Написание сочинения-рассуждения


Слайд 1
Сочинениерассуждение на итоговой аттестации в 9 классе. Презентация подготовлена учителем русского языка и литератур МОУ СОШ №7 города Петровска Саратовской облас Киселевой Ириной Владимировной
Слайд 2
Рассуждение:  тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения; дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, сообщению и т.д.; основными вопросами рассуждения являются: Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ – причинно-следственные отношения, доказательства.
Слайд 3
Строение текста типа рассуждения. ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА(аргументы) ВЫВОДЫ
Слайд 4
Композиция рассуждения. 1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть: а)формулирование основного текста; б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение-вывод.
Слайд 5
Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами: -вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.; -союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.
Слайд 6
Виды доказательств. 1. Дедуктивные: –от тезиса к доказательствам ( Книга –лучший учитель. Например,…) 2. Индуктивные: - от примера к тексту (Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель.)
Слайд 7
3. Прямые. а) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. (Каждый человек хочет быть счастливым.) б) Ссылка на авторитетный источник: цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы).
Слайд 8
Например: «Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 384400икилометров (238,618 миль). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов. Этот факт, описанный Г.Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны». в) Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. г) Приведение аналогии, сравнения.
Слайд 9
4. Косвенные: -доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.
Слайд 10
Виды рассуждения Вводные слова, наречия Союзы Речевые обороты Доказательство Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что...; отсюда заключаем, что...; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует… Объяснение Например, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что ...; это является следствием того, что... Поскольку, такПоскольку; как,тактак что, если, как; Я полагаю, что...; попробуем сравнить...; что, если, хотя, попытаемся разобраться...; причина хотя, несмотря так нато, что несмотря на то, что состоит в том, что...; это можно Размышление  По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажет ся, скорее всего, оче видно, поэтому, потому, отсюда, таким образом объяснить тем, что...; всё зависит от того, что...; это позволяет предположить, что...; получается, что...; предположим, что...; допустим, что...; мне близка мысль о том, что...; я согласна с тем, что...; некоторые сомнения у меня возникают, когда...; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что...; я убежден, что...;
Слайд 11
Типичные ошибки в композиции текста рассуждения:  несоразмерность частей композиции;  затянутое вступление;  недостаточный объем основной части;  слишком большой объем концовки;  отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения; в этом случае текст как будто оборван);  недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на другую);  несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора.
Слайд 12
Список литературы  Павлова Т.И., РанневаН.А.. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации:УМП; Ростов н/Дону: Легион, 2009  Капинос В.И Развитие речи: теория и практика обучения: Кн. Для учителя; М.: Линка-Пресс, 1994  Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ.- М.: «Интеллект-центр», 2009

Полный текст материала Написание сочинения-рассуждения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киселева Ирина Владимировна  Irishka
19.01.2010 6 13409 5939

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК