Екатерина Пашкова, 18.09.2018 4

Один шаг к ликвидации постоянного беспокойства из-за кучи невыполненных дел


Знаете, что бывает с компьютером или смартфоном, в котором открыто много приложений? Наверное, сталкивались: он зависает, тормозит, шумит, греется, а то и вовсе перезагружается. Зная это, мы периодически очищаем память и закрываем лишние вкладки. Но только на компьютере! В своей же голове мы держим все дела в режиме перманентного выполнения, пока в очередной раз не перегреемся и не сорвемся, уйдя в «перезагрузку» дел, а то и жизни.


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

Оказывается, наша память тоже нуждается в постоянной очистке и никто кроме нас этого не сделает. Мозг одновременно умеет работать только с двумя-тремя делами. Поэтому, когда мы на перемене хотим заполнить журнал, но помним, что на следующем уроке еще нужно спросить Петрова, и нам сообщают про планерку после уроков у директора, куда нужно принести мини-отчет по Иванову, мы впадаем в состояние беспокойства и стресса. А в этот момент мы продолжаем заполнять журнал, отвечать на вопросы учеников, следим за поведением в кабинете и, возможно, проверяем электронку и продумываем будущее родительское собрание/классный час/урок, думаем, что приготовить на ужин и что сделать в выходные, и что нужно позвонить собственному ребенку и проверить, что он делает и пообедал ли.

Все это одновременно! Каждый день! Работа и жизнь превращается в испытание и проверку на стойкость. А к концу года, если не четверти, мы как выжатый лимон ни на что не способны. Даже на отдых.

Но выход есть. Главный шаг, серьезный и обдуманный шаг — понять, что наша внутренняя оперативная память не безгранична, и освобождать ее. Каждый раз, когда пришла в голову мысль, идея, задание — записывать.

Записывать так, чтобы потом найти и выполнить. Потому что, друзья, если мы запишем, но сами себе не доверяем, зная, что никогда не вспомним про тот листочек и куда мы его дели, это не поможет — мы все равно все будем держать дела в голове. Итак, записываем с уверенностью и убеждением, что потом эти листочки найдем и сделаем. Записали — и сразу выбросили дело из головы! Освободили свою оперативную память!


Забитая информативная память не дает работать эффективно

Провели урок — запишите, кого вы спросите на следующем уроке, исходя из сегодняшнего положения дел. Запишите, у кого обещали проверить тетрадь, домашнее задание, каким родителям позвонить. При подготовке к уроку или прямо на уроке вы просто откроете свой ежедневник и сделаете то, что запланировали. Готовитесь к уроку и пришла идея спросить Сидорову? Запишите сразу же! Создайте удобный для вас дневник, ежедневник педагога, где отмечайте: кого спросить, у кого что проверить, кому улыбнуться, чьим родителям позвонить, кому принести индивидуальное задание, чью тетрадь поискать. И в вашей голове уже значительно уменьшится число дел! Да, листочки и карандаши или смартфон нужно постоянно носить с собой.

В семье так же: что купить, что приготовить, о чем поговорить — записывайте и вкладывайте хоть в кошелек, хоть делайте заметки в смартфоне. Пришли в магазин — открыли, прочитали, купили.

В середине года услышали, что мама хочет иметь на новый год? Запишите и выполните. Создайте списки родственников и друзей и записывайте их желание. Когда настанет день рождения, не придется ломать голову, что подарить. У вас уже готовый список.

Отчеты для завуча? Систематизируйте их. Выкиньте те, которые делать не собираетесь. Ну бывает же такое, что вы как бы вроде взялись делать, но затягиваете сроки и не сдаете и вам за это ничто не бывает? Ну вот разрешите себе с самого начала не делать этот отчет и не мучайте свою совесть, что вы его не сделали. Решите не делать — и не делайте. И не думайте про него каждый день. А если решили делать — приступайте, а не мучьте себя каждый день размышлениями.


Усталость — не показатель хорошо проделанной работы

И помните, что эффективность нашей работы — это конкретные результаты, а не усталость. Замученная совесть и постоянный стресс — это не показатель того, что вы хорошо работаете, это показатель того, что вы работаете не эффективно — вместо того, чтобы дать классный качественный урок, вы мучаетесь незавершенными делами, забитая ментальная оперативка не дает работать в полную меру, не дает раскрыться креативным способностям.  «Работать нужно не 12 часов, а головой» (С. Джобс). Современный мир придумал множество методик, которые упрощают нашу жизнь, которые сегодня можно найти бесплатно в интернете: есть книги, статьи, ютуб.

В общем, завалы с делами можно и нужно решать. Это посильная задача. Есть тайм-менеджмент, есть система GTD, элемент из которой описан в этой статье. Изучайте, пробуйте, внедряйте и пусть ваши дела будут всегда в порядке, а вы будете чувствовать себя уверенным специалистом, без завалов, и постоянных стрессов.

P.S. Ну и напоследок один то ли анекдот, то ли притча, о которой я вспоминаю, когда «зашиваюсь»:

Однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

«Что ты делаешь?» — спросил мудрец.

«Не видишь — я работаю!» — сердито ответил лесоруб.

«Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее», — посоветовал мудрец.

«Не мешай, мне некогда, мне работать надо», — ответил упрямый лесоруб.

А как вы решаете завалы с делами? Что можете посоветовать?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
4 IDAHO • 13:43, 31.10.2018
Статья на очень злободневную тему. В начале года поняла, что куда-то делся весь навык нормально планировать дела: новое классное руководство в 5 классе, выпускной 11 с экзаменом - все чего-то хотят, всем все надо. Результат? Не заметила температуру в 38! Просто думала, что от перегруза болит голова. Прям как и написано в начале статьи. Ответственный работник - это не тот, кто бросается выполнять распоряжения начальства по первому свистку, а тот, кто трепетно следит за своим состоянием, чтобы МОЧЬ выполнить все поручения. Хорошо, вовремя сообразила)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 МаринаЛу • 09:19, 19.09.2018
Спасибо. Интересно. Раньше я вела еженедельник и ежедневник, и сразу писала идеи на листочках. благо бумажная промышленность у нас развита хорошо. Но физически не успеваю обрабатывать все идеи, срочную информацию. часть просто - выкинула. Иначе список растет и на душе неспокойно.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 10:14, 19.09.2018
Спасибо и Вам!
В книге предлагается вести несколько списков. Например, список "Когда-нибудь может быть" я книгу читала очень давно, детали уже забыла, расскажу, как запомнила) - то есть туда просто складываете листочки, а потом можно к списку вернуться, через длительное время. Ну и неактуальное повыбрасывать, конечно.
Есть списки для текучки. Есть другие списки.
Все смотрятся с разной периодичностью.
Возможно, если вы не успеваете сделать срочную работу и высбрасываете листочки, может, сразу за какую-то работу не браться и не записывать? Чтобы сразу на душе было спокойно.
Ведь если ведете списки и на душе не спокойно и списки не ведете и спокойнее, то должна быть какая-то прчина у этого явления? То есть число дел с листочками и без разное? Иначе бы вы одинаково волновались и беспокоились. Просто без листочков, может быть, вы как бы забываете, а с листочками это "не прокатывает"?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 23:39, 18.09.2018
Благодарю! Там целая книга про это дело. Вообще, методик несколько разных - ищите свою. Могу сказать точно:

1) если будете думать "не мое" - никогда и не добьетесь нормализации дел;
2) если у вас чрезмерно много дел, сколько невозможно выполнить одному человеку, какую методику не применяй, сделать их не получится;
3) возможно, вас все устраивает и ничего делать не нужно. Разберитесь в себе.

В любом случае планирование - это умение и навык, это нужно тренировать и даже не один месяц. Начинать с малого, постепенно внедрять.

Еще бы я рекомендовала понять, куда, на что вообще тратите основную часть времени. Куда оно уходит? Причем не как вы предполагаете, куда оно уходит, а фактически, под запись каждых 5 минут.

Обычное планирование в ежедневнике в современном мире "не катит", есть планирование по целям у Архангельского, есть "бумажечки" по книге, которую я здесь описываю. Есть и другие способы. Но должна быть система (системно-деятельностный подход, а не приложить подорожник, если требуется госпитализация).
[Материал]