Презентация и урок по литературе по теме "А.С. Пушкин "И. Пущину"" для 6 класса


«Мой первый друг...» называл Пушкин своего лицейского товарища Ивана (Жанно) Пущина. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин пишет книгу «Записки о Пушкине». Вот отрывки из нее:, «Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством...

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило.

Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об за-

индевевшей шубе и шапке. Было около 8-ми часов утра. Не знаю, что делалось.

Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один - почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы

очнулись. Совестно стало перед этой женщиной; впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать.

Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая,- чуть не задушил ее в объятьях..

Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами... Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!.. Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою рукописною комедией, до того ему почти вовсе не знакомой. Потом он мне прочел кое-что свое...

Между тем время шло за полночь. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною.

Мой первый друг...

Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

"Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил, — писал много лет спустя Пущин, — но достоинство его состояло в том, что он отнюдь и не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было по 12 лет)".

Но вот они выросли. Годы лицея остались позади. Оба уже достаточно ясно сознавали, что живут они в стране бесправной, задавленной царским самовластьем. Юноша Пущин сразу выбрал для себя путь борьбы — вступил в тайное общество. "Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою... — вспоминал впоследствии Пущин.

Вольнолюбивые стихи Пушкина ходили по рукам в Петербурге и по всей России. Узнал о них и царь Александр I. И приказал выслать поэта из Петербурга сначала на юг России, а затем в псковское село Михайловское, под надзор местных властей.

Здесь Пушкин жил в старой усадьбе вдвоем со старушкой няней, вдали от друзей и родных. Сюда в январе 1825 года, в санях по снежной дороге, приехал к нему верный друг Иван Пущин.

...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный...

Так об этом приезде друга позднее написал Пушкин.

А в тайное общество Пущин принял только поэта Рылеева. Того Рылеева, который возглавил затем подготовку восстания в Петербурге...

Но 14 декабря на пронизанной холодным ветром Сенатской площади восставшие потерпели поражение. Не рассчитали свои силы. А некоторые просто растерялись — восстание началось без четко продуманного плана... Из воспоминаний декабриста Розена известно, что "всех бодрее в каре стоял И. И. Пущин" и что, хотя он был в штатском, "солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость". Пущин пришел на площадь в шубе и шляпе, и, когда по восставшим начали стрелять картечью, шуба его оказалась пробита во многих местах...

Он мог бы сразу бежать из Петербурга, но не захотел. Считал своим долгом разделить участь товарищей.

Арестованный и заключенный в Петропавловскую крепость, он стойко держался на допpocax и никого из товарищей не выдал.

Пущина, как одного из главных зачинщиков, осудили "по первому разряду". Его приговорили к смертной казни с отсечением головы. Затем смертный приговор заменили вечной каторгой. "Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", — восклицал Пушкин в письме к поэту Вяземскому.

Пущина погнали на каторгу за несколько тысяч верст — в Забайкалье.

В морозный зимний день привели новых каторжан в читинский острог. Из-за острожного частокола Пущин услышал, что его зовет женский голос. Оказалось, это жена декабриста Муравьева, Александра Григорьевна, одна из тех самоотверженных женщин, что последовали за мужьями на каторгу. Она подозвала Пущина и передала ему, просунув меж кольев, листок бумаги.

"Александра Григорьевна проговорила мне, — рассказывал в своих "Записках" Пущин, — что получила этот листок от одного своего знакомого перед самым отъездом из Петербурга, хранила его до свидания со мною и рада, что могла, наконец, исполнить порученное поэтом". Порученное Пушкиным!

Пущин развернул листок, и можно себе представить, как взволновали его пушкинские строки, обращенные к нему, Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил;
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

До конца жизни Пущин хранил это послание Пушкина как святыню.

Пущину разрешено было вернуться в европейскую Россию только через тридцать лет после того, как его погнали на каторгу в Сибирь.

В Петербурге его встретил старый лицейский товарищ Константин Данзас. И рассказал о том, как раненный на дуэли Пушкин перед смертью жалел, что рядом нет Пущина:

Легче было бы умирать...

Пущин узнал об этом через двадцать лет после смерти поэта. Теперь уже и ему самому оставалось жить недолго.

Но и поныне жива память о первом друге Пушкина.

С. Тхоржевский

Опубликовано в журнале "Костер" за май 1973 года


Шершнёва Е.М. учитель русского языка и литературы





Урок и презентация по литературе в 6 классе «Мой первый друг…»


Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «И.И. Пущину»;

  • Формировать умение анализировать лирическое произведение;

Дидактические задачи урока:

  • Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина;

  • Дать сведения об И.И. Пущине;

  • Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба;

  • Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.




Аннотация: презентация и урок по литературе предназначены для изучения в 6 классе темы «А.С. Пушкин. «И. Пущину»». В 6 классе продолжается формирование у учащихся умения анализировать лирические произведения. В этом возрасте дети с затруднением воспринимают поэзию. Поэтому презентация наполнена яркими фотографиями мест и людей, тесно связанных с судьбой А.С. Пушкина, историческими материалами о Пушкине и Пущине, которые должны подвести детей к осознанному анализу стихотворения, определению для себя значимых личностных ценностей.






.



Портрет Пущина

и одностишие «Моя душа тобой полна…»


Этот стих пушкинисты старших поколений просто не заметили. в Пушкинском Доме выяснилось, что хранитель рукописей поэта Татьяна Краснобородько тоже разглядела эту строку и зафиксировала ее как самостоятельную запись. Уточним: это не просто запись, а стихотворная строка.

Шершнёва Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы

МОУ»Каськовская ОО школа»

Куньинский район Псковская область


2010г.


Урок литературы в 6 классе «Мой первый друг…»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «И.И. Пущину»;

  • Формировать умение анализировать лирическое произведение;

Дидактические задачи урока:

  • Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина;

  • Дать сведения об И.И. Пущине;

  • Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба;

  • Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.


2. Проверка домашнего задания: актуализация знаний биографии А.С. Пушкина в пределах статьи учебника (Литература 6 класс: часть1/авторы-состав. В.П. Полухина и др./под ред. В.Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2009.)

  • Расскажите о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении книг по русской и французской литературе.

  • Что вы узнали о Лицее? Слайд № 4,5

  • Какие черты характера воспитывали профессора у лицеистов?

Слайд № 6,7

Дружба – это…


  • Как вы поняли высказывание А.С. Пушкина о дружбе?

  • Что такое, по-вашему, дружба?

  • Что вас связывает с другом?


В помощь учителю: Нет на Земле человека, который не задумывался, что такое дружба, в чём её сила, её непроходящая ценность, её духовное обаяние. И почему, если нет рядом друга, так его не хватает? Дружба – отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.


3. Работа по теме урока «Мой первый друг…»

Слово учителя: Сегодня мы продолжим говорить об А.С. Пушкине, уделим внимание одному из важных периодов жизни поэта – ссылке в Михайловское и выясним значение дружбы в его жизни. Прочитаем стихотворение поэта «И. Пущину»» и проанализируем его.


Слайд №8 культ дружбы ( беседа о друзьях Пушкина, сообщение ученика об И.И. Пущине)

Слайд № 9 Михайловское

Слово учителя: С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г. Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.

"Бешенство скуки пожирает мое глупое существование", - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.


Друзья стараются успокоить его. "На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В.А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство."

И вот однажды, тайно, к Пушкину в Михайловское приезжает И. Пущин.

Воспоминания Пущина



Слайд 10,11 ( выразительное чтение учителем стихотворения «И. Пущину», сообщение учащегося об истории написания стихотворения, анализ стихотворения)


Слайд № 12 ( Итоги урока)

Слайд № 13 ( домашнее задание)


Слайд 1
Мой первый друг… Шершнёва Елена Михайловна МОУ»Каськовская ОО школа» Куньинский район Псковская область учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Цели урока • Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «И.И. Пущину»; • Формировать умение анализировать лирическое произведение;
Слайд 3
Дидактические задачи урока • Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина; • Дать сведения об И.И. Пущине; • Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба; • Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.
Слайд 4
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений… 12 августа 1811года Саша Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей. В 1817году 9 июня состоялся 1 выпуск Лицея. Среди выпускников был А.С. Пушкин.
Слайд 5
Царскосельский Лицей Лицей зимой Чесменская колонна Лицей осенью Мраморный, или Палладиев мост
Слайд 6
Дружба – это… Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. Пушкин Александр Сергеевич
Слайд 7
Дружба – это… • Как вы поняли высказывание А.С. Пушкина о дружбе? • Что такое, по-вашему, дружба?
Слайд 8
Культ дружбы В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимыми друзьями стали • И. Пущин • А. Дельвиг • В. Кухельбекер • П. Вяземский И. Пущин fio.ifmo.ru
Слайд 9
Пушкин в Михайловском Усадьба Михайловское кабинет Пушкина О Михайловском великий поэт писал: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.
Слайд 10
Мой первый друг… История написания стихотворения «ПУЩИНУ» Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Пушкин и Пущин
Слайд 11
Анализ стихотворения • Каковы ваши первые чувства от стихотворения? • Как вы произнесёте 1 строку? • Каким чувством проникнуты строки, в которых он вспоминает встречу в Михайловском?
Слайд 12
Анализ стихотворения • Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? • Как нужно произнести стихотворения? вторую часть • Назовите выразительные средства языка, использованные поэтом в стихотворении.
Слайд 13
Подумаем и обобщим… • Чем для А.С. Пушкина была дружба? • Что из стихотворения Пушкина станет для вас ориентиром в дружбе? ранее неизвестное одностишие Пушкина • Наслаждение общением - главный признак дружбы. – Аристотель
Слайд 14
Домашнее задание • Прочитать стр. учебника 50-54; • Выучить наизусть стихотворение «И. Пущину»
Слайд 15
Используемая литература • • • • • Литература. 6 класс: учеб. для общеобраз. Учреждений. В 2ч. Ч.1/авт.-сост. В.П. Полухина и др.; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: просвещение, 2009. Пушкин А.С. Избранное. – М.: Профиздат, 1993. http://www.rus-shake.ru/menu/news/6579.html http://school4-perm.narod.ru/dl.htm fio.ifmo.ru • www.kostyor.ru.htm • http://pushkin.niv.ru/pushkin/mesta/mihajlovskoe.htm • http://fotki.yandex.ru/users/alenatchernova/album/91244?p=0 • fotki.yandex.ru • ricolor.org • http://pushkin.novgorod.ru/trip_mikh.htm

Полный текст материала Презентация и урок по литературе по теме "А.С. Пушкин "И. Пущину"" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шершнёва Елена Михайловна  21091961
25.08.2010 18 17464 4088

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 16
avatar
16 Неизвестная • 21:10, 29.12.2010
Спасибо Вам за Вашу работу.
Конечно, невозможно использовать готовый конспект урока или презентацию на своем уроке, ведь это всего лишь материал, который нужно переработать... Но согласитесь - когда на сайте столько разнообразных творческих решений - непременно родится и у вас... поэтому еще раз большое спасибо за предоствленный материал.
avatar
15 zvezda9614 • 11:26, 15.11.2010
Урок интересный. Спасибо.
avatar
13 zhelen • 17:31, 20.10.2010
Спасибо, Елена Михайловна, материал нужный и интересный. Но мне не очень понятно, для кого на 2 и 3 слайдах формулируются цели и задачи. Если для учащихся, то, может быть, изменить форму (не "познакомить учащихся", а например, "познакомимся" и т.д.)? А если для учителя. то зачем выносить на слайд? И еще: фотографии и иллюстрация к картине Н.Ге, на мой взгляд, должны быть крупнее. Но, может быть я не права. Еще раз спасибо. Обязательно возьму за основу.
avatar
14 21091961 • 12:38, 26.10.2010
zhelen, спасибо. Правду говорят: одна голова хорошо, а две лучше. С замечанием по 2 и 3 слайдам согласна. Правильнее было бы указать цели для детей.
avatar
11 rma • 22:58, 13.10.2010
Спасибо за полезную разработку!
avatar
10 Саша • 13:46, 04.10.2010
помогите, пожалуйста, сделать презентацию на тему"Творчество А.С Пушкина"
avatar
12 21091961 • 14:55, 19.10.2010
Я согласна Вам помочь. К какому времени Вам нужна презентация о творчестве Пушкина? Пишите в личные сообщения.
P.S. Есть одна проблема: сейчас у меня по техническим причинам нет выхода в интернет.
avatar
9 Равия • 22:17, 01.10.2010
Хорошая презентация. Красочная, интересная.
avatar
8 натика • 20:38, 30.09.2010
Спасибо за помощь!
avatar
7 Vera64 • 20:07, 21.09.2010
Большое спасибо!
avatar
5 Дюймик • 11:28, 18.09.2010
[color=orange]Cпасибо, очень полезный материал!
avatar
6 21091961 • 19:28, 18.09.2010
Благодарю. Очень старалась.
avatar
4 21091961 • 15:50, 12.09.2010
K@tti, я внесла новые картинки перед публикацией, так как к старым были неверные ссылки.
avatar
1 K@tti • 22:32, 25.08.2010
Не понятен выбор рисунка на 1 слайде. Некоторые изображения не оч. качественные, у некоторых нарушены пропорции.
avatar
2 21091961 • 12:50, 01.09.2010
Екатерина. я размышляла так, подбирая рисунок на 1 слайд: книги и глобус - это символ мировых знаний,а презентация посвящена классической лиитературе. В остальном согласна с Вами. Некоторые рисунки пришлось поменять, и их качество желает лучшего. Спасибо за комментарий.
avatar
3 K@tti • 12:53, 01.09.2010
Если вы рисунки поменяли, то можете выслать на info@pedsovet.su со ссылкой на 'эту страницу и пояснениями - я изменю на сайте.