 ученик Болельщиков твёрдо заверяем,

Что за победу будем драться,

Но достоинство не потеряем

И никогда до драки не дойдем.

Конкурс болельщиков

Перед разминкой ведущий предлагает разыграть право задать первый вопрос разминки. Для этого болельщики обеих команд получают карточки с одинаковым маленьким кроссвордом. Начинает игру та команда, болельщики которой первыми решат его. Обе команды получат по 3 балла за правильные ответы, но еще 3 балла за быстрое разгадывание кроссворда получит только одна команда.

Кроссворд может быть таким.

По горизонтали:

3. Наука о строении тела человека.

По вертикали:

1. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия.

2. Повреждение кожи или тканей тела от внешнего воздействия, поражения.

Ответы: 1. Травма. 2. Рана. 3. Анатомия.

Ответы написать на листочке.

Конкурс «Разминка»

Ведущий. В этом конкурсе каждая команда друг другу задает по 5 вопросов. Время на обдумывание – 5 секунд. При этом игроки каждой команды имеют право советоваться между собой. Обмен мнениями может идти только внутри группы. За каждый вопрос и правильный ответ команда получает 2 балла.

Задание команде «Сердце»

1. Когда недопустимо наносить прекардиальный удар и проводить непрямой массаж сердца? (Ответ: живому человеку.)

2. В каких случаях следует предположить клиническую смерть? (Ответ: если пострадавший без сознания и не дышит.)

3. Как восстановить у пострадавшего проходимость дыхательных путей? (Ответ: запрокинуть голову или выдвинуть нижнюю челюсть вперед при повреждении шейного отдела позвоночника.)

4. Тактика доврачебной помощи при проникающем ранении сердца. (Обезболивание, фиксация ранящего предмета, транспортировка с продолжающимся обезболиванием.)

5. Признак, характерный для отравления метиловым спиртом. (Нарушение зрения вплоть до слепоты.)

Задание команде «Пульс»

1. Доврачебная тактика при остром аппендиците. (Экстренная госпитализация больного в хирургический стационар.)

2. Назовите основную причину смерти при поражении бытовым электричеством? (Ответ: остановка сердца.)

3. Когда следует немедленно нанести прекардиальный удар? (Ответ: при внезапной потере сознания и отсутствии пульса на сонной артерии.)

4. Чем гасят огонь при воспламенении электрических проводов? (Ответ: песком или накрывают плотной тканью.)

5. Как правильно положить ладонь на грудину при непрямом массаже сердца? (Ответ: на 2-3 см выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен на подбородок, либо на живот пострадавшего.)

Конкурс «Знатоки историй»

Ведущий. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять конверты с заданиями. В каждом конверте по 3 вопроса. Ваша задача угадать по аннотациям, которые написаны на карточках, о ком идет речь. Время на обдумывание – по 15 сек. на каждое задание. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Вопросы команде «Пульс»

1. Военный врач-хирург - участник героической обороны Севастополя (1854) , он первым в России применил эфирный наркоз и гипсовые повязки, призывал отказываться от ранней ампутации при огнестрельных ранениях конечности, заложил основы военно-полевой хирургии. Интриги в Медико-хирургической академии повлияли на него, и он в 46 лет принял решение уйти из академии. Он стал попечителем учебных округов в Киеве. Характер, взгляды на образование повлияли на то, что правительство отстранило его от всех занимаемых им постов. Он переехал жить в свое имение Вишня, рядом с Винницей. Там оказывал медицинскую помощь местному населению. (Н.И.Пирогов.)

2. В 1692 г., незадолго до своего 50-летия, он тяжело заболел: потерял сон и аппетит, находился в состоянии глубокой депрессии, избегал контактов даже с близкими друзьями. Временами он испытывал нечто вроде мании преследования, а иногда его начинала подводить память. Виновницей болезни ученого являлась ртуть и ее соли. На протяжении 18 лет он часто пробовал на вкус то, что у него получалось в опытах. Все симптомы болезни ученого напоминали признаки ртутного отравления. (Ньютон.)

3. День 6 июля 1885 г. навсегда вошел в историю науки. Именно в этот день разработанной ученым вакциной против бешенства был привит мальчик Жозеф Мейстер,

искусанный бешеной собакой. Этот человек первым пол учил 13 инъекций вакцины и выжил. (Л.Пастер.)


Вопросы команде «Сердце»

1. Родители хотели, чтобы он стал музыкантом, а он стал зоологом. В 1882 г. ученый сделал вывод о том, что лейкоциты, клетки селезенки, костного мозга выполняют функцию защиты организма от внешних агентов. Клетки эти он назвал фагоцитами, а явление фагоцитозом. В России его учение не признали. Он уехал во Францию. Ему пришлось настойчиво и страстно отстаивать свою правоту около 25 лет. После долгих лет противостояния его теория получила широкое распространение и всеобщее признание, а он был удостоен Нобелевской премии 1908 г. (И.И.Мечников.)

2. Имя великого врача древней Греции с острова Кос переводится как «укротитель коней». Он называл воздух «пастбищем жизни» и предположил, что кислородное голодание более 6 минут быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания. (Гиппократ.)

3. По приказу этого полководца для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 г. на выставке в Париже это вещество получило Гран-при. У нас в стране оно выпускается под названием «Тройной одеколон».

(Наполеон.)

Конкурс «Не пройди мимо пострадавшего»

Ведущий. Каковы ваши знания в области теоретической медицины выявит конкурс «Не пройди мимо пострадавшего». Я приглашаю команды на сцену. За каждый верный ответ команда зарабатывает 2 балла.

Вопросы команде «Пульс»

1. Что называется тепловым и солнечным ударом? (Ответ: тепловой удар – это остро развивающееся болезненное состояние, обусловленное воздействием на организм относительно высокой температуры внешней среды. В результате прямого воздействия солнечных лучей на голову возникает солнечный удар.)

2. Чем опасен укус животного (собаки)? (Ответ: собака является переносчиком вируса бешенства, вызывающего очень опасное заболевание – бешенство, при котором поражаются клетки головного и спинного мозга.)

3. Что надо делать, если при оказании первой медицинской помощи пострадавшему с раной нет стерильного перевязочного материала? (Ответ: прогладить горячим утюгом любую пригодную для перевязки ткань или использовать нестерильный перевязочный материал, но обязательно чистый.)

4. Первая помощь при единичном укусе жалящего насекомого. (Ответ: удалить жало из ранки, обработка ранки йодом или спиртом (борным, салициловым), обеспечить пострадавшему физический покой, дать обезболивающее средство (анальгин) и антиаллергический препарат (димедрол, супрастин). Госпитализация не показана.)

5. Признаки клинической смерти. (Ответ: отсутствие сознания; широкий, не реагирующий на свет зрачок; отсутствие пульса на сонной артерии.)

Вопросы команде «Сердце»

1. Что такое обморок, какова его продолжительность? (Ответ: обморок – кратковременная внезапно наступающая потеря сознания, возникающая в результате острого уменьшения притока крови к тканям головного мозга. Продолжительность обморочного состояния – несколько секунд. В случае потери сознания более 3 минут больной должен быть как можно быстрее доставлен в больницу.)

2. Чем опасно первичное инфицирование (в момент возникновения раны) тканей при ранении? (Ответ: в ткани попадают микроорганизмы, что приводит к развитию воспаления.)

3. Действия спасателя, направленные на самозащиту, когда в задымленном гараже обнаружен пострадавший, находящийся без сознания с внешними признаками отравления окисью углерода? (Ответ: покинуть гараж, не закрывая входной двери, и отойти на безопасное расстояние; произвести гипервентиляцию легких, сделав 3-4 глубоких дыхательных движения, задержать дыхание на вдохе; войти в гараж с целью эвакуации пострадавшего.)

4.Признаки жизни. (Ответ: наличие сердцебиения и пульса на артериях, сохранение дыхания и реакции зрачка на свет.)

5. Что называется «самопереливанием крови»? (Ответ: при внезапной и в большом объеме (1-1,5 л) потере крови развивается у пострадавшего состояние острого малокровия. Возможна потеря сознания. Во время транспортировки в лечебное учреждение пострадавший укладывается на носилки с опущенным головным концом, а верхние и нижние конечности фиксируются в поднятом положении. Этим достигается временное увеличение количества крови, циркулирующей по сосудам головного мозга.)

Конкурс капитанов

Ведущий. Наступил традиционный конкурс капитанов. Капитаны, на сцену! Состязание капитанов состоит из показа техники проведения реанимации. Оценка жюри за каждый правильный ответ 3 балла. Прошу капитанов взять конверты с заданиями.

Вопрос капитану команды «Пульс»

Техника проведения искусственной вентиляции легких. (Ответ: 1. Зажать нос и захватить подбородок между большим и указательным пальцами. 2. Запрокинуть голову пострадавшего. 3. Плотно прижаться губами к его губам и сделать максимальный выдох ему в рот. Доказательством правильно выполненного вдоха является подъем грудной клетки на 2-3 см.)

Вопрос капитану команды «Сердце»

Техника проведения наружного массажа сердца. (Ответ: 1. Положить ладонь на грудину на 2-3 см выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего. 2. Выполнить10-15 надавливаний на грудину с частотой 40-80 раз в минуту. Начинать следующее надавливание можно только после того, как грудина полностью вернется в исходное положение. 3. Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 2-3 см. НМС можно проводить только на ровной жесткой поверхности.)

Конкурс болельщиков «Дальше-дальше-дальше»

Ведущий. Сейчас проведем конкурс болельщиков. Самые активные болельщики будут награждены призами. Условия конкурса следующие. Я буду зачитывать вопросы болельщикам команды «Пульс». Ваша задача быстро и правильно ответить. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Правильный ответ приносит команде 2 балла. Конкурс состоит из 8 вопросов.

Вопросы команде «Пульс»

1. Человек, дающий кровь для переливания. (Донор.)

2. Омертвение ткани участка сердца. (Инфаркт.)

3. Как большинство заблудившихся людей перемещаются по местности, выбрав строго определенное направление движения? (Уклоняются влево.)

4. Укажите свойство, которое придают костной ткани входящие в ее состав неорганические вещества. (Твердость.)

5. Заболевание, связанное со стойким повышением давления. (Гипертония.)

6. Сколько костей входит в состав плечевого отдела верхней конечности? (Одна.)

7. В связи с подозрением на перелом пострадавшего попросили сделать глубокий выдох и в условиях неглубокого дыхания ему туго забинтовали грудную клетку. Назовите структуру скелета, перелом которой был заподозрен. (Ребро.)

8. Сосуд, по которому кровь возвращается в сердце. (Вена.)

Вопросы команде «Сердце»

1. Человек, получающий кровь при переливании. (Реципиент.)

2. При повреждении артерий и крупных вен на поврежденную конечность человека накладывают жгут. Назовите максимальный период времени, в течение которого можно держать жгут в зимний период. (1 час.)

3. Волна повышенного давления, сопровождающаяся ускорением кровотока и расширением артериальных стенок. (Пульс.)

4. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.)

5. Омертвение участка ткани. (Некроз.)

6. Кровоизлияние в мозг. (Инсульт.)

7. Сгусток крови, возникающий в процессе свертывания крови. (Тромб.)

8. Частота дыхания с 15 лет. (16-18 раз в минуту.)

Конкурс спасателей

Ведущий. Физиологами установлено, что соотношение информации, поступающей в мозг человека через зрение и слух, составляет примерно7:1. Изучение медицины немыслимо без практики. Сейчас объявляется конкурс спасателей-практиков. На сцену приглашаются по одному спасателю от команды. Спасатель должен рассказать о своих действиях при оказании первой медицинской помощи. Каждая правильно решенная ситуационная задача оценивается 2 баллами.

Решение ситуационных задач командой «Пульс».

Задача 1.

Через 3 часа после экстракции зуба больной стал отмечать выделение крови изо рта Ваши действия. (Ответ: кровотечение остановить путем прижатия марлевым шариком кровоточащие ткани в альвеоле зуба.)

Задача 2.

Что делать, если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии? (Ответ: 1. Взяться за дальнее от себя плечо пострадавшего и повернуть его на живот. 2. Расположить его руки так, чтобы они свободно лежали вдоль туловища. 3. Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс с помощью резинового баллончика или салфетки. 4. Приложить холод к голове. 5. Постоянно следить за состоянием пульса на сонной артерии.)

Решение ситуационных задач командой «Сердце».

Задача 1.

Как изготовить импровизированные носилки с помощью пальто? (Ответ: продеть 2 жерди в вывернутые рукава пальто, затем пальто застегнуть на все пуговицы.)

Задача 2.

В результате нанесения удара ножом в живот на передней брюшной стенки образовалась рана размером 6х4 см, из которой вышел кусок большого сальника. Имеется умеренное кровотечение из раны. Ваши действия. (Ответ: 1.Прикрыть рану стерильной салфеткой. Сальник, выпавший в рану, не вправлять. 2. Прикрепить салфетку лейкопластырем или осуществить перевязку бинтом. 3. Расстегнуть пояс и ослабить поясной ремень. 4. Ожидать помощь и транспортировать – только в положении лежа на спине с согнутыми в коленях ногами.)

Конкурс «Веселый аттракцион»

Ведущий. Пока жюри подводят итоги игры, мы постараемся с пользой для вас заполнить паузу и провести конкурс «Веселый аттракцион». На веревку, протянутую на сцене, на высоте 2 метров, подвешено 10 целлофановых пакетов. В каждом из них подарок (сладости, канцелярские товары, книги) и открытка с вопросом. Я буду приглашать на сцену по одному представителю от каждой команды, завязывать глаза, поворачивать несколько раз. Он срезает пакет ножницами, снимает повязку и читает вслух вопрос. Если он ответил на вопрос, то подарок его; если не ответил, то подарок получает тот, кто сможет дать правильный ответ.

Вопросы

1. Самый распространенный химический элемент в организме человека. (Кислород.)

2. Температура кожи в подмышечных впадинах. (36,6оС.)

3. Самые опасные болезни. (СПИД и бешенство.)

4. Самое распространенное в мире заразное заболевание. (Насморк.)

5. Спортивная обувь, повседневное ношение которой, способствует потливости ног, расширению вен и ненормальному расслаблению мускулатуры всего тела. (Кроссовки.)

6. Смещение суставных поверхностей сочленяющихся костей по отношению друг к другу. (Вывих.)

7. Антисептик в домашней аптечке для оказания 1-ой медицинской помощи. (Ответ: или спиртовый 5-10% раствор йода, или кристаллы калия перманганата (марганцово-кислого калия), или таблетки фурацилина.)

8. Обезболивающее, жаропонижающее и противовоспалительное средство. (Ответ: или анальгин, или пенталгин, или цитрамон, или баралгин.)

9. Препарат антиаллергического действия. (Ответ: или димедрол, или супрастин.)

10. Препарат, возбуждающий дыхательный центр. (Ответ: 10% раствор аммиака, т.е. нашатырный спирт.)

Команды выходят на сцену. Жюри подсчитывает общее количество баллов и объявляет команду-победительницу. Ей вручается главный приз.


Таблица для подсчета баллов

Команда «Пульс» Команда «Сердце»


1. Конкурс «Визитная карточка». Выход команд и их приветствие.

(max 5 баллов)

… …

2. Конкурс болельщиков. За каждый правильный ответ

(max 2 балла)

1) 1)

2) 2)

3) 3)

3. Конкурс «Разминка». За каждый вопрос и за каждый ответ

(max 2 балла)

Вопрос Ответ Вопрос Ответ

1) 1) 1) 1)

2) 2) 2) 2)

3) 3) 3) 3)

4) 4) 4) 4)

5) 5) 5) 5)

4. Конкурс «Знатоки историй». За каждый правильный ответ

(max 2 балла)

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

5. Конкурс «Не пройди мимо пострадавшего». За каждый правильный ответ

(max 2 балла)

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  5. 5)

6. Конкурс капитанов. За каждый правильный ответ

(max 3 балла)

  1. 1)

7. Конкурс болельщиков «Дальше-дальше-дальше». За каждый правильный

ответ

(max 2 балла)

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  5. 5)

  6. 6)

  7. 7)

  8. 8)



8. Конкурс спасателей. За каждый правильный ответ

(max 2 балла)

  1. 1)

  2. 2)

Окончательное количество баллов

… …


.
















Литература


1) Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Вангородский С.Н. и др. (2011, 208с.)

2) Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. (2010, 191с.)

3) Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. (2009, 224с.)






























Полный текст материала Сценарий КВН по ОБЖ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Архипов Валерий Александрович  valera11
19.12.2013 0 8561 1295

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0