Выступление на заседании педагогического совета на тему "Профилактика социального сиротства"


Выступление на заседании педагогического совета

МОУ СОШ №3 г. Сальска Ростовской области



  1. Социальное сиротство – острая проблема в Ростовской области

Социальное сиротство — это сиротство при живых родителях. К сожалению, процент такого сиротства ежегодно возрастает. В наше время довольно много людей не понимают степень ответственности за своих детей. Эти люди уклоняются от исполнения родительских обязанностей. Они часто забывают, что нужно позаботиться не только о том, чем накормить и во что одеть, но и о его душе, о том чтобы он был здоров и получил достойное образование, а в будущем получил и профессию.

В Ростовской области самая больная детская проблема – социальное сиротство, заявила 10 июня Уполномоченный по делам ребенка в Ростовской области Алевтина Васильева, выступая с отчетом перед депутатами Ростовской областной Думы. В Ростовской области на 1 января 2009 года было 12190 сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей. И большая часть из них – социальные сироты.

Уполномоченный по правам ребенка отметила, что в области развиваются семейные формы устройства детей. По количеству усыновленных регион занимает третье место в России, здесь образованы 114 приемных семей, в последнее время в области закрыты пять детских домов.

Значительный вклад в укрепление системы профилактики в г. Сальске Ростовской области (в целом) и МОУ СОШ №3 (в частности) вносят классные руководители в содружестве с педагогами-предметниками, психологами, социальными педагогами, врачами, участковыми и специалистами КДН.



  1. Роль классного руководителя в профилактике семейного неблагополучия

и социального сиротства

Схема деятельности классного руководителя в профилактике социального сиротства определяет шесть ключевых направлений. В их число входят следующие направления деятельности:

- обеспечение жизни и здоровья учащихся;

  • обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;

  • содействие освоению школьниками образовательных программ;

  • осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся;

  • профилактическая деятельность;

  • программирование воспитательной работы с классом.

 Профилактика социального сиротства - это очень кропотливая и глубоко индивидуальная работа педагогического коллектива с каждой конкретной семьей.





  1. Алгоритм работы классного руководителя с неблагополучной семьей

1-й этап – изучение семей учащихся класса и осознание существующих в них возможностей, проблем, причин возможного или действительного неблагополучия семейной ситуации.

2-й этап – дифференциация семей учащихся, вычленение семей, попадающих категорию возможного проявления социального сиротства детей, выявление причин, влияющих на формирование социального сиротства в данных семьях.

3-й этап – разработка и утверждение программы работы классного руководителя с семьями учащихся, построенной на основе дифференцированного подхода к различным категориям семей, учитывающей программу профилактической деятельности образовательного учреждения.

4-й этап – вовлечение семей в деятельность по программе, развитие их инициативы.

5-й этап – установление взаимодействия с различными организациями и учреждениями, имеющими возможность оказания экономической, медицинской, психологической, педагогической, юридической поддержки семей, координация деятельности специалистов образовательного учреждения и заинтересованных организаций по реализации программы работы классного руководителя с семьями учащихся.

6-й этап – осуществление текущего исследования семейной ситуации родственных групп учащихся, попадающих категорию возможного проявления социального сиротства детей, коррекция программы работы классного руководителя с семьями учащихся.

7-й этап – анализ результатов работы.

Раннее выявление детей с девиантным поведением позволяет проводить своевременную профилактическую работу в классе. Так в настоящее время в банке данных детей «группы риска» 6 «А» класса состоит 2 человека. Это дети вызывающие тревогу, как у родителей, так и у педагогов.

  1. Что же делается в плане профилактики классным руководителем?

Прежде всего – это постоянный контроль за ребёнком и семьёй.

  • Обязательно, дважды в год, классный руководитель проводят обследования ЖБУ (акт обследования жилищно-бытовых условий) [Приложение 1];

  • Ежемесячное посещение семей с разными целями и задачами (справки о посещении семьи) [Приложение 2];

  • Регулярное проведение занятий по программам индивидуального сопровождения [Приложение 3];

  • Отслеживание занятости обучающихся во внеурочное время;

  • Беседы с родителями или лицами их заменяющими.



  1. Несколько правил для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями



  • Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

  • Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.

  • Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

  • Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.

  • Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

  • Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.













































Приложение 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 3 г. Сальска

___________Т.А.Борщевская

АКТ

обследования жилищно-бытовых условий семьи

от «____»_______________200__г.



1. ФИО ребенка, дата рождения, класс_______________________________________________________________________

2. Адрес_________________________________________________________________________________________________

3. Цель посещения:________________________________________________________________________________________

4. Состав комиссии:________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сведения о семье:_______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Оценка жилищно-бытовых условий семьи:__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выводы и заключения:___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Члены комиссии______________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________



Приложение 2

СПРАВКА

о посещении семьи



Ученика(цы)______ «____» класса МОУ СОШ № 3 г. Сальска

Ф. И. О._________________________________________________________________________________________

Цель посещения_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашний адрес________________________________________________________________________________

Кто находился дома в момент посещения___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат:______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата__________________ Подпись____________________



























Приложение 3

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«Я и Мир, Я и Другие люди, Я и Я сам»

Разработана классным руководителем МОУ СОШ №3 г. Сальска Ростовской области – Симоненко Н.В.

Ф.И.О. учащегося

Возраст/ Класс

Цель программы: восстановление позитивного отношения к себе и окружающему миру в семье и школе.

Задачи программы:

  • Дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;

  • Формировать навыки здорового образа жизни;

  • Развивать навыки контроля своей эмоциональной и поведенческой реакции;

  • Создать условия для развития собственной системы ценностей.

Режим работы:

Длительность занятий – 20 минут

Частота встреч – 1 раз в2 месяца

Предполагаемый результат:

Получение и осмысление новой информации о себе, выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими, закрепление нового позитивного опыта.

Структура занятий

  1. Ритуал приветствия

  2. Основное содержание занятия

  3. Диагностические методы

  4. Рефлексия

  5. Ритуал прощания

Основные средства реализации

  1. Игровые упражнения

  2. Беседы

  3. Анкеты

  4. Рефлексия

Технико-методическое обеспечение

  1. Краски

  2. Карандаши

  3. Книги





Занятие 1. «Мир во мне»

Выяснить, как ребёнок воспринимает себя, что видит хорошего и плохого в себе, хочет ли избавиться от сложностей в общении.

  1. Приветствие

  2. Беседа «Правила общения»

  3. Рисунок «Портрет»

  4. Рефлексия

  5. Прощание

Занятие 2. « Я вижу… Меня видят…»

Помочь зафиксировать свои умения видеть и чувствовать других людей. Соотнести самооценку с оценкой, полученной от одноклассников и педагогов.

  1. Приветствие

  2. Упражнение «Эмоции»

  3. Техника «Сновидение»

  4. Обмен мнениями

  5. Прощание

Занятие 3. «Встреча двух миров»

Определение и осознание наиболее адекватных и эффективных поведенческих реакций

  1. Приветствие

  2. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

  3. Упражнение «Слепой поводырь»

  4. Дискуссия «Буду делать хорошо..?»

  5. Прощание

Занятие 4. «Мир моей семьи»

Доверительная беседа о семье и семейных проблемах

  1. Приветствие

  2. Анкета «Члены моей семьи»

  3. Рисунок «Семейный портрет»

  4. Беседа «За что я (не) люблю свою семью?»

  5. Прощание

Занятие 5. «Встреча с самим собой в будущем»

Создание своего психологического портрета, отработка приёмов и правил общения для будущей жизни

  1. Приветствие

  2. Игра «Запретный плод»

  3. Упражнение «Дерево целей»

  4. Процедура «Встреча через 1 (5,10…) лет»

  5. Рефлексия

  6. Прощание








Полный текст материала Выступление на заседании педагогического совета на тему "Профилактика социального сиротства" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симоненко Наталья Владимировна  Натуся1
01.11.2010 1 7678 587

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК