Галина Шутова, 19.10.2016 2

Урок-погружение: структура урока, основные принципы технологии, советы и рекомендации по планированию урока-погружения


Использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. Так, ученый, методист и педагог М.П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию «погружения». Такие уроки рассматривались, прежде всего, в рамках концентрированного обучения, предлагающего такие методы и приемы, которые позволяют ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы. 


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Рассмотрим сегодня подробнее, как строится урок-погружение, в чем особенности этой педагогической технологии, какие методы и приемы используются в рамках такого обучения.

Особенности технологии погружения

Один из ведущих принципов, на котором строится теория концентрированного обучения — это перераспределение времени, отведенного на один предмет. То есть, предлагается, например, объединение уроков по какому-то предмету в блоки и изучение только этого предмета в течение некоторого отрезка времени.

Но технология погружения может использоваться и при обычной урочной системе, когда в день проводится только один урок по этому предмету.

Главная особенность урока-погружения в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.

Причем, несмотря на то, что расслабленность и радость упоминаются как ведущие принципы, урок-погружение — это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. А единство сознания и подсознания обеспечивается за счет того, что подача нового материала строится так, чтобы активизировать чувственное восприятие учеников, развивая их музыкальные, художественные, хореографические таланты.

Обязательные компоненты урока-погружения

В методике принято выделять следующие компоненты, которые являются обязательными для уроков-погружений:

  • Активные формы обучения. Чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.
  • Подача информации крупным блоком. Это относится, прежде всего, к выбору дидактического материала. Для урока-погружения эти материалы должны носить не детализированный характер, а обобщенный — такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие.
  • Артистические средства (паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины и пр.) — важнейший элемент урока-погружения. Это такие средства, которые создают эмоционально-чувственную обстановку на уроке.
  • Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания творческого толка.

Модели погружения

Эти модели предлагаются разными методистами. Но все они строятся на базе теории, предложенной М.П. Щетининым.

  • Погружение в образ.
  • Межпредметное.
  • Метапредметное.
  • Эвристическое.
  • Погружение в сравнение.
  • Погружение в культуру.

Погружение в образ, или погружение в тему

Этот прием предполагает объединение нескольких уроков одной темой. Так, например, уроки развития речи в начальной школе рассчитаны на то, что они проводятся один раз в неделю. Такой подход не обеспечивает целостности восприятия.

Что предлагает технология «погружения»?

Объединить, например, темы 4-ех уроков по развитию речи и провести их в один день.

Как построить день «погружения»

Естественно, необходимо для начала договориться с администрацией, коллегами, немного перестроить расписание. Поэтому мы и говорим о начальной школе, где сделать это легче.

В этот день будут проходить только уроки по одному предмету. Для примера мы взяли уроки развития речи.

Чтобы задействовать эмоциональную сферу, желательно объединить уроки еще и одной темой. Так, например, ведущей темой может выступить один из разделов «Развития речи». Допустим, это будет тема «Текст». Теперь добавляем тему, которая позволит затронуть эмоциональное восприятие. К примеру, «Зима».

Отсюда и направление, под которое выбираются дидактические и артистические средства. Все уроки строятся с обязательным использованием музыки на зимние темы, картин, рисунков. Можно устроить прогулку по зимнему лесу/парку, почитать стихи о зиме, посмотреть фильм и т.д.

Своеобразный итог такого дня погружения — это написание сочинения на тему «Зимний пейзаж».

Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через призму материала другого предмета. Например, урок географии или истории связать с изучением литературного произведения. Примеры такого урока смотрите ниже в этой статье.

Метапредметное погружение — это уже более практическое направление, когда урок строится на погружении в реальную среду. То есть, для восприятия новых терминов и понятий используются вполне жизненные ситуации. Обычно так строятся уроки по иностранному языку, предлагающие погружение в языковую среду.

Как провести урок-погружение

Но вышеописанные схемы «погружения» не всегда доступна, так как связана с тем, что придется менять расписание. Однако приемы технологии погружения можно использовать и в рамках одного привычного урока, длящегося 45 минут.

Пример урока-погружения по географии

Возьмем, к примеру, урок географии в 5 классе на тему «Представления людей о Земле: от древности до наших дней».

При подготовке к такому уроку учитель составляет понятийный словарь — то есть тщательно отбираются все понятия и термины, которые дети должны освоить в течение урока. Например, «Вселенная, космос, древние люди, строение Вселенной» и т.д.

Сам урок строится по схеме поэтапного введения терминов и понятий. Форму можно выбрать любую — например «путешествие во времени», где каждая остановка будет посвящена определенному отрезку истории, в котором происходила трансформация представлений людей о Вселенной и ее устройстве.

Для каждой такой «остановки» подбирается эвристический материал: звуки космоса, отрывок из научно-популярного фильма о строении Вселенной, картины художников по теме, стихотворения и т.д.

Пример урока-погружения по английскому языку

Еще удобнее проводить уроки-погружения по иностранному языку. Например, тема «СМИ». Учитель также подготавливает понятийный словарь и словарь лексический — то есть перечень тех лексических единиц, которые должны усвоить ученики на уроке.

Далее урок строится с обязательным использованием ТО или ИКТ. Для каждой лексической единицы можно подобрать свою «презентацию»: песенку, где звучит это слово или выражение, отрывок из художественного фильма, запись интервью, фрагмент новостной передачи, сценки их профессиональной жизни журналистов, редакторов и т.д.

Главное, чтобы во время урока постоянно звучала живая речь. Причем не только самого учителя или учеников, но и записанная — этакая «выжимка» из реальной языковой среды.

Пример урока-погружения по математике

Урок-погружение по математике построить несколько сложнее. Важно выбрать тему, не особенно насыщенную формулами. Например, тема «Прогрессия». По данной теме много исторического, занимательного материала, интересных задач, которые можно решать без формул.

Для урока-погружения каждое новое понятие или утверждение, гипотеза обыгрываются. Например, можно предложить ученикам посчитать на абаке или счетах, рассчитать высоту пирамиды, использовать греческую музыку во время рассказа о представлении греков о прогресс, инсценировать легенду о Минотавре, подобрать картины и портреты той эпохи, оформить кабинет соответствующим образом, использовать ролевые и дидактические игры и т.д.

В качестве домашнего задания можно предложить, например, составить меню древних греков, построить пирамиду для фараона, рассчитать данные для строительства лабиринта и пр.

Пример урока-погружения по предмету «Биология»

Также выбирается тема, которая позволит наиболее ярко задействовать образное и эмоциональное восприятие учеников. Например «Водоросли».

Первая задача учителя при подготовке к такому уроку — составление понятийного словаря. Допустим, это понятия «одноклеточные», «многоклеточные», «строение водорослей», «ареал распространения и обитания», «питание водорослей», «гамета», «зигота» и пр. 

Далее, для каждого понятия подбирается своя «презентация». Это может быть запись звуков океана, видео о подводном мире, мультфильм, песня о водорослях, живые картины, анимированные рисунки и пр.

Если это урок повторения и обобщения, то можно ввести игровые приемы: «Собери картину», «Снежный ком» и любые другие, которые позволят активизировать учеников в классе.

Пример урока-погружения по предмету «История»

Урок можно провести и используя модель «межпредметного погружения». То есть, через материал одного предмета представить тему по другому предмету.

Например, на уроке истории изучаются культура и быт России начала прошлого века. Наиболее яркие зарисовки культуры и быта того времени можно найти в произведениях М. Булгакова. Так и учитель истории может предложить тему в свете интерпретации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

При подготовке к уроку учитель также сначала составляет список тех понятий и суждений, которые должны быть усвоены. Класс можно поделить на группы и каждой дать предварительное задание: найти в тексте романа описания тех сцен, которые наиболее ярко рисуют разные стороны быта: СМИ, магазины, положение женщин, писательская среда, бытовые условия, цензура и пр.

Далее подбирается дидактический и артистический материал, который продемонстрирует то или иное понятие или суждение. Это могут быть фрагменты художественного фильма, музыка, картины и портреты героев романа и героев эпохи, социальные зарисовки. Часть урока можно построить на основе театрализированного действия, задания предложить в игровой форме.

Алгоритм подготовки урока-погружения

  1. Составление учителем понятийного словаря.
  2. Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
  3. Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
  4. Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
  5. Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.

Таким образом, урок-погружение может быть проведен по любому предмету. Было бы интересно услышать мнение коллег, которые уже проводили уроки такого рода. Оказались ли они эффективны? Как строился урок и как восприняли его ученики? 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 glavryd • 18:24, 22.04.2018
Здравствуйте! Я был знаком с Щетининым М.П., был в его школе, лет 10 использовал его идеи и Шаталова В.Ф. в своей деятельности, преподавал по своей интегральной методике в военном училище, в 82-91 гг
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 11:26, 24.10.2016
А сейчас как у вас дело обстоит? Расписание такое же?
[Материал]