Алина Бикеева, 11.11.2016 825 1

Разные стили учения: размышление десятое. Позвольте разным детям быть разными. Семь видов гениальности детей


Все дети рождаются гениями. Но я не о гениальности Пушкина, Моцарта или Эйнштейна. Я не о гениях человечества. В данном случае, под «гениальностью человек» я понимаю то, что этому конкретному человеку удается в жизни делать лучше всего: что-то, что у него получается, и в чем он может достичь реальных успехов. Ведь у каждого человека есть что-то, в чем он действительно хорош, в чем и вправду преуспевает, что у него на самом деле отлично получается и что ему особенно нравится. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Главное, найти это что-то особое. И вовсе не обязательно достигать в этом высот, достигнутых гениями человечества. Речь идет о личной гениальности отдельно взятого человека, а не о сравнении его с высотами, достигнутыми всем человечеством за всю его историю.

Итак, повторюсь, все дети рождаются гениями. Просто гениальности бывают разными, а мы, взрослые, не в состоянии этого понять и принять. Особенно нам трудно это понять и принять, если наш ребенок — другой, не такой, как мы сами мы, его родители, что в жизни очень часто и случается.

Не все взрослые такие же гениальные, как их дети, и поэтому не все взрослые могут гениальность своих детей рассмотреть, распознать и развить, создавая для этого условия. Для детей просто судьбоносно, чтобы взрослые рассмотрели и поняли, в чем именно состоит их детская гениальность. А гениальности у детей бывают, ох, какие разные! Вот некоторые из них.

  • Гениальность практическая, или гениальность «Золотые руки».

Это когда ребенок прекрасно работает руками, т.к. они у него вставлены именно тем концом, каким надо, и именно туда, куда надо. И ничего из этих золотых рук не валится. Такие дети лучше всего учатся на практике, делая, мастеря, изготавливая что-то своими руками, проводя практические опыты и участвуя в конкретных делах. Их девиз: «Больше дела, меньше слов!» Просто объяснять им что-либо устно, читая длинные лекции, почти бесполезно. Они учатся и развиваются действуя, принимая непосредственное участие в практических делах. Присвоим таким детям звание «Умельцы», или «На все руки мастера».

  • Гениальность научно-академическая, или гениальность «Золотые мозги».

Это когда ребенок прекрасно учится, не испытывая особых проблем с усвоением учебной программы. Правда, он не всегда может применять полученные знания на практике и в жизни. Такие дети приобретают знания ради знания и образование ради образования. Их жизненный девиз: «Меньше дела, больше слов!», научных слов, так как они прекрасно учатся на традиционных российских уроках и лекциях в режиме «Слушай преподавателя, запоминай, повторяй, выполняй задание по шаблону». Присвоим таким детям звание «Академики».

  • Гениальность житейско-бытовая, или человек, который умеет жить.

Это когда ребенок, возможно, и не очень хорошо учится, но прекрасно ориентируется в жизни и в быту. Таких детей раздражают знания, которые нельзя сразу же применить на практике, хотя они в юном возрасте могут этого еще и не осознавать. Такое отношение к образованию, к получению знаний возникает скорее на интуитивном уровне. Они не понимают, зачем надо что-то изучать, если это не имеет немедленного практического выхода.  Такие дети усваивают лишь те знания, которые соответствуют принципу «Узнал — применил в жизни». Их девиз: «Больше жизни, меньше слов!» Реальной жизни! Их лучший учитель — жизнь и самые обыденные житейские ситуации. Такие дети не любят учебные предметы и знания вообще, которые оторваны от жизни и малоприменимы к практике. Они более склонны к практическим знаниям, которые лучше всего усваивают и тут же применяют в жизнь. Такие дети прекрасно ориентируются в финансово-экономических вопросах и знают толк в деньгах. Присвоим таким детям звание «Умельцы жить».

  • Гениальность спортивно-физическая, или гениальность «Золотые мышцы».

Это когда ребенок — отличный спортсмен, успешен во многих видах спорта и спортивных играх. Причем речь не о том, что он будет завоевывать олимпийские медали. Вовсе нет. Просто ему комфортно двигаться — бегать, прыгать, играть в спортивные игры и т.д. Эти дети не только успешны в физкультуре и спорте, они еще и статны, подтянуты, имеют отличную координацию движений и вообще выглядят красиво. Их движения размеренны, походка быстра и пружиниста, их спина — прямая, голова — высоко поднята, а плечи смотрят в небо. Сидеть за партой шесть уроков и не шевелится — для них пытка. Движение — их стихия. Их жизненное кредо: «Больше движения — меньше слов и сидения!» Они прекрасно учатся на спортивных занятиях и тренировках, находясь в постоянном движении. Присвоим таким детям звание «Физкультурники».

  • Гениальность творческая, или гениальность «Золотое воображение».

Это когда ребенок к любому самому обычному делу подходит творчески. Он все время что-то творит, фантазирует, изобретает, сочиняет. Такие дети учатся лучше всего в процессе творчества, что-то изобретая, создавая, придумывая. Для них шаблонные и однотипные задачи— тоска смертная. Их жизненное кредо: «Больше творчества, меньше скучных одинаковых слов и дел!» Присвоим таким детям звание «Творцы».

  • Гениальность художественно — артистическая, или гениальность «Золотой художник».

Это когда ребенок успешен в разных искусствах. Такие дети лучше всего развиваются и учатся, занимаясь разными видами искусства. Их девиз: «Больше искусств, хороших и разных! Лучше — больше хороших!». Присвоим таким детям звание «Художники» (вариант «Артисты», «Ваятели»).

  • Гениальность эмоциональная, или гениальность «Золотые чувства».

Такой ребенок не всегда знает и понимает, но почти всегда чувствует, сочувствует и принимает. Жизненное кредо таких детей: «Больше чувства, меньше слов!» Они лучше всего учатся через чувства и эмоции, через переживания и сопереживания, через душевное общение с другими людьми и искреннее сочувствие этим людям. Таким детям не нужны длинные словесные объяснения. Они многое чувствуют интуитивно, воспринимая окружающий мир своим эмоциональным складом. У таких детей хорошо получается общаться с другими людьми. Присвоим таким детям звание «Обладатели шестого чувства».

Просто мысль: Не все то золото, что блестит, а еще то золото, что мыслит, двигается, чувствует, действует и творит.

Про неосторожное обращение взрослых с детской гениальностью

Я отметила лишь некоторые, пожалуй, основные из детских гениальностей. А их на самом деле — больше. Кроме того, каждая из вышеназванных гениальностей имеет по несколько видов и подвидов. Скажем, гениальность научно-академическая может быть разной: гуманитарной, математической, естественно-научной, лингвистической и др. А, к примеру, гениальность творческая может проявляться в любой сфере деятельности человека.

Дети наши, которые рождаются с разным цветом глаз и типом волос, точно также несут в себе разные, заложенные в них с рождения, гениальности. Но, донесут ли они их до своей взрослой жизни, это уже зависит от нас, взрослых, от нас, родителей, от нас, педагогов. Вполне возможно, что в результате безграмотности или лени взрослых эти детские гениальности будут утеряны, растеряны, утрачены, а, может быть, и растоптаны, попраны и убиты на каком-то этапе большого пути растущего человека.

Просто предупреждение: Взрослые, осторожно! Детская гениальность!

И это всего лишь означает то, что мы, взрослые, не доглядели, не рассмотрели, не поняли, не распознали, не приняли, не развили, не создали необходимых условий, а, может быть, и вовсе растоптали и убили врожденные гениальности детей.

Просто мысль: Дети не виноваты в утрате своей детской врожденной гениальности или гениальностей. В этом виноваты нерадивые взрослые, окружавшие детей в их детстве.

По книге А. С. Бикеевой Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.

Кратко об авторе:

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 17:51, 11.11.2016
Вот это верно, а то любят у нас говорить про депутатов-"двоечников", ну раз "академики" не идут в депутаты, то только и остается, что идти "умеющим жить". Хотя и "академики" тоже есть на разных должностях.