Урок толерантности в 4 классе


Цели: познакомить учащихся с терминами «беженцы», «толерантность»; выявить уровень толерантности с помощью теста; воспитывать чувство уважения друг к другу; развивать стремление быть терпимым в обществе людей; способствовать развитию устной речи.(слайд 2).
Формы работы: игровая, групповая и индивидуальная.
Оборудование: компьютер, музыкальный центр.
Ход классного часа:
I. Приветствие.
- Рук – рук – рук – встанем мы в широкий круг! Возьмемся за руки, почувствуем настроение друг друга через рукопожатие.
(Дети, в кругу, держась за руки, говорят, что чувствуют, какое настроение у товарища. Что у Любы настроение хорошее, потому что она улыбается. Дальше говорит уже Люба и т.д. по кругу до конца.)
Все хором: Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви!
(Р. Рождественский) (слайд 3)
II. Знакомство с национальностями.
Учитель: - Ребята, прочитайте пословицу и объясните ее смысл. (слайд 4)
Дети: - В пословице идет речь о том, что незнакомого человека, который не проверен в трудных житейских ситуациях, в беде, нельзя назвать другом.
Учитель: - Правильно! Чтобы дружить людям между собой, надо хорошо друг друга знать, доверять, помогать.
- А с кем человек может дружить?
Дети: - С соседями, одноклассниками, ребятами во дворе, по интересам (кружки).
Учитель: - А чем люди могут отличаться друг от друга?
Дети: - Полом, возрастом, внешностью, национальностью.
Учитель: - А дети каких национальностей учатся в нашем классе?
Дети: - Русские, цыгане, молдаване, казахи, украинцы, туркмены, грузины (слайды 5-10).
Учитель: - А сейчас ребята этих национальностей расскажут о том, где они родились.
Дети: (Россия)
Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа…
– Российская Федерация – самое большое по площади государство мира; расположено в восточной части Европы и в северной части Азии (слайд 11).
Столица России – город Москва. Президент России Дмитрий Медведев (слайд 12).
Дети: (Молдова):
Веселые и дружные
Живем под солнцем южным мы,
Взрослым помогаем –
Фрукты убираем.
И душистым виноградом
Угостить вас будем рады.
Любим песню, любим пляску,
Спляшем вам молдавеняску!
И. Михайлова

- Республика Молдова – страна расположена на юго-востоке Европы (слайд 13).
Столица страны – город Кишинев (Кишинэу, от турецкого – «источник»). Глава государства республики – президент Владимир Воронин (слайд 14).
Дети: (Казахстан)
Здесь хлебом закрома полны,
Здесь яблоки и скакуны,
Здесь по степи бредет верблюд,
И дети весело поют.
Я. Аким
– Республика Казахстан – государство в Центральной Азии и Южной Сибири (слайд 15).
Столица государства – город Астана; президент – Нурсултан Назарбаев (слайд 16).
Дети: (Украина)
Украина танцами славится,
Городами светлыми, новыми.
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле – красавица!
Я. Аким
– Страна в Восточной Европе (слайд 17).
Столица страны – город Киев; президент – Виктор Ющенко (слайд 18).
Дети: (Туркменистан)
Дутар поет про нашу власть
И про людей труда.
Мечта народная сбылась –
В пески пришла вода!
Я. Аким
– Туркменистан - государство в Средней Азии (слайд 19).
Столица государства – город Ашхабад; президент – Сапармурат Ниязов (слайд 20).

Дети: (Грузия)
В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море черном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть,
Кувыркаться,
Любим петь, и плясать,
И смеяться.
И. Михайлова
– Республика Грузия (Сакартвело) – земля картвельцев – страна в центральной и западной части Закавказья (слайд 21).
Столица страны – город Тбилиси; президент – Михаил Саакашвили
(слайд 22).
III. Работа в группах.
Учитель: - На слайде слева записаны русские пословицы, а справа – казахская, украинская, туркменская, грузинская и молдаванская пословицы.
- Объедините пословицы по смыслу (слайд 23).
IV. Физминутка.
Учитель: - Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все «Ура!»
А теперь и сесть пора.
V. Беженцы.
Дети:
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев,
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских,

Негров, чья Родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
Мешок меховой на ночлег;

Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, кто живут
В городах и селах…

Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
(С.Я. Маршак «Всемирный хоровод») (слайд 24)
Учитель: - О чем это стихотворение?
Дети: - О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Учитель: - Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети: - Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Учитель: - Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети
(слайды 25, 26).
- Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи (слайд 27).
- Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам, составьте реестр оказываемой помощи (слайд 28).
Учитель: - А сейчас вы будете работать в группах. На полосках зеленого цвета написано начало пословицы, а на розовой полоске – окончание. Составьте эти пословицы и прочитайте.
Мир строит, а война разрушает.
Свет победит тьму, а мир – войну.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Береги землю любимую, как мать родную.
Тот герой, кто за Родину горой.

Учитель: - Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и другие. Русским представляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
- Кого мы называем беженцами? (слайд 29).
VI. Толерантность.
Учитель: - А теперь попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».
Дети: - Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.
Учитель: - Прочитаем вместе, что обозначает слово «толерантность» (слайд 30).
Учитель: - Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе (слайд 31).
Подведение итогов тестирования.
VII. Итог.
Учитель: - Что мы с вами узнали сегодня на классном часе?
- Что поняли, что уяснили для себя?
- Что запомнилось?
Дети исполняют песню «Солнечный круг» (слайды 33 – 36).
Учитель: - И закончить классный час мне хочется цитатой из высказывания целительницы Ванги: «Придет день, когда ложь исчезнет с лица Земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых будут знать цену жизни и будут оберегать ее».
- Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!

 


Полный текст материала Урок толерантности в 4 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абызова Ирина Владимировна  Лучик
нет данных, МОУ-СОШ №8
10.01.2010 4 17192 2007
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 4
avatar
4 Валник • 21:23, 23.11.2010
Спасибо за материал. Очень пригодился при подготовке кл. часа.
avatar
3 888888 • 23:13, 22.09.2010
С удовольствием познакомилась с материалом. Тема актуальная, важная в воспитании детей. Материал подобран грамтно с учетом возрастных особенностей детей с удовольствием возьму на вооружение.
avatar
Очень интересно и полезно. Спасибо.
avatar
1 Natalie • 16:10, 11.01.2010
Чтобы узнать для какого класса предназначен материал (для 4класса), пришлось просмотреть как конспект, так и презентацию. Но не у всех коллег безлимитный интернет...Просьба к автору: при отправке материала на сайт заполнять все информационные поля.