Классный час "Декабристы в Сибири" для 5 кл.


1. Пискунова Галина Маликовна, МОУ «СОШ № 38», г. Норильск Красноярского края

2. Адрес электронной почты:

3. «Патриотическое воспитание»

4. «Декабристы в Сибири»

5. «Урок – ролевая игра» в 5-м классе в системе уроков в рамках предметов НРК (история Красноярского края). Картины, разыгрываемые детьми, с комментариями учителя дают детям представление о роли, которую сыграли декабристы в освоении Сибири. Ученикам очень нравится такая форма работы, где они могут проявить свои творческие способности и природные таланты

6. Показать важность и значимость для коренного населения присутствие декабристов в Сибири; познакомить учащихся с понятием «декабристы», показать их роль в освоении Сибири; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувства гордости и сострадания за своих соотечественников


Тема урока: Декабристы в Сибири


Основополагающий вопроc - Неизбежно ли было восстание декабристов?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Почему в восстании участвовали лучшие представители дворянских фамилий?

  • Могли ли они поступить иначе?

  • Как сложилась бы их судьба, если бы они не участвовали в восстании?

Частные вопросы:

  • Как сложились судьбы декабристов после отбытия ими каторги?

  • Как они распорядились своими знаниями в области агрономии, сельского хозяйства, горного дела, языкознания и т. д. ?

  • Остались ли следы деятельности декабристов в наше время?

  • Почему присутствие декабристов так важно было именно в тот период, когда они остались жить в Сибири?


Цель урока: показать важность и значимость для коренного населения присутствие декабристов в Сибири


Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «декабристы», показать их роль в освоении Сибири

Развивающая: развивать творческие способности учащихся

Воспитательная: воспитывать чувства гордости и сострадания за своих соотечественников


Оборудование: портреты декабристов, карта Красноярского края, костюмы учащихся, кроссворд


Тип урока: урок – ролевая игра


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Изучение нового материала




Учитель:

1825 год. Декабрь. В Петербурге, в тогдашней столице Российского государства, вспыхнуло восстание против царя и крепостных порядков. Его организаторами были молодые офицеры и передовые люди русского общества. Восстание произошло зимой, в декабре, поэтому его участников и называют декабристами.

Декабристов было мало. Они не решились поднять против царя народ, рассчитывая справиться собственными силами. Но этого не получилось. Восстание было жестоко подавлено.

Давайте перенесемся в один из дамских московских салонов. Посмотрим, послушаем.


Картина 1. «Дамский салон в Москве»

1 дама:

- Дорогие гостьи! Вы слышали?! Вы слышали?!

2 дама:

- Да что случилось, милая кузина? На вас даже лица нет!

1 дама:

- В Петербурге – то мятеж произошел! Бунт! Офицеры восстали!

3 дама:

- Бунт против Государя?! Да как они могли?!

2 дама:

- Зачем они восстали?

3 дама:

- Говорят, хотели простому народу жизнь улучшить. Крепостное право отменить … Царя свергнуть!..

2 дама:

- А как же мы без крепостных жить будем? Придумали тоже.

1 дама:

- А крепостные останутся, и порядки старые останутся! Наш государь –батюшка переловил всех разбойников!

3 дама:

- И где они сейчас?

1 дама:

- Одних повесили, других отправили на каторгу в Сибирь, третьи отправились рядовыми солдатами на Кавказ. Все у них отобрали: и имя, и звания, и деньги…

2 дама:

- Всего лишили? Ах! (падает в обморок)


Учитель:

Пятеро лучших людей России были повешены, остальные отправлены в Сибирь, на Кавказ… Судьба этих людей горячо волновала разные слои российского общества. И друг многих декабристов великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение, посвященное своим друзьям.


Картина П. «А.С. Пушкин в доме Муравьевых»

А.С. Пушкин:

- Позвольте, дорогая Александрин, выразить Вам свое почтение!

Александра Муравьева:

- Благодарю Вас, Александр Сергеевич! Хотелось перед отъездом в Сибирь повидаться с Вами. Наверное, больше Вас не увижу!



А. С. Пушкин:

- Восхищен Вашим мужеством: ведь столько препонов Вам государь ставил – не хотел отпускать к мужу в Сибирь!

Александра Муравьева:

- Ничего, мой друг! Все в порядке! Скоро увижу Его, своего ненаглядного! Мою судьбу! А Вы, Александр Сергеевич, напоследок порадуйте нас своими виршами…

А.С. Пушкин:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут

Не сочтите за труд, передайте это стихотворение моим друзьям, всем, кто попал в сибирские застенки!

Александра Муравьева:

- Непременно! И прощайте, прощайте, мой друг!...


Учитель:

Много сил и лишений вынесли жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь. Холод, непривычная обстановка, лишение привычного уклада жизни, хамство и оскорбления чиновников – они вынесли все… И вот Александра Муравьева прибыла в Читу. И в Читинском остроге передала мужу послание Пушкина.


Картина Ш. «Ответное слово Пушкину»

1 декабрист:

- Товарищи! Друзья! От Пушкина послание!

2 декабрист:

- Не забывает нас наш милый друг!

Декабрист Одоевский:

- Наш долг – ответить. Пусть Пушкин знает, что мы не забыли его:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли.

К мечам рванулись наши руки,

И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! – цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

Учитель:

Ответное стихотворение Александра Одоевского всколыхнуло всю Россию. Но шли года… Кто-то из декабристов умер на каторге, кто-то умер в ссылке. Многие вернулись на родину, а некоторые из декабристов остались в Сибири навсегда.


Картина 1У. «Мужской клуб в Петербурге»

1 господин:

- Вы слышали, господа, что Волконские вернулись из ссылки?

2 господин:

- Хоть родину перед смертью повидают, сердешные!

3 господин:

- Таких немного осталось…

1 господин:

- А те, которые не собираются возвращаться? Чем они занимаются?

2 господин:

- О! это очень интересная тема! Мне доподлинно известно, что Иван Якушкин, братья Бестужевы и многие другие открыли школы для детей и учили их письму, арифметике, истории, географии.

3 господин:

- А доктор Вольф бесплатно лечит людей!

2 господин:

- Николай Бестужев сделал множество рисунков своих товарищей по несчастью. Он рисовал места, в которых они живут, изображал тюрьмы, в которых они томились

3 господин:

- Братья Борисовы изучали местную природу, собрали уникальнейшую коллекцию растений и насекомых Сибири

1 господин:

- А Фаленберг знатные сигары делает: разводит табак, целую плантацию завел

3 господин:

- Семена они из Петербурга выписывают, раздают их крестьянам

4 господин:

- Стихи пишут, прозу, научные труды

5 господин:

- Батеньков и вовсе размахнулся: рассмотрел и создал концепцию вольной крестьянской колонизации

1 господин:

- Да, господа, поле деятельности у них огромное – вся Енисейская губерния!


Учитель:

Федор Шаховской ходатайствовал перед императором о разрешении «основать опытную ферму … для ведения всех усовершенствований землепашества, … подавая полезные примеры жителям, у которых хлебопашество находится еще в большом младенчестве». Также он занимался лечением людей и скота.

Декабрист Николай Лисовский, находясь в ссылке в Туруханском крае, способствовал развитию промыслов и торговли

Александр Якубович и барон Владимир Иванович Штейнгель занимались научными исследованиями

Иван Аврамов занимался организацией торговли в крае

Будучи людьми образованными и неравнодушными, декабристы многое сделали для развития образования, науки и культуры, стали новаторами в сельском хозяйстве. Поэтому неслучайно их именами названы многие улицы городов и поселков Красноярского края

В 1910 году была издана работа Н. Н. Козьмина «Очерки прошлого и настоящего Сибири», в которой он отмечает прогрессивное влияние декабристов на жителей Сибири. «Кто из нас, сибиряков, в своей семье или семье знакомых не знает благотворного, культурного воздействия декабристов. Наши бабушки, матери учились у них музыке, живописи, учились интересоваться книгой, получали навык к чтению. Наши деды и отцы имели в лице этих людей первых наставников, - и если в последующей жизни сохраняли искру божью, то часто относили все это сохранившееся хорошее на счет влияния своих учителей».

Декабрист Николай Басаргин писал: «Сибирь на своим огромном пространстве представляет так много разнообразного, так много любопытного, ее ожидает такая блестящая будущность, если только люди и правительство будут уметь воспользоваться дарами природы, коими она наделена».

Его строки характерны и для нашего времени



  1. Закрепление изученного материала:

а/ разгадывание кроссворда «Декабристы»


Компетентность разрешения проблем, аспект действия по решению проблемы, уровень второй


1 Предварительно вам было дано задание познакомиться с материалами из жизни декабристов

2. Просмотрев выступления учащихся и выслушав сообщения учителя, решите данный кроссворд















1 А

Л

Е

К

С

А

Н

2 Д

Р

А










Е









3 П

У

Ш

К

И

Н










А












Б












Р





4 О

Д

О

Е

В

С

К

И

Й











С










5 М

Я

Т

Е

Ж















По горизонтали:

  1. Имя жены декабриста Муравьева, которая привезла в Сибирь стихотворение известного поэта, посвященное декабристам

  1. Автор стихотворения «В Сибирь»

  2. Автор стихотворения «Струн вещих пламенные звуки …»

  3. Так называли восстание декабристов официальные документы царствования Николая 1

По вертикали:

  1. Название домашнего цветка


б/ опрос учащихся:

???

Кто такие декабристы?

Почему их так называют?

Почему декабристы решили восстать против царя?

Чем закончилось восстание?

Как царь наказал декабристов?

Почему царь так жестоко расправился с восставшими?

Как отреагировали семьи восставших на восстание?

Почему некоторые из жен декабристов поехали за ним в Сибирь?

Легким ли было их путешествие в Сибирь?

Какие препятствия им чинили власти?

Почему?

Почему именно декабристы привнесли новую струю в жизнь жителей Енисейской губернии?

Какие добрые дела совершали декабристы, находясь в сибирской ссылке?

Как ты лично относишься к восстанию декабристов?

Было ли оно необходимо?

Можно ли было избежать карательных мер со стороны царского правительства в отношении восставших и покоренных людей?

Почему?

Фамилии каких декабристов вам запомнились?

Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?


5. Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из декабристов


Полный текст материала Классный час "Декабристы в Сибири" для 5 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пискунова Галина Маликовна  K@tti
13.08.2009 0 4268 969

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0