Презентация "Лабораторные работы по русскому языку как способ формирования метапредметного учебного результата"


Слайд 1
Лабораторные работы как способ формирования метапредметного учебного результата L/O/G/O АНДРЕЕВА АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА, МБОУ СОШ №151
Слайд 2
Обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний Привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой Ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа Выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике Формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, навыков и умений
Слайд 3
Тематика лабораторных работ Лабораторная работа № 1 «Лексикография» Лабораторная работа № 2 «Сложносочиненное предложение» Лабораторная работа № 3 «Классификация сложноподчиненного предложения» Лабораторная работа № 4 «Классификация бессоюзного сложного предложения» Лабораторная работа № 5 «Сложное синтаксическое целое»
Слайд 4
Этапы исследования наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; выдвижение гипотезы; построение плана исследования; выяснение связей изучаемого явления с другими; проведение лингвистического эксперимента; решение лингвистических задач; обобщение результатов и формулировка вывода.
Слайд 5
Задания для индивидуальной и групповой работы Оптимальное количество учащихся в группе – 6-8 человек Время выполнения лабораторной работы Оценочный лист Наличие учебной и справочной литературы
Слайд 6
Структура проведения лабораторной работы Подготовительный этап Проведение лабораторной работы Самостоятельное выполнение работы Подведение итогов Анализ результатов
Слайд 7
Оценочный лист лабораторной работы №______ Тема: ______________________________________________________________________________________ Ученика (цы) _____класса Ф.И.________________________________________________________________ Дата выполнения:__________ № задания 1 2 3 4 5 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 5 Задание 6 Самооценка _______________________________________________________________________________ Оценка экспертов __________________________________________________________________________ Оценка учителя____________________________________________________________________________ Итоговая оценка ___________________________________________________________________________ Подпись учителя_____________________
Слайд 8
Лабораторная работа №1 Тема: Лексикография 1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей 2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы над словарем
Слайд 9
Типы словарей Основные типы словарей Энциклопедические Лингвистические Многоязычные Двуязычные Универсальные Отраслевые Одноязычные Комплексные Аспектные
Слайд 10
Основные способы толкования значения слов Значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или 2007 близким по значению) словом – синонимом (синонимами) Синонимический способ 2004 Значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые называются2006 данным словом Перечислительный способ Логическое определение Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков 2005 Описательный способ Необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами Отрицательное определение Указываются такие свойства предмета, которые у него отсутствуют:
Слайд 11
Задание 1 Схема анализа словаря 1. Полное название словаря 2. Автор (составитель), редактор словаря 3. Издание (место и год) 4. Объем словаря (в словарных единицах) 5. Порядок расположения материала 6. Назначение словаря (кому он адресован) 7. Система условных помет 8. Способ подачи омонимов 9. Пример словарной статьи 10. Тип характеризуемого словаря
Слайд 12
Задание 2. Вам предложены словарные статьи (по одному слову из различных словарей) 1. В каждом случае определите, какой тип словаря представлен данной статьей 2. Назовите словарь, его автора или составителя 3. Назовите словари, которые не представлены в данной работе 4. Назовите словари, в которых данное слово не представлено, и объясните почему
Слайд 13
Задание 3. Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, в толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова 1. Каковы способы толкования значений слова? 2. Какое количество значений выделено? 3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категорию рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)? 4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)? Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горло, дно, забирать, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеивать, сдавать, сердечный, старушка, страховать.
Слайд 14
Домашнее задание Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке Запишите их названия, сгруппировав их по типам Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть в библиотеке девятиклассника
Слайд 15
Список использованной литературы 1. Городилова Г.Г., Гельдиева С., Зайкаускене Я.Ю., Изаренков Д.И. и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. – Санкт-Петербург, 1992. 2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587 3. http://festival.1september.ru/articles/413106/ 4. http://festival.1september.ru/articles/100689/ 5. http://www.nic-snail.ru/festival/2010/articles/vagina_sg1.html L/O/G/O
Слайд 16
Спасибо за внимание! L/O/G/O

Полный текст материала Презентация "Лабораторные работы по русскому языку как способ формирования метапредметного учебного результата" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андреева Алла Васильевна  ALLA1
22.04.2011 9 9641 3004

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 9
avatar
8 tarasenko-si • 06:39, 10.09.2011
Светлана
Интересно было познакомиться с данным материалом, так как сама широко использую интегрированные лабораторные работы по русскому языку и литературе в старших классах. Одну из таких работ опубликовала раньше на сайте Методсовета.
Не увидела в работе, как осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся.
avatar
9 ALLA1 • 18:24, 10.09.2011
Уважаемая Светлана, спасибо за Ваш отзыв. В статье, которая также есть среди представленных мною материалов, есть тематика лабораторных работ в 9 классе, расписан один урок - урок работы со словарями. Остальные работы, способы оценки метапредметных компетенций пока в рукописном виде, так как не хватает времени все "довести до ума".
avatar
7 ALLA1 • 10:14, 28.08.2011
К данному материалу есть статья, разработка 1 лабораторной работы. Она также помещена на сайте
avatar
5 Марина101 • 13:02, 21.08.2011
Уважаемая Алла Васильевна,большое спасибо за представленный материал. Очень серьёзная работа.
avatar
6 ALLA1 • 20:21, 22.08.2011
Всем спасибо за комментарии
avatar
3 ЛП6938 • 14:34, 09.08.2011
Отличная презентация и очень интересный материал. Хотелось бы познакомиться с содержанием остальных лабораторных работ и способами оценки полученных во время их проведения метапредметных компетенций. Спасибо!
avatar
4 ALLA1 • 19:28, 12.08.2011
Постараюсь в ближайшее время разместить.
avatar
2 Любовь21 • 09:37, 16.07.2011
Уважаемая Алла Васильевна, спасибо за материал, за презентацию. всё очень серьёзно и внушительно: и цели, и логичность построения материала, и задания. Современно.
avatar
1 Ланюша • 10:44, 12.07.2011
Спасибо за изложенный материал.Очень полезная информация