Светлана Меркулова, 25.10.2017 0

Мурманская методика — что это? Как использовать методику на уроке


Развитие самостоятельности учащихся, здоровьесберегающие технологии, прочные предметные знания… В чем еще преимущества мурманской методики? В чем ее суть? Возможно ли ее использование в рамках ФГОС? Есть ли недостатки у этой разновидности коллективного способа обучения?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Суть мурманской технологии

Мурманская методика основывается на идее А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко о взаимном обучении. Образовательный процесс выстраивается таким образом, что ученики одновременно играют роли и обучаемых, и обучающихся. Занятие организуется в динамических парах. Учащиеся получают карточки с заданием, состоящим из двух частей.

Первая часть содержит теоретический вопрос, или текст, подлежащий доскональному пониманию и изучению. Материал этого блока должен быть усвоен настолько хорошо, чтобы учащийся мог пересказать его своему партнеру в паре, объяснить все трудные моменты, ответить на его вопросы. С помощью мурманской технологии изучают новую тему, повторяют несколько пройденных тем.

Вторая часть содержит задания практического характера. Карточки имеют цветовую маркировку, которая позволяет ученику найти пару. Все передвижения динамических пар, количество проработанных теоретических вопросов и практических заданий фиксируются в маршрутных картах.

В процессе объяснения первого вопроса своей карточки допускается делать краткие пометки, теоретические выкладки в тетради партнера по динамической паре. Запись важных пунктов осуществляется с одновременным проговариванием.

В течение урока, происходит обмен картами с заданиями. Цветная маркировка карточек в паре должна быть разной. Если цвет маркировки повторяется, значит, содержание практической и теоретической частей в них аналогично. После выслушивания чужого рассказа и передачи собственных полученных знаний из первой части своего задания, самостоятельно выполняется упражнение из карточки партнера.

По окончании совместной работы в маршрутных картах или тетрадях делаются пометки: указывается фамилия ученика и цвет проработанной карточки. Результат работы на занятии по мурманской методике оценивается с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, учительского контроля.     

Алгоритм работы по мурманской методике

  1. Учащиеся получают карточки с цветовой маркировкой.
  2. Каждый самостоятельно изучает информацию первой части карточки: заучивает правила, формулы, даты и т.д., при необходимости получает консультационную помощь педагога.
  3. Каждый ученик самостоятельно выполняет практическое задание второй части.
  4. Учащийся ищет себе пару с отличным цветовым сигналом карточки, записывает в свою тетрадь фамилию своего собеседника, делает отметку о цветовой маркировке.
  5. Первый ученик объясняет материал первого блока своей карточки, делая пометки в тетради собеседника.
  6. Второй ученик таким же образом прорабатывает с партнером содержание своего первого блока.
  7. Учащиеся обмениваются карточками, выполняют упражнения из второго блока самостоятельно.
  8. Сравнение результатов, анализ ошибок, дополнительные пояснения.
  9. Участники динамической пары обмениваются словами благодарности, прощаются, продолжают работу с пункта №4.  

Преимущества и недостатки методики

«+»

«–»

  • Возможность изучения нового материала или повторения старого в комфортном для каждого учащегося темпе.
  • Высвобождение учителя от фронтальной работы с классом.
  • Формирование общеучебных навыков.
  • Развитие самостоятельности в обучении.
  • Совершенствование навыков общения.
  • Развивается умение работать в шуме, концентрироваться на поставленной задаче.
  • Возможность для каждого участника выступать поочередно в роли учителя и ученика, т.е. быть не только объектом, но и субъектом обучения.
  • Учет здоровьесберегающих технологий. В ходе урока не раз детям приходится передвигаться по классу в поисках пары, менять рабочее место.
  • Развивается способность рассуждать, доказывать, строить гипотезы, искать пути решения проблемы.
  • Повышается уровень учебной мотивации. Возникает спортивный интерес: выполнить качественно как можно больше заданий.
  • Освоение/ актуализация большого объема информации за короткий промежуток времени.
  • Отсутствие привычной дисциплины на уроке. Выполнение заданий требует «общения в полголоса», хождения по классу.
  • Необходимость учиться концентрировать внимание в условиях постоянного шума.
  • Большая подготовительная работа учителя (необходимо продумать 5-6 вариантов карточек, четко организовать учебный процесс).
  • Не всегда возможно применение методики в рамках 40-45 минут обычного урока (имеются в виду большие объемы информации).

 

Роль учителя

Применяя на уроках мурманскую методику, учитель перестает быть рассказчиком. Задача педагога состоит в консультативных действиях, разъяснении трудных моментов в изучении теоретических вопросов и выполнении практических упражнений. В ходе урока учитель передвигается от одной динамической пары к другой, давая необходимые разъяснения или осуществляя текущий контроль. 

Связь мурманской технологии с ФГОС

Стратегии мурманской методики отвечают требованиям ФГОС нового поколения:

  • раскрывают способности школьников к самообучению, работе в коллективе;
  • создают дружелюбную среду;
  • формируют условия для получения базовых и повышенного уровня сложности знаний, навыков и умений;
  • учитель мотивирует детей к самостоятельной работе, задействует всех учащихся на каждом этапе урока;
  • учитель выступает в роли советника, а не наставника. 

Примеры карточек для работы по мурманской методике

Урок английского языка в 4 классе по учебнику В.П. Кузовлева. Задача: организовать тренировку в употреблении грамматического явления «степени сравнения прилагательных» в условно-речевых упражнениях.

Карточка №1

 

  1. Назовите 3 степени сравнения прилагательных. Какие прилагательные называются односложными/ многосложными?  

 

  1. Отметьте галочкой (выпишите в тетрадь) только односложные прилагательные.

Beautiful, nice, aggressive, fluffy, fat, fast, dangerous, tall, slow.

 Карточка №2

 

  1. Как образуется сравнительная степень односложных прилагательных?  

 

  1. Напишите сравнительную степень данных прилагательных: fast, tall, slow.

Карточка №3

 

  1. Как образуется сравнительная степень многосложных прилагательных?

 

  1. Напишите сравнительную степень данных прилагательных: beautiful, aggressive, dangerous.

Карточка №4

 

  1. Как образуется превосходная степень односложных прилагательных?  

 

  1. Напишите превосходную степень данных прилагательных: fast, tall, slow.

 

Карточка №5

 

  1. Как образуется превосходная степень многосложных прилагательных?  

 

  1. Напишите превосходную степень данных прилагательных: beautiful, aggressive, dangerous.

Карточка №6

 

  1. Какие прилагательные образуют сравнительную и превосходную степени сравнения не по правилу (являются исключением)? 

 

  1. Напишите сравнительную и превосходную степени данных прилагательных: good, bad.

Итоговым контролем может служить коллективное обсуждение, включающее представление результатов. Либо учитель, осуществляя промежуточный контроль, выбирает «экспертов», тех, кто безошибочно справился с заданием своей карточки. Далее сами эксперты контролируют правильное выполнение своего задания у других учеников.

Как один из способов коллективного обучения, мурманская методика применима на уроках по любому предмету, позволяет достигнуть высоких результатов, развивает у школьников самостоятельность, повышает учебную мотивацию.

Об авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: