Анна Етко, 22.09.2015 4

Дежурство в классе: воспитание трудом иди насилие над личностью? Как назначить дежурных и никого не обидеть


Еще 10-15 лет назад вопрос о правомерности дежурства детей в классе не стоял на повестке дня. Дежурство по классу было составной частью трудового воспитания и воспринималось школьниками как должное. Сегодня же в целом ряде школ физический труд в классе запретила прокуратура. В результате нагрузка по уборке класса легла на плечи учителя, и так сверх всякой меры нагруженного не своей работой.


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

Как грамотно организовать дежурство учеников в классе, составить график, согласовать все спорные моменты с родителями — практические советы и методики в нашей статье.

Законные основания уборки классов детьми. Можно ли заставить ребенка убираться в классе?

Пункт 4 статьи 34 закона "Об образовании" от 2013 г. запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия их родителей, если эта работа не предусмотрена образовательной программой. Сегодня все больше педагогов и директоров школ склоняются к тому, что дети не должны убирать класс после уроков, мыть полы и окна. Некоторые школы сами финансируют услуги уборщицы, где-то за это добровольно платят родители. Этот вопрос должен регулироваться уставом и муниципальными нормативно-правовыми актами. Если же «трудовая повинность» прописана в уставе школы, то следует учитывать, что в подавляющем большинстве они утверждаются родительским комитетом, а это и есть согласие родителей на трудовое воспитание их детей.

Что же входит в понятие «дежурство в классе»? В широком смысле — это поддержание порядка в классе во время и после уроков. Школьник должен помочь учителю подготовить класс к следующему уроку, то есть приготовить доску, наглядные пособия, раздать тетради и так далее. Кроме того, дежурный должен следить за чистотой в классе: подобрать мусор, проветрить помещение, полить цветы, выровнять парты, задвинуть стулья, при необходимости подмести пол и так далее. Конкретные же обязанности определяет сам учитель. 

Конечно, ни в коем случае не следует нагружать детей тяжелым физическим трудом или давать им травмоопасные задания.

Как организовать дежурство?

Определившись с правовыми вопросами, можно перейти к практическим.

  • Определиться с формой организации — дежурство по партам или по графику. Практика показывает, что и детям, и учителю удобнее дежурить по графику, так как он учитывает предпочтения детей и позволяет следить за исполнением работы.
  • Составить пары дежурных в соответствии с предпочтениями детей. Конечно, хорошо распределяются обязанности в паре «мальчик-девочка»: мальчик занимается более тяжелой работой, девочка более легкой. Но на практике все обязанности обычно ложатся на плечи более ответственных девочек. Поэтому лучше всего составлять пары «по интересам» — дети, которые дружат вне класса, будут охотнее помогать друг другу.
  • Определиться со сроком дежурства: пара дежурных может меняться каждый день либо дежурить всю неделю.
  • Составить график дежурств.
  • Купить и заполнить готовый многоразовый график. Такой график удобен тем, что его можно корректировать — надписи наносятся на доску маркером, который легко стирается. Такой график яркий и большой, заполнить его легко.
  • Составить таблицу-график в электронном виде на компьютере и распечатать. Таблицу можно составить на месяц, на четверть или сразу на год.
  • Нарисовать график на листе ватмана с детьми. Такая работа «по старинке», конечно, является трудоемкой и долгой, но зато способна объединить весь класс. При разработке такого графика каждый сможет проявить свою фантазию и мастерство.

Полезные советы:

  • Можно использовать фотографии детей вместо фамилий при составлении графика на компьютере.
  • Помечайте веселыми или грустными смайликами дни отдежуривших детей в зависимости от результата, такое оформление научит детей большей ответственности.
  • Оформите стенд «Обязанности дежурного». Он поможет детям не забывать, что нужно сделать.
  • Используйте бейджи или повязки для дежурных, позвольте дежурным пользоваться маленькими льготами, например, уходить на пару минут пораньше на перемену, дайте небольшую власть, например, делать замечания нарушителям порядка.

Дежурство — дело добровольное.
Как заручиться поддержкой родителей?

Прежде всего, следует помнить, что любой труд ребенка в классе сверх учебной нагрузки — это дело добровольное. Поэтому все вопросы участия детей в уборке необходимо согласовывать на первом родительском собрании. Если понятие дежурства и обязанности, связанные с ним, прописаны в школьных уставных документах, то об этом необходимо сообщить. Если же нет, то будет нелишним собрать с родителей письменное согласие на помощь ребенка в классе. Обычно родители и учитель приходят в конечном итоге к согласию и определяют, что будут и что не будут делать дети в школе.

При этом необходимо акцентировать внимание родителей на том, что все эти обязанности — добровольная помощь учителю, а если ее не будет, то педагог будет вынужден все это делать сам.

Кроме этого, занимаясь общественно-полезной работой, дети учатся уважать свой и чужой труд, правильно организовывать время, ответственно относиться к порученным заданиям. А внешняя упорядоченность, по мнению многих психологов, ведет к порядку во внутреннем мире.

Дежурить? ДА!

Конечно, дежурство — полезная форма общей работы, которая способствует развитию ответственности, самоорганизации школьников, приучает детей к труду и порядку. Как и в любой сфере жизни, здесь важно соблюдать чувство меры. При правильной организации дежурство в классе может стать незаменимым инструментом самоуправления учащихся.

По мнению А.С. Макаренко, дисциплина — это не метод и не средство воспитания. Дисциплина — это результат воспитания. Раньше к дисциплине буквально принуждали — вели дневники прилежания, рисовали стенгазеты. Сегодня перед учителем задача иного уровня сложности — сделать дисциплину результатом обучения. И с этой точки зрения дежурство — важный инструмент, позволяющий привлечь детей к общему делу.

Главное помнить, что в основе всех дел лежит принцип добровольности. А вот сделать так, что ученик захотел трудиться — это задача педагога. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 марьем-доча • 08:49, 26.09.2015
В нашей школе после занятий в классных кабинетах убирают технички, но надо отметить, что классные коллективы вместе с классными руководителями организовывают генеральные уборки, разводят цветы.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Fobius • 02:46, 25.09.2015
Статья актуальна, дети мне права свои качают и всё, апеллируя как раз изложенными законами, что они дежурить не обязаны, довели меня уже, кто в училище преподаёт, может понимают...
У многих или родителей нет, или не благополучная семья...
Вроде принято дежурить, а заставить нельзя... и все с принципами, что им всё должны, "Вы должны так, а не так", а сами на уроке конспект что бы писали воюю...
Сложно, депрессия прям из-за них...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
1 Savlar • 22:38, 23.09.2015
Я считаю дежурство совершенно лишней нагрузкой на классного руководителя, которая не предусмотрена никакими документами. УЧИТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ УБОРКОЙ!!! И ЗАСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ!!! И не имеет права.
Сегодня педагогическое сообщество и общество в целом всё ещё смотрит на воспитание детей через ностальгическую призму советского периода. Часто вспоминая Макаренко. "А вот сделать так, что ученик захотел трудиться — это задача педагога. " - красивые слова. К нам приходят уже сформированные семьёй личности, перевоспитывать трудно, чаще всего невозможно. Такого авторитета как в советский период, учитель и школа сегодня не имеют. Их не воспринимают в качестве авторитета. Мы - сфера услуг.
Те "прекрасные" временя прошли. Махать тряпкой в классе - это не обучение труду сегодня, а тягостная обязанность, которая ничего не даёт ребёнку - он не видит в этом смысла, это вызывает раздражение. Они делают эту работу тяп-ляп, часто приходится следить и помогать - это лишний час работы каждый день! Кто-то ушёл, кто-то забыл... Лучше это время потратить с ребятами, обсуждая проблемы класса, мероприятия, сходить на экскурсию, провести классный час - душа тоже требует работы.
А мыть полы должна учить мама, а не учитель. Не надо обязанности семьи складывать на плечи другого.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Fobius • 02:59, 25.09.2015
Согласен с Вами, устал уже постоянно пилить их за дежурство, это унижает даже учителя, постоянно их напрягать и видеть недовольные лица, у нас есть такие учителя, которые "танком" прессуют, и они дежурят, у меня так не выходит, стараешься общаться, говорить, призываешь к доброте, к дружбе, а в итоге почему-то дисциплина хромает, а когда "танком" по ним, это приводит к результату, я не знаю почему так, почему они не слышат, просто не слышат, всегда нужен кнут, а если он слабый, начинают права качать... Есть и мои недоработки, безусловно, я мягковат с ними, но иногда настолько обидно, когда стараешься, а они просто плюют в душу, хочется откреститься и сказать делайте что хотите, но нельзя! и начинаешь думать, как быть в этой безысходности. Нести им ничего не хочется, уроки вести не благодарным детям не хочется. Пытаюсь себя перестроить как то, что бы не срываться, не кричать на них. Но мы тоже люди, не роботы...
[Материал]