Проект "Использование историко-познавательных сведений при формировании общекультурной компетенции"


Министерство образования Московской области


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Московский государственный областной гуманитарный институт









Проект на тему


«Использование историко-познавательных сведений при формировании общекультурной компетенции»








Подготовила слушатель ФПК,

учитель начальных классов

МОУ «Ново-Снопковская ООШ»

Прошина В.В.








г.Орехово-Зуево


2010 г



Пояснительная записка


Математика, в отличии от других предметов, имеет отвлеченный, абстрактный характер. Приходится оперировать такими понятиями, как число, мера, пространственные формы, и учащимися они воспринимаются как формальные оторванные от жизни. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача преодолеть эту тенденцию. Связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности.

В ходе урока редко создаются такие условия, чтобы школьники имели возможность наблюдать, как, из каких источников вытекают математические истины. С этой целью рекомендуется знакомить детей с некоторыми сведениями из истории математики, показывать отдельные явления в динамике.

В рамках введения нового Стандарта образования использование на уроках математики историко-познавательных сведений способствует формированию общекультурной компетенции личности.

В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.

Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше применяться в качестве основного капитала общества.

Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.

Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром.

В рамках введения Стандарта второго поколения основной целью российского образования становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В новом стандарте цели образования выступают не в виде суммы знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных особенностей.

Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.

В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.

В рамках концепции начального обучения математике учитель формирует ценностно-ориентационную, общекультурную, когнитивную, информационно-технологическую, коммуникативную компетенции, а также компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития. Реализовать все компетенции возможно на уроках математики в начальной школе.

Общекультурная компетенция – это способность человека  ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

В данном случае компетентностный подход не регламентирует отбор информационного компонента, не определяет, насколько глубоко  и в какие области научного знания ученику необходимо погружаться. Однако важность формирования целостной картины мира, ориентации в ней, представления совокупности существующих элементов и взаимосвязей между ними выявляет необходимость интегрированных знаний (философских, науковедческих, культурологических).

В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы  и создавать новые. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности:  интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также  наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д. (в случае научно-познавательной деятельности).

Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлеченный, абстрактный характер. Приходится оперировать такими понятиями, как число, мера, пространственные формы, и учащимися они воспринимаются как формальные, оторванные от жизни. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача преодолеть эту тенденцию, связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности.

Включение элементов истории в урок способствует укреплению познавательных интересов к математике, углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.

В программе по математике нет конкретных указаний на то, какие сведения из истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объеме и по каким разделам математики. Школьные учебники таких сведений тоже не содержат. Попытаемся определить место элементов истории в процессе обучения математике младших школьников.

1 класс

Изучаемая тема

Тема исторической справки

Числа от 1 до 10.

О числе и цифре 3.

Как люди научились считать.

Число 0.

Открытие нуля.

Сантиметр.

Из истории линейки.

Задачи в два действия.

Как решали задачи в древности?

Дециметр. Измерение дециметром.

Как измеряли в древности?

2 класс

Вычитание вида 30 – 6 .

Как в древности выполняли арифметические действия?

Прямоугольник.

Знакомство древних народов с простейшими геометрическими фигурами.

Квадрат.

О названиях геометрических фигур.

Час. Минута.

Из истории часов (от солнечных до электронных).

3 класс

Таблица умножения.

Умножение на пальцах.

Доли. Получение и обозначение долей.

Из истории долей.

Время и его измерение: год, месяц, неделя.

Измерение времени у древних народов.

Класс единиц, класс тысяч.

О бесконечности ряда натуральных чисел. Что такое квадриллион?

Площадь фигуры.

Меры площади на Руси.

4 класс

Тонна, центнер.

Из истории мер массы. Система мер массы в России.

Многозначные числа. Нумерация.

Абак. Счет на пальцах.

Деление многозначных чисел.

Из истории деления.


Практический опыт ряда учителей показывает, что введение элементов истории в доступной для детей форме положительно сказывается на развитии познавательного интереса, на развитии интереса к математике, к чтению дополнительной литературы.

Так, например, работа над разделом «Меры длины» сводится обычно к выполнению тренировочных упражнений по выражению более крупных мер мелкими и наоборот. Но значительно интереснее проходят уроки, которые содержат небольшие экскурсы из истории математики.

Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русских, убедительно раскрывают связь математики с жизнью, показывают, что единицы измерения люди не придумывали, а принимали вначале в качестве мер части своего тела, которые постепенно превращались в общепринятые образцы.

Фрагмент урока по теме «Меры длины».

Перед вами три отрезка ленты: красная, синяя и зеленая. Как узнать, одинакова ли их длина? Какие меры длины вы знаете? Всегда ли существовали эти единицы измерения длины?

Сегодня мы узнаем о том, как появились меры длины.

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Даже первобытный человек прибегал к измерениям в ходе строения своего жилища.

Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаг. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от кончиков пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь – на четыре пальца. (Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает это проделать двум-трем ученикам. Количество локтей (мер) получается разное).

Почему получилось различное количество локтей?

Полный оборот ткани вокруг локтя иногда называли двойным локтем. Чтобы измерения получались более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь и палец. Теперь уже не важно, какой длины рука у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой, длиной в один локоть. Им пользовались при строительстве сооружений и проведении других работ. Образец же «священного локтя» хранился жрецами в храме.

В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (в переводе с голландского означает большой палец), равный длине трем ячменным зернам, вытянутым из средней части колоса и приставленным друг к другу концами, и фут (от английского слова нога).

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами или тростями. Иногда использовалась и двойная трость, равная четырем шагам. Еще до нашей эры в Римском государстве. А впоследствии в Италии, в странах Азии и Африки для измерения больших расстояний использовали тысячу тростей, откуда и произошла новая мера – миля ( от латинского слова тысяча). Большие расстояния измерялись также переходами, привалами, днями. Например, говорили, что расстояние от одного города до другого три дня пути.

Беседа о том, какими мерами пользовались в России, проводится на следующих занятиях.

Сегодня мы узнаем о мерах длины, которые применялись на Руси. Самыми древними из них были локоть и сажень. О локте мы говорили на предыдущем занятии. Сажень же различали косую и маховую. Маховая сажень – расстояние между раскинутыми в стороны руками, косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая сажень». В каких случая употребляют это выражение?

Для измерения больших расстояний применялась верста, равная 500 саженям.

В XVII веке в результате развития торговли с восточными народами вошла в употребление мера аршин (от персидского арш – локоть). Он равен 71 см 12 мм. Пришел он на Русь вместе с купцами из далеких стран.

Купцы привозили невиданные ткани: тончайшие китайские шелка, сделанную из настоящих золотых и серебряных нитей тяжелую индийскую парчу, бархат. Купцы ими торговали и их приходилось отмерять. Как же это делалось? В наших магазинах пользуются деревянными метрами. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинам.

Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у нее существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они были, длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше.

Но однажды этому пришел конец. Продавать «на свой аршин» властям было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казенный аршин.

Казенный аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.

Десятки лет уже не измеряют аршинами, но слово это не забыто. До сих пор о проницательном человеке говорят: «видит на три аршина под землю». А о человеке, который судит обо всем только по себе, говорят «меряет на свой аршин».

Таким образом, включение историко-познавательных сведений в образовательное пространство младшего школьника решает следующие задачи:

  • Установление диалектической взаимосвязи между историей страны, края, человечества и историей развития математики;

  • Раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса;

  • Углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету;

  • Активизация познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязи между учебной и внеучебной работой учащихся и приобщение их к самостоятельному добыванию знаний.

Использование на уроках математики историко-познавательных сведений способствует формированию у учащихся общекультурной компетенции.

Литература.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – С-Пб, 2004.

2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA –2000. – М., 2005.

3. Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы // Под ред. О.Б. Репиной. – М., 2007.

   4. Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

7. В.Ф.Ефимов. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа, 2004, № 6.





Полный текст материала Проект "Использование историко-познавательных сведений при формировании общекультурной компетенции" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прошина Валентина Витальевна  ботаниччка
17.10.2012 0 1794 588

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК