Екатерина Пашкова, 27.06.2019 2

9 ошибок учителей при налаживании дисциплины в классе


Как создать рабочую обстановку у 25 учеников, сохранив не только свое лицо, но и жизненные принципы? Дисциплина — как воздух: если дисциплина есть, то будет и жизнь на уроке: развитие и творчество, нет дисциплины — невозможен и урок. Какие же ошибки совершают педагоги, пытаясь наладить дисциплину?


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Ошибка 1.
Учитель от Бога

Пожалуй, первой ошибкой будет полагать, что дисциплина или есть, или нет, и это идет от таланта учителя, и ничего здесь не поделать. Пришел учитель в класс, и сразу все дети его уважают, любят, ну или, по крайней мере, сидят тихо и, затаив дыхание, внимают слову педагога. Хорошая картинка, но в современной школе не работает. Да и в прошлые периоды, возможно, поддерживалась розгами, если не работали другие методы.

Сколько времени требуется, чтобы научиться водить автомобиль? Сколько нервов будет потрачено и пота пролито, пока начинающий водитель выработает автоматизм при вождении? Да, разумом ты давно освоил, как и куда нажимать, но требуется практика. Да, актер знает, как вживаться в роль и работать на сцене, а выходит на сцену и забывает слова, покрываясь испариной. Почему же учитель должен сразу уметь работать в любом классе? Не должен, и проблемы с дисциплиной у начинающего учителя — это нормально. Это нормально, если он ищет свои ошибки, экспериментирует, делает находки, то есть анализирует свою работу, отклик детей — ищет себя, свой стиль преподавания.

Эксперимент, анализ, поиск, подтягивание теории и практики воспитания и обучения — вот в чем практика педагога.

Ошибка 2.
Безоговорочное следование определенной методике

Бывает так, что учитель надел на себя «чужую» шкуру и пытается преподавать, как коллега, как написано в какой-то книге, статье, которую он счел правильной, оценивает свои действия с точки зрения этой педагогической идеи. Учитель потерял себя, загнал в чужие рамки и не можно выйти за них. Представьте, что кто-то, предпочитающий деловой стиль в одежде, вынужден носить только спортивную одежду. Да он будет вечно не в своей тарелке, может быть, даже и не осознавая этого до конца! Или «чужой» цвет волос, «чужое» платье — да, красивое, качественное, но не моё. Так и педагогическими теориями — да, другие активно их используют, все рады, все получается, но конкретному учителю может не подходить. И это тоже нормально. Ищите себя. Не обсуждайте себя с позиции других людей.

Да, советуйтесь, да, читайте книги, статьи, спорьте с коллегами, ходите на другие уроки и приглашайте на свои, но последнее слово оставляйте за собой. Тысяча проблем уйдет, если будешь слушать себя, свое видение, а не действовать по шаблону авторитетной коллеги.

Может быть такое, что и весь дух школы не соответствует вашим представлениям, что ж, и такое бывает. Ищите свой коллектив.

Ошибка 3.
Вы — никто

Страшные слова, но действительно, если вы не уважаете и не любите себя, если вы остановились в своем развитии и вам ничего не интересно, вряд ли с вами захочется общаться с детьми. Развивайтесь!

Имейте хобби, читайте, смотрите фильмы, посещайте музеи и выставки, имейте принципы. Ученики почувствуют вашу глубину, вашу силу, и проникнутся уважением. Да, возможно, у вас будут разные интересы, но Личность притягивает. Такому учителю не нужно кричать, истерить, запугивать — он интересен сам по себе.

Ошибка 4.
Небожительство, чопорность, бесчувствие

Бывают такие учителя, что к ним страшно подойти, сколь высок пьедестал, на котором  они стоят. Или такие, что вроде бы знают свой предмет, но кто они как люди, понять невозможно. Работа в школе предполагает воспитание учеников, но воспитание возможно только человеком и на примере человеческих отношений, человеческого общения.

Станьте ближе к детям, нет ничего зазорного в том, что вы поговорите о домашних делах и своих переживаниях — более того, именно на примере жизни достойного человека, счастливого, реализованного в профессии, дети будут познавать жизнь такой, какая она в действительности есть, а не какой ее рисуют учителя, родители и ютуб.

Проводите больше времени с детьми в неформальной обстановке: на кружках, чаепитиях, в совместных поездках и походах, посещайте школьные концерты. Когда есть эмоциональная связь с педагогом, безобразно себя вести на его уроке уже просто невозможно (хотя и здесь могут быть сюрпризы — пища для новых педагогических поисков). То же и в отношении к ученикам: если ты увидел, как ребенок помогает однокласснику, он перестанет быть просто «балбесом с последней парты» или «странным молчуном» — открывайте для себя детей и открывайтесь им сами.

Ошибка 5.
Загрывание и лесть

В поисках дешевой популярности учителя могут слишком спуститься к детям, разрешая панибратство, общение на ты, частые подколы, могут заигрывать и льстить  детям, теряя уважение к себе. Замечаете это за собой? Остановитесь. Да, хорошее отношение с учениками, но вы — взрослый, серьезный человек. И дети сами хотят видеть в вас взрослого человека, сильного и авторитетного. А с заигрывающими они просто прикалываются, но не уважают.

Ошибка 6.
Обсуждение других учителей, школы, родителей

Обсуждая с учениками другого учителя и тем более осуждая его, вы теряете собственный авторитет. Вы (школа, учителя, родители) — единая команда, и должны быть друг за друга, обсуждая свои принципы и методы между собой в профессиональной среде за закрытой дверью, а не с учениками.

Ошибка 7.
Призыв коллег на урок

Позвать директора или классного руководителя к себе на урок? Прийти к нему вместе с провинившимся? Расписаться в собственном бессилии. Иногда может сработать, но вы уверены, что это действительно хороший способ? А как быть с уроком другого учителя и собственным?

Может быть, стоит заранее, предвидя неладное, договориться с коллегами и администрацией, как действовать в такой ситуации, запланировать «внезапный» приход директора на урок? Подумайте. Потерять авторитет быстро, а вот завоевать?!

Ошибка 8.
А дети знают, чего вы от них хотите?

У вас должны быть принципы и правила. Когда они есть у вас, вам легче принимать решения, когда они есть у учеников, им проще их выполнить. При знакомстве с детьми озвучьте свои правила (как быть, если нет домашней работы, плохое поведение, написал контрольную на «2», можно ли переписывать и т.д.) и следуйте им беспрекословно. Время от времени напоминайте их ученикам, чтобы они помнили о них. Можно ли переписать контрольную Васе, потому что ему нужна другая оценка, или Марине, потому что она болела? Или Кириллу, потому что он просто поленился и не подготовился? И каждый раз, от случая к случаю, думаю, рассуждать и переживать по каждому случаю? Увольте!

Придумайте правило (или следуйте общешкольному правилу) и неукоснительно следуйте ему. Обещали поставить «2»? Ставьте. Обещали принести конфету, если кто-то выучит правило, принесите и напомните, что вы сдерживаете свое обещание. Когда мы идем по крутой лестнице, нам хочется видеть перила, даже если мы за них не держимся. Учеба в школе — это лестница. Выставьте с родителями перила правил и ограничений для детей, чтобы им было проще идти по ней.

Ошибка 9.
Нежелание меняться и учиться

Альберт Эйнштейн сказал: «Самая большая глупость — это делать тоже самое и надеяться на другой результат». Изо дня в день вы применяете один и тот же метод работы и ждете, когда изменится поведение ученика? Можно ждать, надеяться, ругать ученика и его родителей, школу, систему образования, интернет и игры, но ничего не изменится в ученике. Ну разве он уйдет в другую школу или просто вырастет.

Может быть, стоит попробовать отследить замкнутый круг и разорвать его, предприняв что-то новое? Новые стартовые условия могут дать результаты, а дальше уже получится распутать клубок. Не получится один способ, используйте второй, не получится второй — используйте третий.

Перепробовали все свои методы? Попробуйте чужие. Остановится в своем развитии и ожидать, что десятилетиями «проедете» на старой базе можно, но вы уверены, что это будет эффективно? Как часто бывает, что нам не хватает, как оказывается позднее, простых знаний. «А что, так можно было?!». Читайте психологические книги, не только по педагогике, но и по общению с людьми, убеждению, влиянию — многое может быть применено на уроке. Конечно, психологическую базу никто не отменял. Без нее соваться на урок можно, но придется изобретать велосипед самому.

А вы знаете четыре базовых причины плохого поведения ребенка? Как их отличить друг от друга и правильно действовать в каждом случае? Получите 7-минутный видеоролик психолога о типах о причинах плохого поведения и пройдите наш мини-курс от психологов-практиков, скачайте раздаточные материалы и пресекайте выходки учеников:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 Almaz6646 • 19:24, 17.09.2020
Очень полезная статья! Особенно для начинающих педагогов!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
1 Комментарии • 08:24, 04.07.2019
Ну, чтож пожалуй Вы правы.
[Материал]