Пояснительная
записка
Название материала.
Обучающие модули
для дистанционной самоподготовки
«Задачи
на движение».
Задача В12.
Автор
Савченко Елена
Михайловна, учитель математики высшей
квалификационной категории.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение гимназия
№1, г. Полярные Зори, Мурманская обл.
2) Категория детей,
для которой предназначена презентация,
их возраст.
Обучающиеся 8, 9,
10, 11 классов.
3) Цели использования
презентации.
Дистанционная
подготовка к ЕГЭ по математике. Решение
текстовых задач В12 из открытого банка
заданий ЕГЭ по математике.
Динамические
модули разработаны для дистанционной
поддержки самоподготовки обучающихся
к ЕГЭ по математике. На персональном
сайте я предложила детям обучающие
тесты для самоподготовки. Посетитель
может не только проверить свои знания,
но и получить виртуальную консультацию
по решению многих задач из Банка заданий
по математике.
Некоторые задания
сопровождаются анимационными обучающими
модулями в PowerPoint.
Задачи на движение
http://le-savchen.ucoz.ru/publ/17-1-0-133
Задачи на движение
http://le-savchen.ucoz.ru/publ/17-1-0-132
Задание В12
представлено в Открытом банке заданий
ЕГЭ по математике http://mathege.ru/or/ege/Main.html
и содержит различные типы задач курса
математики. Данные задачи не рассматриваются
в 10-11 классе, многие из них не встречались
детям и в процессе обучения в среднем
звене. Но эти текстовые задачи содержатся
в Банке. Решение текстовых задач
представляет определенную сложность
для обучающихся. А времени на изучении
в программе 10-11 класса не предусмотрено.
Поэтому я выбрала дистанционную форму
работы по подготовке к ЕГЭ.
В ресурсе представлено
14 задач. На слайдах рассматриваются
различные способы решения задач:
арифметический (по действиям),
алгебраический (с помощью составления
уравнения или системы уравнений).
В рамках персонального
сайта я предоставила обучающимся
возможность заняться самоподготовкой
к ЕГЭ по математике и повторить те
задачи, которые изучались в средней
школе. Возникла сложность, как оформить
материалы для самостоятельной работы,
чтобы было удобно, доступно для понимания
большинства посетителей. Я использовала
обучающие модули в программе PowerPoint.
Ученик может
самостоятельно просматривать презентацию.
Текстовые задачи на движение представлены
динамическими схемами, моделями, которые
можно просмотреть многократно. Отдельные
модули я использовала на уроках при
повторении. Ученики применяли модули
для того, чтобы затем самостоятельно
решать типовые задачи.
Презентация
составлена так, чтобы в ходе просмотра
появлялись подсказки. Я выбрала текстовые
подсказки (не звук). Звуковые подсказки
значительно увеличили бы объем ресурса.
Но главное, что текстовые всплывающие
подсказки удобны детям с разным уровнем
подготовки, дети воспринимают материал
с разной скоростью.
Для этого я
использовала запись времени начала
анимации с помощью триггера. В нижнем
правом углу всплывающей подсказки
расположен символ
,
который хорошо знаком детям и означает,
что эту подсказку можно закрыть. Вообще,
при составлении модулей я старалась
сделать интуитивно понятным интерфейс
ресурса. Ведь он предназначен для детей.
Поэтому просмотр слайдов идет
последовательно: от задачи к задаче.
Подсказки появляются там, где запланировал
учитель. А вот закрыть всплывающую
подсказку пользователь может сам в то
время, когда она ему не нужна. Одни дети
закроют их сразу, а другие, возможно,
оставят до конца просмотра слайда. В
подсказках приведен тот текст, который
педагог, работая над текстовой задачей
в классе, обязательно бы озвучил своим
ученикам.
Время смены слайдов
по щелчку не отменено. Это делает удобным
просмотр всей заложенной анимации на
слайдах по клику мышкой.
Большинство задач
содержат не полное решение. На слайдах
показывается составление математической
модели к задаче, динамическая модель
движения. Для демонстрации составления
математической модели я использовала
динамические таблицы. Таблица появляется
не в готовом виде, а заполняется
постепенно. Всплывают подсказки правил,
по которым выводятся новые связи, в
тексте задачи цветом выделяются ключевые
фразы. Подсказки цветом помогут вспомнить
алгоритмы работы над текстом задачи.
Решить составленное уравнение или
систему уравнений детям предлагается
самостоятельно.
Динамические
модели движения можно просмотреть
неоднократно, если установлена управляющая
кнопка «Показать». На кнопке указывается
дополнительно информация о том, сколько
раз надо нажать на кнопку. Например,
.
Надо сделать последовательно 2 клика
на кнопку. Если пользователь пожелает,
то просмотр можно повторить, сделав еще
последовательно 2 клика.
Данные модули
можно применять и на обычных уроках
математики, внеся удобные изменения в
сценарий анимаций. Можно уменьшить по
желанию количество всплывающих подсказок,
просто удалив выноски со слайда.