Анализ воспитательной работы в 10 классе


Данный материал представляет анализ воспитательной работы по итогам года  в классе старшего звена. Здесь рассказывается о наиболее значимых проектах внутриклассной жизни. Материал будет интересен классным руководителям.

Одной из главных задач воспитательной деятельности 10 «А» этого года обучения было укрепление взаимоотношений внутри класса и внутри социума лицея. Средство выполнения поставленной задачи  -  вовлечение ребят в творческую и спортивную жизнь Лицея. Результатом является сплоченный коллектив с достаточно сформированным органом самоуправления, самостоятельная активная внеклассная деятельность обучающихся. Можно сказать, что данная задача воплощена в жизнь. Этому способствовали как общелицейские обязательные мероприятия (фотовыставки, благотворительные акции, участие в Совете дела и Старостате, акция «Осенний вернисаж», участие в Днях здоровья), так и внутриклассные (празднование Международного женского дня, 23 февраля, Нового года и т.д.) Но большую роль для реализации этой задачи сыграли, конечно же, следующие «точки творческой деятельности»:  Фестиваль творчества, Последний звонок. Кстати, эти дела оказались и наиболее захватывающими, интересными, с бурными обсуждениями и оставили, наверное, самые яркие впечатления у их участников. Большое значение приобрела и подготовка встреч лицеистов с интересными людьми в гостиной «Изюм».

1.    Фестиваль творчества
В Фестивале творчества 10 «А» не только принимал участие (1.вокальный номер на английском языке, где пели Г, А., Я. С.;  2.цирковой номер Г.А.), но и выполнял функцию организаторскую: сбор информации по классам, кастинг номеров и ведущих, сбор цветов, оформление сцены, отвечали и за порядок в зале.
Путем проб и ошибок все-таки решили повесить баннер с изображением дерева (не аппликацию на ткани, не конструкцию из пенопласта, не рисунок).

Нужно сказать, что во многом девчонки действовали самостоятельно. Наиболее активное участие приняли Б. А, П. П., В. Т., Г. Н. и Г.А. Большую, но незаметную для других помощь оказали Б. Л, П. И, Б. А. Вообще, участвовали все:  кто рисовал, кто бегал за баннером и вешал его, кто собирал по классам рисованные цветы, которые должны были «распуститься» на дереве, кто «строчил» перфорацию на бюллетенях для голосования, ктособирал живые цветы для вручения участникам концерта, кто  бегал с  корзинками по залу, чтобы собрать информацию о наиболее понравившемся номере, кто подсчитывал билетики бюллетеней, кто стоял на входе, кто делал презентацию, кто приносил и уносил банкетки т.д. Не было ни одного человека в классе, который бы не участвовал. Конечно, ребята сдружились за это время еще более, стали лучше понимать друг друга, научились слушать и слышать других. Если вспомнить 8  класс, то дело ведь чуть ли не до истерик доходило, до прихода в школу родителей  обиженных участников по поводу отвергнутых идей. В этот раз все действовали дружно, слаженно, сообща.
Если  организаторскую деятельность приходилось координировать, то с проведением кастингов они справлялись самостоятельно. Считаю, что такая самостоятельность является показателем сформированности коллектива и органов  классного самоуправления. Это мероприятие, конечно, способствовало сближению детей из разных классов, по параллелям и вертикалям. Кроме того, дети узнали много новых талантливых ребят из параллели 8 классов, участвовавших в концерте.

2.Последний звонок
Весь 10 «А» был задействован в подготовке  поздравления 11 «А» во время данного мероприятия, а некоторые девчонки принимали участие и в общем концерте.  Все мы работали с удовольствием, интересом и даже азартом.
Во-первых, информацию о классе (11 «А») начали собирать чуть ли не с начала года (и не только путем «выспрашивания» каких-либо фактов у классного руководителя и других учителей). К удивлению, девчонки и Саша многое о внутриклассной жизни старших «ашек» хорошо знают, со многими в приятельских отношениях.
Во-вторых, интересно, что торопить с подготовкой к концерту стали они меня, а не я их.
В-третьих, общая идея поздравления родилась в их головах. Сначала «активизировались» Д. А. и И. Ю.: как-то на переменке они объяснили мне,  кем они себя видят в сценке, какой наряд и реквизит себе подберут, что будут показывать. Именно они придумали про «копыта» С., раздумья Е., машину. Вслед за ними другие девчонки стали «разбирать»  себе наиболее эффектных, интересных представителей 11 «А». А Ю. И. все фиксировала, чтобы никого не забыть и не обидеть. Брейк-данс в исполнении Саши от лица С. В. должен был стать изюминкой выступления. Потом, в общих «посиделках»  на больших переменах, выявили наиболее заметные характеристики многих образов,  вспомнили интересные факты жизни 11 «А». Идея все показывать под определенное музыкальное сопровождение родилась практически сразу же. Только потом стали писать сценарий.  Сценарий писала английская филология. Активное участие приняли П.П., В.  Д., И. Ю., Г. Н.  Потом подключились и «французы» - Я. С., Б. А., В. Т.. Разумеется, это был черновой вариант – сценарий в процессе репетиций «обрастал» все новыми деталями, репликами, сценами. Первоначально танцевать должен был только С. Потом изменили концепцию: С. в образе С.В. своим танцем как бы всех «зажигает», связывает воедино разные стороны лицейского братства -  учителей и учеников. Танец придумывали Т. С. и Н. Г.

Следует отметить следующих детей: В. Т. (самый незаменимый, наверное, человек), П. П. (напечатала  и размножила сценарий, помнила роли всех и координировала других выступающих), И. С. и В.Д. («подкидывали» интересные замечания по ходу репетиций), Т.С. (многое из его импровизаций вошло в сценку выступления), Б. А. (наверное, самый скрупулезный и трудолюбивый участник, ведь она отвечала за  музыку), Ч.Н. (всех информировала, определяла наиболее удобное время, место репетиций, т.е. обеспечивала явку).

В общем, мне было интересно, весело и увлекательно с ними работать. В этот раз гораздо легче, чем 2 года назад, когда мы готовили «визитку» к 19 октября, когда только-только приобщались к лицейским традициям.  И не только потому, что они тогда не знали друг друга, не было дружного коллектива, но и не особенно  хотели тогда, занимали какую-то пассивную, бессознательную позицию, боялись проявить себя. Сейчас же они не просто все делали сами (хотя, конечно, мне приходилось иногда руководить ими, преимущественно во время репетиций), но хотели делать, у многих появилась потребность в самореализации,  желание ценить и продолжать лицейские традиции, желание  быть вместе с «лицейским братством». Ведь, например, в 8 классе некоторые ученики вообще не хотели участвовать. Раньше они были только за сценой, да и то из «обязаловки»: две держали декорации, одна за кулисами отвечала за сохранность костюмов и реквизита. Сейчас, на мой взгляд, все раскрылись с новой стороны.    В этот раз самыми  сложными вопросами оказались: где собраться?  в какое время собраться (нужно учесть расписание трех подгрупп и мое)? И ни разу: Зачем? Для чего? Как их собрать и заинтересовать?
 
3.Гостиная «Изюм»
Проведены  заседания гостиной по темам «Толерантность в современном мире» (особый гость – докторант Сорбонны ***), «Межнациональное общение и обмен культурными ценностями» (особый гость – ***), «Спорт и здоровый образ жизни» (особый гость – ****, участник Олимпиады 2012 в Лондоне, попавший в десятку лучших легкоатлетов по декатлону), «Настоящий поэт или рифмоплет?» (особый гость  - ***, кузбасский поэт, член  Союза писателей) и другие.  Целью курируемого органа является развитие коммуникативной культуры обучающихся, развитие речетворческих способностей, удовлетворение потребности в общении, творческой деятельности, развитие у лицеистов способности к свободному и ответственному социальному действию и социализации, формирование опыта демократичного поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности.
Не все встречи в гостиной «Изюм» готовились легко и просто. Сначала возникали те самые «проклятые вопросы», особенно в прошлом году, когда выбор гостя определялся кем-нибудь из взрослых. В этом году встречи были во многих случаях неожиданны и стихийны, но это даже и лучше.  Девчонки почувствовали вкус и, можно сказать, «втянулись», стали понимать, что пара встреч не определяет значение работы гостиной вообще. Ведь все люди разные – и гости наши тоже разные: с кем-то интереснее и свободнее общаться, а с кем-то неожиданно скучно. 

«Самой-самой» встречей оказалась встреча с французом. Сам он очень обаятельный, располагающий к общению человек, умеющий заинтересовать подростков, учитывающий аудиторию, обладающий чувством юмора. Кроме того, разговор о стереотипах поведения людей разных национальностей, наверное, тоже всегда интересен. Важно и то, что Б. не только понимает русский язык, но и говорит на нем, а не только на французском. Безусловно, так легче найти общий язык. Видимо, по этой причине встреча с К.Б. не так заинтересовала ребят: разговорным английским владеют, конечно, не все – и многое было не понятно, особенно шутки.

Спортсмен **** очаровал всех своей молодостью, фактурностью и, как ни странно, скромностью. Вот его как раз было очень трудно «разговорить». Но перед этой встречей, которая  прошла в первых числах сентября, мы волновались больше всего. Это и понятно: чуть ли не звезда, талантливый и перспективный спортсмен, красавец, известный на всю страну! Делали, наверное, много лишнего: подарки, медальки, звездную дорожку. Это все больше для помпы, желания правильно встретить особого гостя. Потом мы поняли, что от хозяек гостиной требуется приветливость, радушие, искренняя заинтересованность и умение непринужденно общаться. Наверное, поэтому следующие «особые гости» нас не особенно напугали. Хозяйки стали тоже несколько раскрепощеннее, свободнее перед аудиторией.

Менее продуманной с нашей стороны встречей оказалась последняя, т.к.  нужно было сделать все очень быстро, за 2 дня. Но, по-моему, детям она понравилась: всегда приятнее неформальное общение учителей и школьников, острее ощущается всеми признанное «лицейское братство». Сам гость оказался талантливым и интересным -  вмешательство хозяек и не требовалось.

Совершенно точно можно сказать, что каждую последующую гостиную оказалось «делать» проще, чем предыдущую. Сложным оказывалось «пиарить» гостя, тему, обеспечивать нужную во многих отношениях (по количеству людей, по интересам участников, по умению вести диалог, чтобы не было провального, гробового молчания) аудиторию, найти всем удобное свободное время. Много сил потребовала и так называемая «закулисная», никому не заметная работа: аудитория, стулья,  рассадка, уборка, договоры с классными руководителями, предметниками, детьми, собирающимися прийти, чуть ли не ежедневное ненавязчивое  напоминание и т.д. Бесспорно, что детям нужны подобные встречи и выходы в социум, в общество за пределами школы. Они должны видеть мир, его разноплановость, многогранность и пробовать себя в разных ролях, они должны уметь адаптироваться в разных условиях, уметь находить свое место в обществе, в жизни. Кстати, после таких встреч ребята начинают понимать  школьную, несколько тепличную, неравнодушную со стороны взрослых и преподавательского состава атмосферу и ценить ее, любить, по-другому относиться к некоторым наивным законам школьной детской жизни. Осознание своей значимости приобрели и хозяйки гостиной. Им стало интересно влиять на лицейские интересы, конечно, расширился круг общения, которое так необходимо  в подростковом возрасте. Появилось реальное, а не виртуальное общение, которое все больше вытесняет естественные взаимоотношения людей, что, бесспорно, деформирует ценности человека и общества в целом. Лицеисты по-новому открывают и своих приятелей, знакомых из других классов. Даже ученица своего родного класса М.Ш,  довольно равнодушная к так называемой культмассовой деятельности, раскрылась в этих встречах с новой стороны. Всех восхитило ее умение поддерживать диалог практически на любу тему, и даже на английском языке.

В общем, можно сказать, в классе отлажена система самоуправления, она построена  от простого к сложному: у каждого свои обязанности, своя ответственность, каждый входит в какое-нибудь внутриклассное «ведомство». Плотный график дел, обучение, участие в многочисленных конкурсах лишают детей и возможности, и желания  обратиться к вредным привычкам. Дети воспитаны, организованны, толерантно настроены к окружающим, добры и снисходительны к человеческим недостаткам, не нарушают общественный порядок. В классе высокий уровень групповой сплоченности, отверженных и изгоев нет. Даже единственный мальчик в классе комфортно ощущает себя в нашем коллективе.
Причем родителей тоже можно считать нашим коллективом, так как они принимают участие в образовательном процессе – проводят классные часы (по безопасности дорожного движения – инструктор ГИБДД  Ш.; по правильному питанию и здоровому образу жизни, «Скажи НЕТ наркотикам», профилактика заболевания СПИДом– врач Б. Т.; урок медиаграмотности - журналист  Ш.Т.; о семейных ценностях – Т. И.и т.д.), сопровождают нас в театры и на дискотеки (О. М., Ч.В.), даже приняли участие в выставке «Осенний вернисаж» (семья В. в полном составе: они получили грамоту за филигранную работу; Ч. – за кабачок). В этом году В.О. помогла организовать встречу с участником Олимпийских игр в Лондоне с  ****.  Это соотносится  с  задачей вовлечения родителей в решение проблем классной и лицейской жизни, которая тоже была поставлена в начале этого учебного года. Правда, есть и проблемы, связанные с этим аспектом образовательной деятельности, т.к. не все родители ходят на родительские собрания (есть и такие, которые не были ни разу, - В. Е., М М.), некоторые игнорируют даже вызов их в школу. Не все проблемы удалось разрешить в этом учебном году.

В этом году 10 «А» активно участвовал  в социально- значимых проектах:

  • акции «Ярмарка милосердия» для  Центра  развития семьи и  помощи детям (собирали игрушки, книги, канцтовары, раскраски)
  • акции милосердия для Дома инвалидов.
  • сбор  макулатуры
  • возложение цветов к памятнику героям ВОв

Занимались мы и организацией своих, внутриклассных,  праздников. Отмечали Новый год (причем с интересом украсили и свой родной класс – много разных идей было). У нас это мероприятие носило название «Рождественские посиделки». Поэтому у нас было не только традиционное застолье, викторина, конкурсы, но и разучивание колядок, святочных гаданий, копание в книгах, исследование традиций.  Проводили мы и традиционные  для школьной жизни праздники. Но вот если Сашу (одного) поздравляем мы все вместе, то всегда больше запоминается как «выкручивается» Саша. В этот раз он специально делал вид, что ничего не готовит, отшучивался. Потом, оказывается, он на машине с папой привез подарки (в этот раз чайные чашечки, крохотные и милые, красиво упакованные, с конфеткой внутри, с пожеланием индивидуальным, которое  тоже внутри чашки), привез торты, накрыл на стол. В этот раз мы учились со второй пары и не ожидали, что все будет готово к нашему приходу. Мы-то с девчонками подстраховались и решили тоже наготовить необходимое количество тортиков и салатиков. А тут уже все готово! В общем, Саша умеет преподносить сюрпризы. Разумеется,  после этого как бы сама собой создается праздничная атмосфера. А Ю.И. и Н.Г, в бытовом общении очень веселые и заводные, как-то сами всегда выискивают конкурсы, песни, забавы.

Несмотря на активную общественную деятельность. Участие в творческих делах, дети учатся и участвуют в конкурсах. Во втором полугодии, в 3 четверти, мы узнали, что мы а «где-то посерединке» общем рейтинге классов. Это нас впечатлило и дало стимул к более осмысленному и целенаправленному процессу обучения.
В моем классе есть победительница многочисленных областных, всероссийских и даже международных соревнований по ушу – В. А., участники и победительницы конкурса французской песни «Etoile -ка» - Я. С., И. С., участники вокальной группы «М***». Кроме того, в течение учебного года все обучающиеся  класса занимались научной деятельностью,  выступали на лицейской научно-практической конференции, а Ш.М., Б. А., П. И., Ч. Н. и П. П. приняли участие в конференции в Сарове, в Межрегиональных 13 Харитоновских чтениях. Одна из них стала лауреатом, некоторые  призерами  (секция «Литературоведение»),. Девочки побывали и на конкурсах «Эрудит» и «Интеллектуал». Они стали призерами разных секций.  Участвуют активно и во Всероссийской олимпиаде,  и в других олимпиадах. Две девочки-призеры городского этапа Всероссийской олимпиады по литературе.одна– победитель областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Кроме того, она была членом Детского жюри конкурса «Учитель года». Многие участвовали в Олимпиаде по русскому языку в РГТЭУ,  они являются призерами первого этапа данной олимпиады. И. Ю. участвовала в Городском конкурсе на лучшее сочинение «Энергоэффективный дом глазами детей» и тоже стала победителем. Наверное, можно говорить об умении социализироваться обучающихся 10 «А». 

Самым трудным и утомительным для меня, как классного руководителя девичьего класса, оказалось приучить детей к некоторому порядку, к соблюдению элементарных правил поведения школы: соблюдению формы, приходу  с пропусками, без опозданий и прогулов. В общем, здесь мы так и не добились особого результата. Видимо, над этим придется работать и в следующем  году.


Полный текст материала Анализ воспитательной работы в 10 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Константинова Ольга Валентиновна  Публикатор
25.12.2016 0 1775 157
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0