Собака друг или помощник человека?


Классный час – дискуссия на тему «Собака друг или помощник человека?»

Цели:
1.Познакомить детей с такой формой общения как дискуссия.
2. Показать значимость домашних животных в жизни человека.
3. Учить бережно относится к животным.
4. Развивать умения работать с книгой (поиск информации, обработка, пересказ, иллюстрация к рассказам и т.д.)

Оформление, оборудование, инвентарь:
а) ноутбук, проектор, экран; презентация Маши В. о собаках;
б) выставка детских рисунков на тему «Зверьё моё»;
в) выставка книг о животных;
г) стулья расставлены в два ряда ( справа и слева, а посередине проход);
д) рисунок собаки и карточки с качествами, присущими собакам;
е) на доске название классного часа.
Подготовка.
1. На уроке ИЗО и художественного труда дети рисуют своих домашних животных ( у кого нет, тот рисует любимое животное)
2. Дети по желанию и выбору выполняют следующие задания по желанию:
а) найти и выучить стихотворение о собаке.
б) подобрать пословицы, поговорки и загадки о собаках, записать 1 -2
на альбомном листе и сделать иллюстрацию к ним.
в) прочитать или перечитать рассказы, повести, сказки о собаках.
г) найти в справочной и энциклопедической литературе ответы на вопросы о собаках:
Сколько пород собак?
На какие группы можно разделить собак?
Какое чувство хорошо развито у собак?
Почему у кошек и собак горят глаза?
Вся информация вывешивается на классном уголке, где есть конверты со словом ПОМОЩЬ, в которых дается несколько готовых вариантов заданий.
3. На уроке музыки дети разучивают песню «Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

Ход классного часа.

I. Вступление
Учитель:- Сегодня наш классный час пройдет в не совсем обычной форме, в дискуссии. Кто знает, что это такое?
Это иностранное слово, которое обозначает обсуждение какого-либо спорного вопроса (из словаря иностранных слов).
А тему нашей дискуссии прочтите на доске.
Прошу тех, кто считает собаку другом человека сесть на стулья слева, а кто считает собаку помощником человеку – справа. Чтобы дискуссия не превратилась в ссору, будем следовать следующим правилам:
- отстаивать;
-аргументировать;
- доказывать свою точку зрения.
II. Основная часть.
1. Беседа о собаках.
План беседы:
1. Сколько пород собак известно в нашей стране и за рубежом?
2. Какие основные группы собак выделяют кинологи?
3. Какое чувство хорошо развито у собак?.
4. Почему у кошек и собак горят глаза?
5. Сколько пород собак во всем мире? Почему их так много?
Учитель:- За что же человек полюбил собаку?
Какие породы собак нравятся вам?
Согласны ли вы, анализируя эту информацию, что собака – помощник
человека, тогда продвиньтесь со стульчиком на шаг влево.
2. Ученик читает стихотворение о простой дворняге Э. Асадова.

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Учитель:- Какие качества дворняжек подчеркивает автор в стихотворении?
Учитель прикрепляет к доске рисунок собаки и заранее напечатанные карточки с качествами.

преданность верность
любовь дружба

А только ли дворняжки могут быть преданны человеку? (нет)

- Какие свойства собак можно добавить в наш список? (ум, чуткость, геройство)
- Так собака друг или помощник человека? Кто изменил свою точку зрения со стулом продвиньтесь на шаг вправо.
3. Ученики рассказывают поговорки о собаках.
Учитель:- С давних пор человек наблюдал за собакой, восхищался ее умом, верностью, делал выводы, эти выводы остались и дошли до наших дней в виде пословиц, поговорок и даже загадок. Послушаем ребят, которые их приготовили

Без кошки нет дома, без собаки - двора.
Держи собаку на цепи, а язык на семи.
Живут как кошка с собакой.
И собака ласковое слово знает.
И собака помнит, кто ее кормит.
Заживет как на собаке.
В доме без хозяина собака хозяин
Как собаке пятая нога.
Каков хозяин, таков и пес.

Учитель:-Так к какому выводу вы пришли, слушая пословицы и поговорки?(собака помощник человека? Группа сидящая слева сдвигается на шаг влево)
4. Показ презентации Маши В.

Учитель: Много людей отдает предпочтение при выборе домашнего животного собакам. А чем мы люди платим нашим друзьям за их преданность?
Маша В. приготовила для нас презентацию, которая так и называется
«Собака друг или помощник человека?»
Пусть каждый из вас сам подумает и продвинется со стулом либо в сторону утверждения «собака – друг», либо «собака – помощник».
Посмотрите, что же получилось? Две группы соединились. Кто же оказался прав в нашей дискуссии? Обе группы, ведь собака и друг, и помощник человека.

Ребята, давайте помнить, приобретая собаку, что это не только мягкий, теплый и приятный комочек, которым можно любоваться. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - сказал Антуан де Сент – Экзюпери в произведении «Маленький принц» . Как вы его понимаете? Давайте бережно относится к братьям нашим меньшим, любить их, ухаживать за ними, почаще гладить и показывать свою любовь к ним.
В завершение сегодняшней дискуссии давайте споем вместе песенку «Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»
Литература:

1. Бергман Е. Поведение собак. – М., 1992.
2. Лоренц К. Человек находит друга. – М., 1971.
3. Пришвин М.М. Из цикла "Охотничьи собаки"// Пришвин М.М., Паустовский К.Г. Повести. Рассказы.- М., 1998.


Полный текст материала Собака друг или помощник человека? смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Александрова Светлана Викторовна  svetik2854
-, МОУ "СОШ № 18" города Пскова
09.01.2010 2 8191 1379
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
1 valentinaenglis • 20:21, 09.01.2010
Превосходный материал.
avatar
2 svetik2854 • 21:13, 09.01.2010
спасибо, рада, что Вам понравилось!!!!!