Анализ методической работы учителей начальных классов ГБОУ школы № 337 за 2012-2013 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа N 337
Невского района Санкт-Петербурга
Анализ методической работы учителей начальных классов
2012-2013 учебный год
Баранцева Ольга Игоревна,
учитель начальных классов,
(высшая квалификационная категория),
руководитель кафедры
начальной школы
Санкт-Петербург
2013 г.
Анализ методической работы учителей начальных классов
ГБОУ школы № 337
за 2012-2013 учебный год
«Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
А. Барбюс
Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
В 2012-2013 учебном году коллектив начальной школы продолжил работу над методической темой: «Нравственное воспитание учащихся, через гуманизацию учебно-воспитательного процесса в рамках реализации новых образовательных стандартов».
Цель работы кафедры - создание условий для реализации новых образовательных стандартов.
Для её реализации были сформулированы следующие задачи:
Продолжить работу по реализации и социализации преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства в рамках реализации новых образовательных стандартов.
Повышение качества обучения в свете ФГОС начального образования.
Активное использование информационных технологий и современных педагогических инноваций.
Способствовать изучению ценного передового педагогического опыта и его распространению, обмену опытом между коллегами.
Обратить внимание на повышение профессионального мастерства молодых специалистов на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.
Способствовать обеспечению условий:
для развития эмоционального интеллекта обучающихся;
для формирования мыслительных приемов и творческого стиля в учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
для приобретения знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации;
о способах обработки результатов и их презентации.
Продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных сторон личности на уроке и во внеурочной деятельности.
Поддерживать социальные инициативы и достижения обучающихся.
С 1 сентября 2012 года в нашей школе 1-ые и 2-ые классы продолжили деятельность в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность в 2012/2013 учебном году в 1-ых и 2-ых классах представлена по выбору:
- «Здоровье человека»,
- «Я – пешеход и пассажир»,
- «В мире книг»,
- «Этика: азбука добра»,
- «Экономика: первые шаги»,
- «Моя первая экология»,
- «Я – исследователь»,
- «Занимательная математика»,
- «Занимательная грамматика»,
- «Праздники, традиции и ремесла народов России».
Начальная школа осуществляет свою учебную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС и с использованием учебно-методических комплектов программы "Начальная школа XXI века" .
«Начальная школа XXI века» - это
система учебников (учебно-методический
комплект) для 1-4 классов общеобразовательных
учреждений, которая обеспечивает
достижение требований к результатам
освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Система разработана коллективом учёных
Института содержания и методов обучения
РАО, Московского государственного
педагогического университета, Российской
академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования,
Московского государственного университета.
Руководитель проекта - заслуженный
деятель науки Российской Федерации,
член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор Виноградова
Наталья Федоровна.
В систему
учебников «Начальная школа XXI века»
входят завершенные предметные линии
учебников по следующим основным предметам
начального общего образования:
-
Русский язык.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Русский язык. Авторы: Иванов С.В.,
Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко
Л.В.
- Литературное чтение. Авторы:
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
- Технология. Автор: Лутцева Е.А.
- Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Пр. Минобрнауки РФ № 2080 от 24.12.2010 г.).
В 2010-2013 годах учебники комплекта были доработаны и подготовлены к экспертизе на соответствие новым стандартам.
В 2012 - 2013 учебном году на кафедре учителей начальных классов работало 10 человек; 5 человека имеют высшую квалификацию; 2 учителя – первую категорию, 3 учителя – молодые специалисты.
Учителя начальных классов имеют награды:
«Отличник народного просвещения» - Астровская С.И.;
«Почетный работник общего образования РФ» - Акулич Е.В.; Баранцева О.И., Фатиева Т.П.
Все учителя работали согласно учебной программе Министерства образования РФ, по утверждённым календарно-тематическим планам.
В текущем учебном году было проведено 5 заседаний кафедры.
Темы заседаний:
Реализация ФГОС в 1 и во 2 классах.
Стандарты второго поколения: системно - деятельностный подход.
Формирования универсальных учебных действий на уроках с использованием ИКТ.
Роль внеурочной деятельности в реализации ФГОС.
Теория и практика внедрения стандартов второго поколения.
На заседаниях кафедры выступали: Егорова Г.М., Пруцкая Л.А., Астровская С.И., Акулич Е.В., Баранцева О.И., Зудина Н.Ф., Фатиева Т.П., Гамазова С.В.., Ордина Н.Ф., Лунёва В. Ю., Ситникова М.С., Федорук А.С., Шипинова Н.И..
Рассматривались следующие вопросы:
- итоги работы за 2011-2012 учебный год, планирование учебно-воспитательной, методической работы на 2012 – 2013 учебный год;
- реализация ФГОС начального общего образования средством УМК «Начальная школа XXI века» (1, 2 класс),
- разработка и экспертиза рабочих программ, календарно-тематического планирования по предметам (1-4 классы) и плана внеурочной деятельности (1-2 классы),
- изучение нормативных документов; санитарные и педагогические требования к организации учебно-воспитательного процесса (режим работы обучающихся в 1–2-ых классах в адаптационный период);
- работа по преемственности д/сад – школа: координация плана по подготовке детей к школе, преемственность I – II ступени обучения; повышение квалификации учителей в течение года;
- подготовка и проведение открытых уроков русского языка для студентов ЛГУ им. Пушкина;
- подготовка обучающихся 2-4 классов к предметным олимпиадам;
- подготовка обучающихся 4-ых классов к успешному прохождению мониторинга обученности в системе общего образования «Знак»;
- создание системы уроков, формирующих УУД; обобщение опыта и методические находки во внеурочной деятельности учителей и предметников 1- 2-ых классов;
- итоги работы кафедры по усвоению программного материала уч-ся младших классов; итоги мониторинговых исследований диагностики оценки качества освоения основной образовательной программы начального общего образования; организация летнего отдыха детей; задачи на будущий учебный год.
В соответствии с планом методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС начального общего образования (1-2 классы) в школе были проведены семинары (круглые столы, мастер-классы):
семинар на тему: «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса»;
круглый стол: «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО» на базе ГДОУ детского сада № 80 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга;
семинар: «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта на уроках и внеурочной деятельности с использованием ИКТ»;
методическая мастерская «Портфолио учителя начальной школы», «Портфолио воспитателя».
Мастер-классы, все заседания кафедры были подготовлены и проводились исходя из поставленных задач, в связи, с чем в их структуру были включены следующие технологии:
работа творческой группы учителей по подготовке к семинарам и круглым столам;
демонстрация презентаций с комментариями заместителя директора по УВР, учителей;
анализ и самоанализ деятельности учителя.
Основные темы были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников.
Акулич Е.В. приняла участие в городском обучающем семинаре для руководителей музеев образовательных учреждений Санкт-Петербурга на тему: "Традиции школы - как основа воспитательной работы с учащимися» на базе школы
№ 337.
Астровская С.И. выступила на районной конференции по теме: «ТРИИК» (технология развития информационно интеллектуальной компетенции) в рамках ФГОС - в Учреждении Российской академии образования «Институт педагогического образования и образования взрослых» на базе НМЦ Невского района.
Учителя: Акулич Е.В., Баранцева О.И., Зудина Н.Ф., Фатиева Т.П., совместно с зам. заведущего ГБДОУ № 80 Васильевой С.Ю., воспитателем Трегубовой В.П., воспитателем Васильевой Л.П. провели круглый стол: «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО» на базе ГБОУ школы № 337 Невского района Санкт-Петербурга Невского района Санкт-Петербурга.
Начальная школа приняла активное участие в реализации методической темы школы: «Метод проектов как способ развития познавательного интереса, исследовательской и творческой деятельности учащихся в учебной и внеклассной работе».
В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования.
В результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования.
№ |
Учитель |
Класс |
Программа |
Тема самообразования |
1. |
Лунёва В.Ю. |
1 А |
«ХХI век» |
« Развитие познавательной активности учащихся в учебной и во внеурочной деятельности» |
2. |
Ситникова М.С. |
1 Б |
«ХХI век» |
«Организационные моменты урока» |
3. |
Фатиева Т.П. |
1 Э |
«ХХI век» |
«Активизация познавательных интересов учащихся на уроках русского языка» |
4. |
Ордина Н.В.
|
2 А |
«ХХI век» |
«Развитие положительной учебной мотивации в младшем школьном возрасте» |
5. |
Зудина Н.Ф.
|
2 Б |
«ХХI век» |
«Активные методы обучения»
|
6. |
Баранцева О.И.
|
2 Э |
«ХХI век» |
«Метод проектов как способ развития познавательного интереса, исследовательской и творческой деятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности»
|
7. |
Федорук А.С.
|
3 А
|
«ХХI век» |
«Развитие логического мышления младших школьников» |
8. |
Астровская С.И.
|
3 Э |
«Школа России» |
«Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками» |
9. |
Гамазова С. В. |
4 А |
«Школа России» |
«Окружающий мир как средство воспитания и развития ученика» |
10. |
Акулич Е.В. |
4 Э |
«ХХI век» |
«Развитие логического мышления младших школьников» |
С целью совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов приняли участие в городских и районных научно-практических семинарах и конференциях (имеются соответствующие сертификаты):
итоговая конференция «Новое качество современных методических материалов в контексте ФГОС» (в рамках реализации IV этапа проекта «Аттестат компетентности») на базе ГБОУ школы № 569 Невского района – Гамазова С.В., Акулич Е.В. (являлась тьютером по направлению «Повышение квалификации по ИКТ - компетентности» и реализации образовательных программ ИМЦ Невского района в 2012-2013 учебном году);
конференция в рамках сетевого взаимодействия экспериментальных площадок районного уровня «Дискуссия для старшеклассников «Мода: польза или вред» на базе 332 и 516 школ Невского района – Астровская С.И., Баранцева О.И. Зудина Н.Ф.;
семинар «Инструменты контроля процесса практической реализации высокотехнологичной среды ОУ», проводимого в рамках IV Международной конференции «Информационные технологии для новой школы» на базе ГБОУ гимназии № 528 Невского района – Зудина Н.Ф.;
семинар «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности» на базе ГБОУ школы № 342 Невского района – Зудина Н.Ф.;
круглый стол: «Значение классики в жизни современного человека» на базе ГБОУ школы № 268 Невского района - Зудина Н.Ф.;
международная научно-практическая конференция «Семья и школа: взаимодействие в межинституциональном пространстве Санкт-Петербурга» СПб АППО – Зудина Н.Ф.;
научно-практический семинар для заместителей директоров по УВР и руководителей РОЭП «Индивидуальный образовательный маршрут учащегося. Кейс-метод как ресурс сетевого взаимодействия» на базе ГБОУ школы № 328 Невского района – Баранцева О.И.;
вторая всероссийской научно-практической конференции «Организация опытно-экспериментальной работы в школе (в контексте ценностно-целевых ориентиров ФГОС) на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена - Астровская С.И., Баранцева О.И., Зудина Н.Ф.;
Курсы повышения квалификации:
Астровская С.И.:
«Технологии профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб - 18 часов;
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия» по теме: «Преподавание основ мировых религий и светской этики в школе» - 72 часа;
Учреждение Российской академии образования «Институт педагогического образования и образования взрослых» по программе: «ТРИИК» (технология развития информационно интеллектуальной компетентности) в рамках ФГОС- 72 часа;
«Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС»- на базе Информационно-методического центра Невского района Санкт-Петербурга – 72 часа.
Акулич Е.В.:
«Методическое сопровождение реализации ФГОС – 36 ч. ИМЦ Невского района;
«Технология профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб - 18 часов.
Баранцева О.И.:
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия» по теме: «Преподавание основ мировых религий и светской этики в школе» - 72 часа;
«Технологии профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб - 18 часов.
Зудина Н.Ф.:
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия» по теме: «Преподавание основ мировых религий и светской этики в школе» - 72 часа;
«Технологии профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб- 18 часов.
Ордина Н.В.:
«Инновационные технологии в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» на базе АППО СПб - 72 часа.
«Компьютерная грамотность и основы телекоммуникационного обмена» на базе ИМЦ Невского района - 80 часов.
«Технологии профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» - на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб – 18 часов.
Гамазова С.В.:
ФГОС. Курсы по программе: «Методическое сопровождение формирования информационно-интеллектуальной компетентности в контексте ФГОС» на базе ИМЦ Невского района - 36 часов.
Лунёва В.Ю.:
«Технологии профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» - на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб – 18 часов.
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена – II курс.
Ситникова М.С.:
“Реализация ФГОС в начальной школе” на базе ИМЦ Невского района – 36 часов.
Обучение в СПб Институте психологии и социальной работы по программе “Психолого-социальная работа” – I курс.
Фатиева Т.П.:
«Технологии профилактики неуспешности детей в овладении навыками чтения и письма» - на базе Центра креативной педагогики и психологии СПб - 18 часов.
Федорук А.С.:
«Методическое сопровождение формирования информационно - интеллектуальной компетентности в контексте ФГОС» на базе ИМЦ Невского района - 36 часов.
Гамазова С.В. успешно прошла аттестацию, ей присвоена высшая квалификационная категория - воспитатель. Ординой Н.В. присвоена высшая квалификационная категория – учитель.
Баранцева О.И. стала Победителем в IV конкурсе Международной педагогической олимпиады «Знаем! Помним! Гордимся! (начальная школа)» (октябрь 2012 года) http://www.pedolimp.ru; призёром I конкурса Международного фестиваля культуры и исскуства «Культура моего края» (ноябрь 2012 года) http://cultnet.ru; получила диплом I степени Общероссийского конкурса для педагогов «Патриотическое воспитание в ОУ!» (апрель 2013 года) МГИА «КЛиО» http://www.mgiakliio42.ru.
В 2012-2013 учебном году успешно реализованы проекты:
Экологические проекты:
«Береги свою планету» - посвящённый Дню Земли;
«Планета в опасности»;
«Разнообразие природы родного края»,
Театрализованные проекты:
по русской народной сказке «Колобок»,
«История Бородинской битвы 1812-2012»;
«Народы России»,
«Путь к звездам»; так же:
«Россия - многонациональная страна»,
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
«Танк-герой»;
«70-летие Победы в битве под Сталинградом»;
«Дяде Стёпе 100 лет» - жизнь и творчество С. В. Михалкова;
«Великие полководцы»,
«Бесшовная кукла»,
«Дизайн дома»
«Дизайн одежды»
«Сочиняем волшебную сказку»
«Составляем орфографический словарь»
«Имена прилагательные в загадках»
«Богатство, отданное людям»
«Экономика в жизни четвероклассника»
«Школа кулинаров»;
«Экономика родного края»,
«Музей путешествий – по странам Европы»;
«Математическая сказка»;
«Задачи – расчёты».
Работа учителей с учащимися не ограничивалась только классно - урочной системой работы. Учащиеся начальной школы активно вовлекались во все внеклассные мероприятия, что способствовало развитию:
- познавательных интересов и способностей учащихся;
- творческих способностей;
- положительного отношения к школе;
- сохранению здоровья участников педагогического процесса.
Все мероприятия прошли на высоком уровне, в интересной форме и получили положительные отклики от коллег и родителей, этому способствовала комфортная образовательная среда, хорошо развитая кабинетная система, отвечающая современным требованиям.
При проведении открытых уроков и мероприятий использовались новые информационно-компьютерные технологии. Применялись активные методы обучения, что включало в себя работу в парах и группах, разнообразные игры; так как игра необходима на начальном этапе обучения, она развивает у детей интерес к обучению, коммуникативные навыки и вызывает у них стремление к получению новых знаний.
Открытые уроки и мероприятия:
- Акулич Е.В. – «Музей - машина времени» в рамках городского обучающего семинара для руководителей музеев образовательных учреждений Санкт-Петербурга "Традиции школы - как основа воспитательной работы с учащимися»; урок по русскому языку «Правописание ца; тся, ться в глаголах»; урок по ОРКСЭ: «Будь милосерден и добр»; КВН «Задорные и креативные»; праздник «Для милых дам»; выпускной «4 э и кампания…»; «Преемственность школы и детского сада № 25 и № 80»; для зам.заведующей д/с, воспитателей, родителей и дошкольников; интегрированное занятие «Последние игры Деда Буквоеда: Ребусы, шарады, загадки» в группе «Малышок»; итоговое занятие «Путешествие в страну Математику» в группе «Малышок»;
- Астровская С.И. – урок русского языка «Двойные согласные» для студентов Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина;
праздник «Осень в гости к нам пришла…»; утренник «Любимым мамочкам посвящается…» - ко Дню матери; театрализованное представление «История Бородинской битвы 1812-2013 г.г.»; урок - мужества «70-летие Сталинградской битвы»; праздник «Новогодняя карусель»; утренник для родителей, посвящённый Международному женскому дню; интерактивное занятие «Дяде Стёпе 100 лет» - жизнь и творчество С.В.Михалкова; «Переходим в четвёртый» для учителей и родителей (в школе);
- Баранцева О.И. – урок русского языка «Правописание слов с суффиксами – ик, - ек» для студентов Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; праздник «Осень в гости к нам пришла…»; утренник «Любимым мамочкам посвящается…» - ко Дню матери; театрализованное представление «История Бородинской битвы 1812-2013 г.г.»; праздник «Новогодние посиделки»; урок – мужества: «70-летие Сталинградской битвы»; «Народы России» - урок по окружающему миру; «Танк-герой» - по технологии для параллели 1-ых классов; интерактивное занятие «Дяде Стёпе 100 лет» - жизнь и творчество С.В.Михалкова; «Преемственность школы и детского сада № 25 и № 80»; для зам.заведующей д/с, воспитателей, родителей и дошкольников; интегрированное занятие «Последние игры Деда Буквоеда: Ребусы, шарады, загадки» в группе «Малышок»; итоговое занятие «Путешествие в страну Математику» в группе «Малышок»; утренник «Прощай 2 класс, здравствуй лето!»;
- Гамазова С.В. – урок по русскому языку «Три склонения имён существительных», урок по ОРКСЭ: «Будь милосерден и добр»;
- Зудина Н.Ф. – урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова» для студентов Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; театрализованное представление «История Бородинской битвы 1812-2013 г.г.»; интерактивное занятие «Дяде Стёпе 100 лет» - жизнь и творчество С.В.Михалкова; урок -мужества «70-летие Сталинградской битвы»;
- Лунёва В.Ю. – театрализованное мероприятие по русской народной сказке «Колобок»; экологический урок «Береги свою планету» посвящённый Дню Земли;
- Ситникова М.С. – театрализованное мероприятие по сказке “Теремок”; урок-игра
«8 марта».
- Фатиева Т.П. – театрализованное мероприятие «День космонавтики»; «А ну-ка мальчики!»; утренник «Новогоднее представление»; театрализованное представление «До свидания АЗБУКА»; утренник «Прощание с 1-ым классом».
- Ордина Н.В. – урок по русскому языку для студентов ЛГУ им. Пушкина. «Повторение написания прописной буквы»; занятие по грамматике «Сказочная азбука»; интерактивное занятие « Покажи свой фокус»; праздник «Новогодняя викторина»; утренник «Весенний праздник – праздник мам!».
- Стрижнёва Л.В. – учитель-логопед провела серию уроков для для студентов ЛГУ им. Пушкина и учителей начальной школы.
На образовательных порталах учителя разместили педагогические разработки из своего опыта работы:
Астровская С.И. –
1. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пословицы на уроке и во внеурочной деятельности»:
- http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/46-2012-02-21-22-47-14/443-2012-12-05-16-00-17
Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогических работников);
- http://nsportal.ru/user/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
2. «Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками»:
Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогических работников) http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/46-2012-02-21-22-47-14/376-2012-11-07-19-01-09;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть». http://www.ppoisk.com/ журнал «Завуч начальной школы № 4» 2013 г.
Баранцева О.И.-
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Былины. О доблести, о подвигах, о славе»:
http://nsportal.ru/user/ Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогических работников);
СМИ «Педагогическая газета» (PEDGAZETA.RU).http://777olga.pedgazeta.ru.
Статья «Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития…»:
в научно-методическом журнале «Начальная школа» № 6 за 2013г., http://n-shkola.ru/,
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Образовательный портал «Новая школа» http://novaya-shkola.su/users/OLYA
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
«Новогодняя сказка - перезагрузка.ru»:
Образовательный портал «Новая школа» http://novaya-shkola.su/users/OLYA;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Образовательный портал «Новая школа» http://novaya-shkola.su/users/OLYA;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Образовательный портал «Новая школа» http://novaya-shkola.su/users/OLYA
Зудина Н.Ф.-
1. Методическая разработка урока окружающего мира в 1-м классе «Транспорт»:
Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогических работников) http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/46-2012-02-21-22-47-14/474--1-qq;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
2. «Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов»:
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
4. «Развитие умения самооценивания у младших школьников»:
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/user;
5. «Программа творческого и логического мышления»:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru – Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/452182;
Гамазова С.В. –
www.zavuch.info - «Осень в лесу»;
nsportal.ru - «Круговорот воды в природе»
www.prodlenka.org - Сценарий выпускного праздника.
Ордина Н.В. –
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе «Повторение написания прописной буквы»
Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогических работников) http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/46-2012-02-21-22-47-14/445-l-r
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе «Иван Панькин. Корабль-туча»
Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогических работников) http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/46-2012-02-21-22-47-14/445-l-r
Акулич Е.В. - СМИ «Завуч.ИНФО», htt://psportal.ru/.
Акулич Е.В., Гамазова С.В., Зудина Н.Ф., Ордина Н.В., Астровская С.И., Фатиева Т.П., Баранцева О.И. разместили на сайте 2berega.spb.ru – фотографии мероприятий, уроков, экскурсий; презентации учителей и учащихся по темам.
В течение учебного года учителя сотрудничали с ЛДТЮ и посетили игровые программы и праздники:
«Золотая осень»;
«Праздник Букваря»;
«Самые дружные»;
«В добрый путь!»;
новогодний праздник.
Приняли участие в конкурсе рисунков «Сказки народов мира», посвящённый Дню примирения и согласия и в конкурсе рисунков «Цветы Победы».
Все классы начальной школы посетили централизованную библиотечную систему Невского района Библиотеку № 4 на улице Бабушкина д.135, приняв участие в интерактивных занятиях и беседах.
Ученики начальной школы приняли участие в школьном этапе олимпиады по предметам:
№ п/п |
Предмет |
Количество участников по классам
|
Общее количество участников |
Количество победителей |
Количество призёров |
||
2 классы «А», «Б», «Э» |
3 классы «А», «Э» |
4 классы «А», «Э» |
|
|
|||
1. |
Русский язык |
19 чел. |
12 чел. |
10 чел. |
31 чел. |
7 чел. |
10 чел. |
2. |
Литературное чтение |
15 чел. |
10 чел. |
10 чел. |
35 чел. |
5 чел. |
12 чел. |
3. |
Математика |
18 чел. |
10 чел. |
12 чел. |
40 чел. |
7 чел. |
6 чел. |
4. |
Окружающий мир |
12 чел. |
14 чел. |
15 чел. |
41 чел. |
4 чел. |
6 чел. |
Всероссийские олимпиады: |
||||||
Всероссийская олимпиада «В мире животных» http://minobr.org |
11 участников |
9 победителей |
3 «Э» класс- I место: Ковалов Никита, Сипкин Виктор, Шапкин Руслан, Ситнова Вероника, Иванова Анастасия; 2 «Э» класс - I место: Савельева Мария, Шекалина Николь, II место: Максимов Егор, III место: Гайдунова Евгения |
|||
Всероссийская олимпиада Развитие воображения: «Загадки» 1 – 4 классы |
32 участника
|
18 победителей |
1 «Э» класс - I место: Синявская Елизавета, Артемова Ксения, Ляпочкина Злата, Клебан Богдан, Матюшенко Алексей; 1 «А» класс- I место: Дулатова Ксения, Хозяинова Ульянова, II место: Плихта Полина, Кусайкин Максим, III место: Иванов Николай, 2 «Э» класс -– II место: Петрова Анна, Березина Ксения; III место: Максимов Егор, Билай Павел 3 «Э» класс - I место - Иванова Анастасия, II место – Германович Даниил, Переломов Николай; III место - Брызгалов Давид;
|
|||
Всероссийская олимпиада "Знаток профессий" для участников 1-2 классов http://45minut.ru |
10 участников |
10 победителей; |
2 «Э» класс: I место - Петрова Анна, Березина Ксения, Бурылин Илья, Гайдунова Евгения, Генин Даниил, Максимов Егор, Просужих Владислав, Савельева Мария, Шекалина Николь, Шишулина Виктория |
|||
Всероссийская олимпиада «Планета Земля» 2-4 классы http://minobr.org |
25 участников |
17 победителей |
2 «Э» класс - I место: Гайдунова Евгения; II место: Шекалина Николь, Бурылин Илья; III место: Максимов Егор, Генин Даниил, Петрова Анна; 3 «Э» класс- I место: Ковалов Никита; II место – Шапкин Руслан, Ситнова Вероника; III место – Германович Даниил, Брызгалов Давид 4 «Э» класс – I место: Леонтьева Алина, Миргородская Ангелина, Чуракова Маргарита; II место: Титова Анастасия, Орешков Михаил, Косарь Евгения |
|||
Всероссийская олимпиада по Русскому языку 1-4 классы http://minobr.org (сентябрь) |
12 участников |
2 победителя |
4 «А» класс: Полежаева Арина – 2 место Баранов Александр – 3 место |
|||
Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математический калейдоскоп» для 1-4 классов www.prodlenka.org
|
9 участников |
9 победителей |
1 место: Гузо Иван, Леонтьева Алина, Семёнова Анастасия 2 место: Чуракова Маргарита, Навольнева Иветта, Миргородская Ангелина, Шлейкова Мария, Титова Анастасия, Лукшин Николай
|
|||
Конкурсы |
||||||
Школьные |
||||||
Название |
Количество участников |
Победители |
|
|||
Конкурс поделок из вторсырья |
63 |
30 |
|
|||
Конкурс осенних букетов |
37 |
10 |
|
|||
Конкурсы, посвящённые 100-летию со Дня рождения С.В.Михалкова: http://school337.edusite.ru/p114aa1.html - конкурс чтецов |
55
|
42 |
|
|||
- конкурс рисунков |
45 |
37 |
|
|||
- конкурс презентаций |
11 |
9 |
|
|||
- интернет-конкурс «Жизнь и творчество С.В. Михалкова» |
12 |
6 |
|
|||
Конкурс «Звезда удачи» |
57 |
28 |
|
|||
Конкурс газет и стихов, посвящённых Дню рождения школы |
Весь класс |
|
|
|||
Конкурс газет по ПДД, в рамках недели ОБЖ |
10 участников |
2 победителя |
|
|||
Районные конкурсы |
||||||
Конкурс рисунков «Сказки народов мира», посвященный Дню примирения и согласия, октябрь 2012 г. |
18 участников |
1 победитель |
Зайцева Софья 3 «Э» класс |
|||
5 призёров |
Билай Павел – 2 «Э» класс, Ведорыгин Антон – 2 «Б» класс Баскаков Артём – 3 «Э» класс, Ситнова Вероника – 3 «Э» класс, Швецова Лера – 4 класс |
|||||
Конкурс рисунков «Цветы Победы», посвященный 68-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, апрель 2013 года http://ddtlspb.ru/ |
22 участника |
4 победителя |
Диплом I степени - Баскаков Артём 3 «Э» класс; Диплом I степени - Расулов Рустам 1 «А» класс; Диплом I степени – Ковалёва Елизавета 2 «Э» класс; Диплом III степени – Ефимов Дмитрий 1 «А» класс
|
|||
Конкурс краеведческих объединений образовательных учреждений Невского района «ХРОНОС» |
Команда 4 «Э» класса |
Победитель |
Диплом III степени - 4 «Э» класс |
|||
Городские конкурсы
|
||||||
Конкурс детских открыток – приветствий участникам Всемирных Игр боевых искусств-2013 г. «Дети рисуют Санкт-Петербург» https://schools.dnevnik.ru |
5 участников |
- |
|
|||
Творческий конкурс фотографий «Помним! Гордимся!», посвященный 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. |
3 участника |
- |
|
|||
Всероссийские конкурсы |
||||||
II Математический конкурс «Ребус 2013» http://konkurs-rebus.ru/ |
13 участников |
3 победителя
|
2 «Э» класс: 1 место – Березина Ксения, 2 место - Шекалина Николь; 3 место – Генин Даниил;
|
|||
Игровой конкурс «Золотое Руно» по истории мировой художественной культуры http://runodog.ru/ |
15 участников |
2 победителя |
Березина Ксения и Германович Даниил – 1 место в России
|
|||
II Всероссийская предметная олимпиада «ООО Центр Знаний и Технологий» http://центр-зит.рф/ |
15 участников |
7 победителей |
2 «Э» класс: 1 место - Петрова Анна (окружающий мир); 3 место - Шекалина Николь (русский язык), 3 место - Максимов Егор (окружающий мир); 3 «Э» класс: 1 место – Шапкин Руслан (математика), 1 место – Иванова Анастасия (математика), 3 место – Иванова Анастасия (окружающий мир), 3 место – Ситнова Вероника (окружающий мир),
|
|||
Всероссийский интеллектуальный турнир для выпускников начальной школы «Мозаика» Центр образовательных инициатив
|
12 |
- |
|
|||
Всероссийский интеллектуальный турнир для выпускников начальной школы «Классики» Центр образовательных инициатив |
7 |
- |
Призёр: Титова Анастасия 4 «Э» класс
|
|||
Международные конкурсы
|
||||||
Игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» |
78 участников |
|
1 место в школе – Петрова Анна 2»Э» класс, Ситнова Вероника 3 «Э» класс Миргородская Ангелина 4 «Э» класс |
|||
Математический конкурс «Кенгуру» |
72 участника |
1 победитель в регионе – Иванова Анастасия |
I место в районе: Ковалов Никита 3 «Э», Ситнова Вероника 3 «Э», Титова Анастасия 4 «Э», Гузо Иван 4 «А» класс
|
|||
Международный образовательный проект Глобальная школьная лаборатория http://www.globallab.ru/ |
Команды 6 классов |
2 победителя web-страницы класса Глобальной лаборатории 2012-2013года
|
Команда 2 «А» класса «Птички» Команда 4 «Э» класса |
В реализации целей:
воспитания духовно-нравственных сторон личности и патриотического воспитания;
воспитания любви к природе, к своему городу, терпимости к окружающим людям (толерантности);
развития эмоционального интеллекта учащихся;
формирование морально-волевых качеств;
воспитания уважения к людям различных профессий;
развития интереса и стимулирование стремления к учебе;
желания ребенка работать в группах, участвовать в праздниках, познавать мир, получать ещё больше новых знаний,
учащиеся начальной школы принимали участие во всех школьных мероприятиях:
торжественная линейка, посвященная «Дню знаний»;
«Олимпийский урок»;
Урок «Памяти жертв Беслана»;
праздник «Посвящение в первоклассники»;
«Начало Блокады Ленинграда»;
4 ноября – День народного единства;
«Правовая грамотность и безопасность»;
«История Бородинской битвы 1812-2013 г.г.»
«История Конституции в России»;
«Международный день прав человека»;
«Снятие Блокады в Ленинграде»;
«70-летие Победы в битве под Сталинградом»;
«День Космонавтики»;
Памяти погибших при аварии на Чернобыльской АЭС;
«День Победы – праздник со слезами на глазах»;
Выставка поделок и рисунков учащихся ко Дню снятия блокады Ленинграда;
Международный день, посвящённый терпимости – 16 ноября (толерантности);
«Дяде Стёпе 100 лет»;
праздничный концерт ко дню рождения школы;
Флешмоб «Вспышка цвета» (радужная неделя);
Благотворительная акция Санкт-Петербургского хосписа «Белый цветок»;
единый информационный час по вопросам безопасности детей: «Как
не стать жертвой преступления»(15 февраля);
единый информационный день по вопросам безопасного поведения детей на водах, на всех видах транспорта во время летних каникул (17 мая);
в празднике «Последнего звонка» для 9-11 классов.
Учителями начальной школы в течение года были организованы учебные экскурсии по предметам:
Экскурсия по прилегающей к школе территории (безопасный подход к школе).
Посещение централизованной Библиотечной Системы Невского района № 4 - интерактивная беседа «Азбука дорожного движения» в рамках недели безопасности дорожного движения;
Посещение централизованной Библиотечной Системы Невского района № 4 – игровая программа «С книгой весело шагать, посвящённая Всемирному Дню книги;
Посещение централизованной Библиотечной Системы Невского района № 4 - интерактивная беседа «Люблю тебя, мой славный город…», посвящённая истории Санкт-Петербурга;
Экскурсия на Новогодний утренник в СКК;
Экскурсия на Бал императрицы Марии Фёдоровны в Елагиноостровский дворец-музей;
Экскурсия в Русский музей;
Экскурсия на Куракину дачу;
Митинг, посвящённый полному снятию Блокады – Обуховский завод;
Экскурсия на Пискарёвское мемориальное кладбище;
Театр Музыкальной комедии: спектакль «Брысь!»;
Экскурсия в ДТЮ «Осенний бал лицеистов»;
Экскурсия в ДТЮ «Азбука вежливости»;
Экскурсия «Интерактивный музей лабиринтум»;
Экскурсия в Аничков Дворец на «Неделю детской книги»;
Экскурсия на страусиную ферму»,
«Кинбург – город профессий»,
Экскурсия в школьный музей;
Государственный мемориальный музей им. А.В.Суворова;
Экскурсию на Масленицу в Ялкалу;
Экскурсия в театр Буфф: спектакль «Волшебник Изумрудного города» и «Новые приключения Бабы Яги»;
Мемориальный музей «Разночинный Петербург»; тема: «Дети блокадного Ленинграда»;
Экскурсия на природу; тема: «В здоровом теле – здоровый дух!»;
Музей политической истории (Детский исторический музей); тема: «Где учился Филиппок?»;
Экскурсия в Выборг, Выборгскую крепость, парк «Монрепо»;
Музей мирового океана Ледокол «Красин»;
Центральный музей железнодорожного транспорта;
Нарвская застава»,
ЛДТЮ “ Праздник букваря”;
Государственный музей-заповедник «Гатчина»;
«Музей политической истории»
"Вселенная воды" - музейный комплекс;
Музей петербургского метрополитена;
Музей «Невская Застава»;
Музей пожарной охраны в Санкт-Петербург.
Целью организации учебных экскурсий, посещение музеев и театров являлось не только получение новых знаний, а также расширение кругозора, развитие чувства прекрасного, формирование навыков культуры поведения учащихся.
Учителя начальной школы всегда активно привлекали к сотрудничеству родителей. Родительские комитеты классов оказывают большую помощь в организации внеклассных мероприятий, театров и экскурсий.
Сотрудничество учителей начальной школы с социальным педагогом Дашковой Л.С., с логопедом-психологом Стрижневой Л.В., с учителями-предметниками: Задворновым Г.А., Прохоренко Д.А., Жаворонковой Т.К., Чебыкиной Н.Н., Сатковым В.Н., Полноч О.В., Мишковой О.Н., воспитателями ГПД: Пережогиной О.В., Адамович М.В., проведение родительских собраний, способствовало повышению качества обучения и воспитания учащихся.
В начальной школе на конец в 2012/2013 учебного года - 262 человек:
1-е классы – 71 человек;
2-е классы – 80 человек;
3-и классы – 59 человек;
4-е классы – 52 человека.
В этом учебном году программа начального звена выполнена по всем предметам. Анализ проведенных итоговых контрольных работ по математике, русскому языку, окружающему миру, по проверке техники чтения показал следующие результаты
(см. таблицу 1).
Таблица № 1
Анализ обученности 1-х классов 2012 – 2013 года обучения
Класс |
Начало 2012-2013 уч.года |
Конец 2012-2013 уч. года |
УУД |
|||||
Русский язык |
Литературное чтение |
Матема тика |
Окружащий мир |
Технология |
ИЗО |
|||
1 А |
89 % |
75 % |
86 % |
83 % |
80 % |
73 % |
87 % |
67 %
|
1 Б |
85 % |
77 % |
76 % |
5 % |
79 % |
71 % |
83 % |
73 %
|
1 Э |
81 % |
80 % |
83 % |
83 % |
84 % |
77 % |
85 % |
71 %
|
1 «А» - Лунёва В.Ю.
1 «Б» - Ситникова М.С.
1 «Э» - Фатиева Т.П.
Анализ обученности 2-х классов по итогам 2-х лет обучения (2011 – 2013 уч.год)
Классы |
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика |
Окружающий мир |
Технология |
ИЗО |
УУД |
|||||||
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
|
2 А Ордина Н.В. |
73 % |
78 % |
64 % |
77 % |
69 % |
73 % |
66 % |
74 % |
71 % |
70 % |
77 % |
74 % |
78 % |
78 % |
2 Б Зудина Н.Ф. |
50 % |
81 % |
62 % |
75 % |
83 % |
80 % |
69 % |
73 % |
63 % |
77 % |
75 % |
85 % |
84 % |
75 % |
2 Э Баранцева О.И. |
73 % |
81 % |
79 % |
83 % |
86 % |
74 % |
79 % |
87 % |
80 % |
75 % |
92 % |
95 % |
92 % |
82% |
По итогам диагностических работ можно сделать вывод: наиболее распространённые ошибки по русскому языку - безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова, пропуск и замена букв. По математике: выбор действия при решении задач, вычислительные ошибки.
По результатам контрольных работ, существует проблема в формировании орфографической зоркости, в решении составных задач, в выполнении операций над именованными числами.
Учащиеся овладели беглым, осознанным, правильным чтением, с соблюдением всех необходимых норм, но больше всего ошибок при чтении допускают на пропуск, замену букв и постановку ударения. Необходимо формировать интерес к чтению и уделять больше внимания отработке навыков чтения обучающихся.
Учителям рекомендовано:
применять современные методики, способствующие повышению техники чтения, такие как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «чтение по цепочке», «жужжащее чтение» и т. д.;
разнообразить на уроках литературного чтения задания, направленные на развитие темпа чтения;
включать в урок тренировочные упражнения: речевые разминки, скороговорки, чистоговорки, чтение хором, чтение эхом;
работать над развитием у учащихся потребности в каждодневном чтении;
проводить целенаправленную работу по формированию навыков выразительного чтения текста;
продолжить работу по совершенствованию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения;
среди родителей вести пропаганду семейного чтения;
организовать внеклассные мероприятия, повышающие читательский интерес, навыки выразительной и грамотной речи.
Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, обратить внимание на раскрытие интересов, склонностей и способностей учащихся с целью выявления самостоятельного творчества каждой личности; также на формирование читательских умений и интереса к изучению художественной литературы.
Итоги качества знаний по предметам учащихся 2-4 классов
Предметы
|
2012-2013 г. |
Математика |
72% |
Русский язык |
70% |
Литературное чтение |
89% |
Окружающий мир |
90% |
Иностранный язык |
70% |
Итоги успеваемости учащихся 2-4 классов
|
2012-2013 г. |
Отличники |
20 |
Всего на «4» и«5» |
86 |
Качество знаний |
58 % |
По итогам года отлично окончили учебный год 20 обучающихся:
№ |
Ф.И. ученика |
Класс
|
1. |
Бооретто Максим |
2 б |
2. |
Филиппова Алёна |
2 б |
3. |
Шаблова Елизавета |
2 б |
4. |
Березина Ксения |
2 э |
5 |
Максимов Егор |
2 э |
6 |
Петрова Анна |
2 э |
7. |
Ситнова Вероника |
3 э |
8. |
Щербаков Никита |
3 э |
9. |
Иванова Анастасия |
3 э |
10. |
Шапкин Руслан |
3 э |
11. |
Зайцева Софья |
3 э |
12. |
Ястребова Александра |
3 а |
13 |
Аббасова Нани |
3 а |
14 |
Кимличенко Егор |
3 а |
15 |
Полковникова Мария |
3 а |
16 |
Зудина Алиса |
3 а |
17 |
Нажмутдинова |
3 а |
18 |
Титова Анастасия |
4 э |
19 |
Леонтьева Алина |
4 э |
20 |
Горелова Екатерина |
4 э |
|
ИТОГО |
20 чел. |
По сравнению с 2011-2012 учебным годом количество отличников увеличилось на 2.
262 обучающихся усвоили программу начального общего образования.
В течение 2012/2013 учебного года в школе организованы занятия в группе «Малышок» для адаптации и подготовки будущих первоклассников к школе (учителя – Акулич Е.В., Баранцева О.И.). Проведены традиционные открытые занятия: интегрированное занятие «Последние игры Деда Буквоеда: Ребусы, шарады, загадки»; итоговое занятие «Путешествие в страну Математику» в группе «Малышок».
На 2013-2014 учебный год укомплектовано 3 первых класса (75учеников).
По итогам методической работы за 2012 – 2013 учебный год можно сделать следующие выводы:
Признать работу МО учителей начальных классов удовлетворительной.
Задачи на 2013-2014 учебный год:
1. Повышение качества обучения в свете ФГОС начального образования.
2. Активное использование информационных технологий и современных педагогических инноваций.
3. Совершенствование методов и технологий педагогического мониторинга.
4. Разработать единые требования к оформлению учебных и внеучебных проектов.
5. Усилить работу с мотивированными учащимися, направленную на участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
6. Совершенствовать работу по обобщению передового педагогического опыта, обмену опытом между коллегами.
Обратить внимание молодых специалистов на повышение профессионального мастерства: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.
8. Подготовить тестовый материал для диагностики и проверки основных знаний и умений учащихся по предметам в системе «My test» (в рамках работы опытно-экспериментальной площадки).
Составить план работы учителей в мобильном компьютерном классе (начальной школы).
10. Совершенствование воспитательного процесса в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма.
11. Обогащение содержания форм и методов внеурочной деятельности.
Руководитель кафедры начальной школы Баранцева О.И.
Список
использованных источников:
Анализ обученности 1 и 2- ых классов – таблицы и схемы. Автор - Зудина Н.Ф., учитель ГБОУ школы № 337 Невского района Санкт-Петербурга.
Материалы МО кафедры учителей начальной школы ГБОУ школы № 337 Невского района Санкт-Петербурга.
Д.В.Григорьев , П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя», М.: «Просвещение», 2011 г.
(Стандарты второго поколения)
Интернет-ресурсы:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баранцева Ольга Игоревна
→ 777Ольга 23.07.2013 0 5102 986 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.