Классный час "Нравственная культура общения"; 6 класс


Цель мероприятия: воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование таких качеств личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость.

Фрагмент

Вступительные слова педагога.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между людьми. Мы находимся в постоянном общении друг с другом. С какими людьми вам хотелось бы общаться? Напишите, пожалуйста, качества личности людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить?
Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях.
Педагог обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.
Вопрос педагога: что значит быть терпимым человеком? Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек  -  уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека. «Терпимость – это старание понять других» -  это высказывание известного чешского писателя Карела Чапека.
Послушайте притчу о терпимости, затем мы обсудим её.

ШРАМЫ НА ДУШЕ

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:
— Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:
— Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

Обсуждение притчи. Вопросы педагога:

  1. 1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).
  2. 2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).
  3. 3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).

Педагог подводит итог обсуждению:

Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?
Все учащиеся отвечают утвердительно.

Педагог: Люди должны соблюдать определённые правила  в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам.

Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.

Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.
Правила общения с людьми:

  • ко всем  относись с уважением;
  • будь вежливым со всеми;
  • слушай собеседника, не перебивая его;
  • проявляй искренний интерес к людям;
  • не допускай грубых и ироничных высказываний;
  • говори доброжелательным тоном;
  • будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;
  • если ты поступил неправильно – извинись.

Заключительные слова педагога.

Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.


Полный текст материала Классный час "Нравственная культура общения"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Туркова Любовь Валентиновна  Lyubov2404
воспитатель, ФГБОУ СОШ №1699 УД Президента РФ
11.07.2014 4 19760 4372
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 4
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Natasha6523 • 21:10, 28.11.2014
Тема очень актуальна в любом классе! дети привыкают общаться в интернете, и совсем не умеют общаться в реальной жизни! интересный классный час. можно использовать материал для учащихся разного возраста. спасибо автору.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 виктория0077 • 13:50, 20.09.2014
спасибо! провела классный час по вашим материалам!!облегчает ежедневный труд)))
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 dlsogo • 20:48, 17.09.2014
Очень интересный и познавательный материал! Многое взяла себе на заметку! Обязательно использую в своем классе
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Беркович • 18:08, 23.08.2014
Большое спасибо автору! Обязательно проведу такой классный час со своими 6-классниками.