Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками


Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками


Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                   С. Давидови



 Особенности подросткового периода развития:

  • ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;

  • примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;

  • вступает в первые романтические отношения;

  • привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

 Общаясь с подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;

  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;

  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;

  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;

  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;

  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;

  • умейте смотреть на вещи глазами подростка.

 

 Работая с «трудным» подростком, нужно:

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию

  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться

  8. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.


Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

 

Типы поведения учащихся, его характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

Поведение, направленное на

привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание учителя и класса

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Властолюбивое поведение

Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях

Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)

Стереотип силового разрешения конфликтов

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Поведение, направленное на избегание неудач

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия

Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).

Пассивное:

Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.

 



Список используемой литературы при составлении рекомендаций:

    1. Казанская В.Г. Подросток трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006.

    2. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. – СПб.:Речь, 2007.


Полный текст материала Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ульянова Наталья Викторовна  Natali_Rad
10.12.2010 4 20219 1904

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК