Конспект урока литературы "Образ Наполеона в романе-эпопее Л.Толстого "Война и мир"; 10 класс


Урок литературы в 10 классе.



Тема урока:



Образ Наполеона в романе-эпопее Л.Толстого "Война и мир"



Цель:

Образовательная:

  • раскрыть образ французского завоевателя, олицетворяющего собой кровавый дух войны, и отношение к нему Л.Толстого

  • показать художественное мастерство Толстого в изображении отрицательного персонажа.



Развивающие:

  • Помочь критически осмыслить роль личности в истории.

  • Создать условия самостоятельной работы.

  • Развивать умение работать в группах.

  • Развивать коммуникативные способности.


Воспитывающие:

  •  Воспитание патриотизма и гуманизма.


Технологии:

  • проектная, критического мышления, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.  

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.


Способы обучения:

  • индивидуальный, парный, групповой

Вид урока:

  • комбинированный

Тип урока:

  • интегрированный

Оборудование:

мультимедийный компьютер.


Ход урока.

1. Слово учителя .

Добрый день .Сегодня необычный урок: в гостях у нас учитель истории и его команда историков. Они представят книгу Е .Тарле "Наполеон", а также расскажут о жизни Бонапарта Наполеона. Команда исследователей состоит из учащихся 10 класса .

2.Учитель.Человечество на протяжении своего развития испытало на себе деятельность людей, пытавшихся стать властелинами мира .А.Македонский, Ю.Цезарь, Наполеон, Гитлер .Они стали предметом изучения не только для ученых, но и для писателей .Если историки приводят только фактические события, то в литературе раскрывается духовный мир: мысли, чувства ,взаимоотношения ,жизненные цели. Поэтому и содержание художественной литературы многогранно и многосторонне. В своем произведении автор рисует целостную картину жизни людей той или иной исторической эпохи.

2.Историки.

С Наполеоном 1 связано историческое явление, получившее название"бонапартизма". Один за другим появлялись большие и малые, специальные и популярные книги о жизни и деятельности "Мужа судеб".Из ранних работ о Наполеоне много шума наделала книга Адольфа Тьера "История Консульства и Империи". Известны также работы Луи Вилла "Революция и Империя", Альберта Сорела "Европа и Французская революция".В 1913г в Советском Союзе вышла книга Е.Тарле "Наполеон", которая была переведена на иностранные языки .Именно к этому историческому труду мы будем обращаться, чтобы раскрыть образ Наполеона.

История рождения Наполеона .Историческая справка из книги Е.Тарле "Наполеон".Наполео́н I Бонапа́рт (1769 - 1821). Настоящая фамилия Буонапарте, корсиканец по происхождению. Первую победу одержал в 1793 г. в битве при Тулоне. Революционная армия осадила Тулон с суши, но долго не могла его взять. Никому не известный капитан Буонапарте изложил свой план взятия города и выполнил его. В 1799 году он стал властителем Франции.

Наполеон совершил головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению ,человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств.


3. Проверим домашнее задание .Команда исследователей получила задание по темам: "Пушкин о Наполеоне", "Наполеон в баснях Крылова".

Выступление исследователей :1. "Пушкин о Наполеоне";

2. "Наполеон в баснях Крылова".

Вывод. Исследуя произведения Крылова и Пушкина, мы пришли к выводу, что художественные и исторические знания дополняют друг друга , дают живую картину исторической действительности. Но художественное обобщение отлично от обобщения научного. В изложении исторических событий , а также жизни и деятельности исторических личностей, историку следует быть строго документальным, не допускать никакого домысла. А писатель, придерживаясь установленных фактов, создаёт художественный образ.

4. Беседа. Проверка знаний текста "Война и мир".


-Когда читатель впервые слышит о Наполеоне?

-Когда Наполеон появляется в романе?( Впервые мы встречаемся с ним во время Аустерлицкого сражения)

-Каким мы видим Наполеона? (т.1,ч 3,гл.14.)

-Что Толстой выделяет в Наполеоне?(т.1,ч3, гл.19)

- Как описана встреча Наполеона с русским посланником?( т.3, ч.1, гл.6).

-Как изображен Наполеон накануне Бородинского сражения?(т.3,ч.2,гл.26)

- Каким показывает Толстой Наполеона после Бородинского сражения?(т3,ч.2,гл.38)

-Каким предстает Наполеон на Поклонной горе?


Заполнение таблицы. Работа по группам.

Внешность Наполеона


Характер


Поведение


Речь





Вывод. Л.Толстой не нашел в "великом человеке" ни одного положительного качества. В 1910 году он писал одному литератору:" Ничего вам не могу сказать про Наполеона. Да, я не изменил своего взгляда и даже скажу, что очень дорожу им. Светлых сторон не найдете ,нельзя найти , пока не исчерпаются все темные , страшные, которые представляют это лицо... Как не раздувают они его величия - жалкая толстая фигура с брюхом, в шляпе, шляющаяся по острову и живущая только воспоминаниями своего бывшего ложного величия, поразительно жалка и гадка." Таково было отношение Л.Толстого к Наполеону.





Домашнее задание:

1. Составить план характеристики Наполеона и подготовить устный рассказ по плану.


Полный текст материала Конспект урока литературы "Образ Наполеона в романе-эпопее Л.Толстого "Война и мир"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудзиева Анжела Сергеевна  Публикатор
21.04.2018 0 415 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0