Публичное выступление на тему "Влияние социума на работу классного руководителя"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Буденновска







Районный педагогический фестиваль

«Призвание – 2011»





ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА РАБОТУ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ





АВТОР:

учитель математики

Берсункаев Данат Далимбекович















Буденновск, 2011

I. Вступительное слово

(слайд 1) Здравствуйте! Многие из вас наверно слышали такое выражение «Специалист – это «сведущий невежа», который хорошо 'знает' свой мизерный клочок мироздания, но полностью несведущ в остальном». Применимо ли оно к учителям? ... Что же ... Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. В последнее время школу все чаще и чаще обвиняют в том, что она не в состоянии воспитать морально и физически здоровое поколение. А кто, как не классный руководитель, должен придавать этому особое значение. Возникает вопрос: «А каким должен быть современный «классный»?» Какие методы и формы взаимодействия с детьми и их родителями он должен использовать? Что и как воспитывать? Сегодня мне бы хотелось поговорить именно о работе классного руководителя и, конкретно, о влиянии социума на нее.

II. Теоретическая часть.

(слайд 2) «Воспитание детей - рискованное дело ...» - говорил Демокрит. И прав до сих пор. В начале этого учебного мы провели социологический опрос среди родителей и детей, результаты которого представлены в диаграммах. Видно, что большинство осознают необходимость классного руководителя, но, в то же время, есть меньшинство, которое понимает, что далеко не каждый учитель может им быть ...

Тогда возникает вопрос, а каким он должен быть? (слайд 3) Каждый помнит из педагогики, что классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

духовным посредником между обществом и ребенком;

защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; условий для самовыражения и развития каждого ребенка;

помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

координатором всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

создателем благоприятной микросреды и морально-психологического

климата в детском и подростковом коллективе.

(слайд 4) Какие функции выполняет классный руководитель? Вспомним основные из них:

Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения   индивидуальных особенностей школьников данного класса. В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики

Планово–прогностическая функция  включает  определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д.

Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников.

Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы  классный  руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат.

Личностно-развивающая функция связана с развитием индивидуальных способностей каждого ученика.

(слайд 5) Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Влияние основных элементов социума на работу классного руководителя отображено в схеме, из которой видно, что его деятельность немыслима без сотрудничества с различными структурами школы и другими участниками учебно-воспитательного процесса.

(слайд 6) 1. В процессе своей деятельности классный руководитель, в первую очередь, взаимодействует с учителями-предметниками:

  • совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;

  • представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями;

  • включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет;

  • совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

(слайд 7) 2. Совместно с педагогом-психологом классный руководитель:

  • изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро и макро социум;

  • координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

  • анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии;

  • координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

(слайд 8) 3. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

(слайд 9) 4. В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласовывая совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

(слайд 10) 5. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

(слайд 11) 6. Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности.

В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

(слайд 12) 7. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности, через освоение классической и современной литературы.

8. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

(слайд 13) 9. И наверно, наиболее важной и сложной, является взаимодействие с родительской общественностью. Основные направления работы классного руководителя с родителями:

    • изучение семей учащихся,

    • педагогическое просвещение родителей;

    • обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества;

    • педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

    • дифференцирование и индивидуализация работы с семьей;

    • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;

    • совершенствование работы с семьей на правовой основе;

    • обеспечение сотрудничества гимназии с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;

    • усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.

III. Практическая часть

(слайд 14) Сейчас я предлагаю от теории перейти к практике. Рассмотрим и обсудим три типичных ситуации из повседневной жизни классного руководителя. Я предлагаю вам совместно с другими участниками группы проанализировать, оценить ситуацию и предложить свой вариант выхода из нее с учетом той информации, которую вы услышали сегодня.

Ситуация № 1. В классе есть ребенок- слабак, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом.

Ситуация № 2. Мама озадачена тем, что ее дочь стала меньше общаться с ней, всегда в печальном настроении. Ее перестало все интересовать, стала скрытной, замкнутой в себе. Мама обращается к классному руководителю за советом.

Молодцы! Вы отлично справились с поставленной перед вами задачей. Что же ... Теперь, я думаю, мы можем уверенно сказать, что фраза «Специалист – это «сведущий невежа», который хорошо 'знает' свой мизерный клочок мироздания, но полностью несведущ в остальном» не применима к классному руководителю.

IV. Заключение

(слайд 15) В качестве заключения я хочу обратить внимание на методические рекомендации классному руководителю, отражающие влияние социума на его работу. (раздаточный материал)

(слайд 16) И закончить сегодняшнее выступление мне бы хотелось следующими стоками:

Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.


Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу


К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья-то радость отзовется.



Спасибо за внимание и удачи вам в нашем нелегком деле!















Использованные источники

1. Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001 г. N 480/30-16 Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях.

2. http://festival.1september.ru/articles/509052/ Данилова Ольга Борисовна. Учебно-воспитательный процесс как система педагогического взаимодействия.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений. Приказ № 21 от 03.02.2006 г.

4. http://www.openclass.ru/node/33422/ Осипова Наталья Геннадьевна. Педагогические ситуации.

5. http://festival.1september.ru/articles/586311/ Кандаурова Елена Николаевна. Система деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.



Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Буденновска ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА РАБОТУ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Учитель математики Берсункаев Данат Далимбекович
Слайд 2
Классный руководитель – профессия или образ жизни? Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит Классный руководитель - это человек, который всегда помогает в трудные минуты твоей жизни, он знает твои сильные и слабые стороны. Кристина и Екатерина
Слайд 3
Каким должен быть классный руководитель? Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: • духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; • защитником от моральной деградации, нравственной гибели; • организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации; • помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; • координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников; • создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Слайд 4
Функции классного руководителя Охрана жизни и здоровья ребенка аналитико– диагностическая планово– прогностическая Личностноразвивающая контрольно– корректирующая организационно– координирующая
Слайд 5
Влияние социума на работу классного руководителя учителяпредметники педагог-психолог педагоги доп. образования СМИ педагогорганизатор родители библиотека медицинский работник детские общественные объединения социальный педагог
Слайд 6
Влияние социума на работу классного руководителя В процессе своей деятельности классный руководитель, в первую очередь, взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет; совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Слайд 7
Влияние социума на работу классного руководителя Совместно с педагогом-психологом классный руководитель: изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро и макро социум; координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку; анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Слайд 8
Влияние социума на работу классного руководителя Большое значение в деятельности классного руководителя сотрудничество с педагогами дополнительного образования. имеет Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Слайд 9
Влияние социума на работу классного руководителя В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласовывая совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
Слайд 10
Влияние социума на работу классного руководителя  Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.  При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Слайд 11
Влияние социума на работу классного руководителя o Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. o В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
Слайд 12
Влияние социума на работу классного руководителя Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности, через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Слайд 13
Влияние социума на работу классного руководителя Основные направления работы классного руководителя с родителями:  изучение семей учащихся,  педагогическое просвещение родителей, родительский лекторий, психологопедагогическая помощь родителям в решении трудных вопросов воспитания;  обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества;  педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;  дифференцирование и индивидуализация работы с семьей;  информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;  совершенствование работы с семьей на правовой основе;  обеспечение сотрудничества гимназии с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;  усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса.
Слайд 14
Педагогическая лаборатория Ситуация №1. В классе есть ребенок- слабак, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Ситуация № 2. Мама озадачена тем, что ее дочь стала меньше общаться с ней, всегда в печальном настроении. Ее перестало все интересовать, стала скрытной, замкнутой в себе. Мама обращается к классному руководителю за советом.
Слайд 15
Методические рекомендации 1. Активно сотрудничать с учителями-предметниками, своевременно отслеживая успеваемость, посещаемость и поведение учеников. Выступать посредником между учителями и родителями. 2. В выборе индивидуальных и групповых методов и форм воспитания опираться на анализ и результат работы психолога. В особых случаях организовать анонимную помощь ребенку и его родителям. 3. Планировать воспитательную работу совместно с социальным педагогом. Совместно своевременно выявлять и корректировать поведение учащихся, попавших в трудные жизненные ситуации. 4. Расширять и углублять знания, умения и навыки учащихся путем вовлечения их в систему дополнительного образования, учитывая их индивидуальные способности и интересы. 5. Совместно с педагогом-организатором планировать культурно-массовые мероприятия при участии учеников класса. 6. Пропагандировать значимость детских общественных объединений, которые могут способствовать самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. 7. Периодически отслеживать состояние здоровья воспитанников, поддерживая связь с медицинским работником, учитывать рекомендации врачей. 8. Приобщать детей к культурной сфере жизнедеятельности человека, воспитывать нравственность, благодаря посещению библиотек, музеев, театров, кинотеатров, значимых городских мероприятий. 9. Отслеживать события в жизни школы, города и страны через СМИ, вносить коррективы в воспитательную работу, учитывая новые возможности и социальные запросы общества.
Слайд 16
Классное руководство – это образ жизни Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу. Дарите только теплоту: Ребенку, женщине и другу, И отодвиньте пустоту. Жизнь все вернет сполна по кругу. К вам возвратятся свет, любовь, Мечта и счастье к вам вернется. И нежной лаской вновь и вновь В вас чья-то радость отзовется.
Слайд 17
Использованные источники 1.Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001 г. N 480/3016 Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. 2. http://festival.1september.ru/articles/509052/ Данилова Ольга Борисовна. Учебно-воспитательный процесс как система педагогического взаимодействия. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений. Приказ № 21 от 03.02.2006 г. 4. http://www.openclass.ru/node/33422/ Осипова Наталья Геннадьевна. Педагогические ситуации. 5. http://festival.1september.ru/articles/586311/ Кандаурова Елена Николаевна. Система деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.

Полный текст материала Публичное выступление на тему "Влияние социума на работу классного руководителя" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Берсункаев Данат Далимбекович  Defl2379
06.11.2011 1 4335 726

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК