Наталья Усова, 02.10.2018 3

Семь правил договора с подростками для педагогов и родителей


Когда угрозы не действует и крики не помогают, пришло время договариваться. Нет, конечно, это время пришло уже давно, но мы же сначала используем старые проверенные способы воздействия на подросшего отпрыска. Итак, чтобы договор был максимально эффективен, придерживайтесь простых правил. 


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

1. ВРЕМЯ 

Время составления договора должно устраивать всех. Обе стороны должны быть пусть не в прекрасном настроении, но, по крайней мере, готовыми спокойно обсуждать. Это не время конфликта или сразу после него, когда страсти еще не улеглись. Это не время возвращения домой, все мы люди и хотим отдохнуть и после школы, и после работы. Это не время, когда вы желаете поговорить, а подросток занят командной игрой в Dota. Найдите такую часть дня и недели, которая удовлетворит обе стороны. Нет такого времени? Создайте его. Идите вместе гулять, в кино, а уж потом сядьте и спокойно все обсудите. 

2. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА 

Условия договора должны удовлетворять и подростка, и родителей/преподавателей. Если вы будете давить, то у ребенка появится осадок того, что его еще не воспринимают в серьез, манипулируют и держат за маленького. Такой договор не будет работать. 

3. АРГУМЕНТИРУЙТЕ

Аргументируйте свою позицию, выслушивайте позицию подростка и просите его аргументировать свою. Формируется очень важное умение, а именно, умение говорить, а не бить сразу в лицо или идти на попятную, не пытаясь защитить свою позицию. 

4. НЕ ВВОДИТЕ САНКЦИИ 

Когда в договоре прописаны санкции, то это уже не договор, а принудительно-добровольное согласие. Такой договор не развивает самостоятельность. Предупредите подростка, что если он не будет выполнять свою часть договора, то вы автоматически не будете выполнять свою. Например, если договор касается распределения домашних обязанностей, то отсутствие вымытой посуды подростком будет поводом для мамы не оставлять теплый ужин на плите. 

5. НЕ ДОГОВАРИВАЕМСЯ 

Договор никогда не касается той сферы жизни семьи и подростка, которая сама собой разумеющаяся. Мы НЕ договариваемся на посещение или нет учебных занятий в школе, семейных традиций. Мы НЕ предлагаем в договоре вознаграждение такое как «купим новый ноутбук, если бросишь курить». Это не развивает самостоятельность подростка. 

6. ДОСТУПЕН 

Договор, подписанный обеими сторонами, должен висеть на видном месте. 

7. НЕ СТРОИТЬ ИЛЛЮЗИЙ 

Не думайте, что договор раз и навсегда решит все проблемы. Подросток примет его с воодушевлением и даже будет его выполнять первые 2-3 дня. Но это труд — становиться самостоятельным и ответственным. Поэтому не отчаивайтесь, когда не получилось с первого раза. Так бывает чаще всего. Сядьте за стол переговоров снова. 

Невыполнение договора — реальная возможность показать подростку, что бывает, когда договор во взрослой жизни не выполняется. Вы имеете полное право не выполнять свою часть. По сути, так и бывает. Когда не выполнена поставка товара, то за него не платят, а за плохую работу не получают вознаграждение. 

Добро пожаловать во взрослую жизнь, детка! 

Об авторе: Наталья Усова, г. Череповец, Вологодская область. Психолог, 15 лет психологической практики, 10 из которых в системе образования. Автор коррекционных и развивающих программ для детей и подростов, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-сирот. Мама троих сыновей. Основатель онлайн-школы Мастерская семейного счастья, где ведет широкую просветительскую работу среди педагогов и родителей. Ведет клуб родителей в Череповце, имеет широкую практику и консультирует оффлайн и онлайн.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 11:44, 05.10.2018
Договариваться можно о взаимных услугах. В этой статье: ты моешь посуду, я - даю ужин. Не вредить своему здоровью (курение) и заниматься уроками - это то, что должно быть внутренним побуждением ребенка вне зависимости от обстоятельств, договоренности и действий третьих лиц. Поэтому на эти темы, как я понимаю, договариваться не нужно.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 аассяя • 17:07, 04.10.2018
А я благодарна-и как профессиональный педагог, и как многодетная мама приемной семьи, и- главное!- как мама 15- летней дочери. Додумывалась до этого (как и до многого другого в попытках достижения мира и компромисса в наших взаимоотношениях), но- спасибо за краткость и лаконичность Вашего совета!!!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 natalyavvityaz35 • 10:39, 04.10.2018
Добрый день. Спасибо за комментарий, коллега. Но разве вступление в статью не означает, что ситуация именно такая как вы и описали: "Когда угрозы не действует и крики не помогают, пришло время договариваться". Это и есть конфликт, чаще всегда проявляющийся именно в криках на ребёнка. Кроме курения и прогулов, сюда могут входить так знакомые всем нежелания делать работу по дому, прогулки допоздна и т.к. Если честно не очень поняла в чём именно вам кажется несуразность советов. Возможно издержки письменного общения. Приходите на вебинары, которые я провожу или на трансляции в соц сетях и я с удовольствием с вами пообщаюсь. Если коллегам будет интересно, то проведу полноценный вебинар вообще по подросткам и формированию самостоятельности.