Наталья Наумова, 28.09.2016 0

Скукота, ерунда, гаммы?


Вокруг вопроса: ходить или не ходить ребенку в музыкальную школу сломано немало копий, которые в разное время скрещивали совершенно разные поколения родственников. Нам очень захотелось выяснить — кто же прав в этом споре, поэтому мы отправились опрашивать своих родственников, коллег, знакомых и даже незнакомых людей, дабы изведать глубину трагедии во всей ее многоликости.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Музыка бывает разная: кто-то старательно закатывает глаза под прелюдию Рахманинова; кто-то не менее увлеченно выделывает па ногами под монотонное «унц, унц, унц»; некоторые граждане, смахивая украдкой скупую мужскую слезу, тихо подпевают «Самоцветам». Истина одна: все люди слушают музыку. Некоторые из слушателей умеют извлекать разные звуки на всяких интересных инструментах. Об этом пойдет речь ниже.

— Одевайся быстрее, а то на сольфеджио опоздаешь.

— Я не пойду на сольфеджио.

— Что это за разговоры? Давай быстрее!

— Нам много уроков задали, я сделать их не успею.

— Надо было раньше делать! Чем ты сейчас занималась?! Сил моих больше нет! Где сумка? Все положила? Учебник где? Не тяни время!!!

— Я не хочу-у-у-у…

Кому-то из вас, возможно, знакома ситуация, которая произошла не так давно. Может, месяц назад, может, год, а, может, и годы.

Музыкальное образование, в общем, и музыкальная школа, в частности, — такие понятия, вокруг которых кипят нешуточные страсти. Стонут дети, плачут родители. Рвутся струны, разбиваются клавиши, гнутся медные корпуса, приложенные то ли к чьей-то голове, то ли к спинке кресла. Теряется вера, исчезает надежда, пропадает желание. Стоит узреть эту драму во всем ее многообразии.

«У нас в классе девочка играла на пианино, но после окончания музыкальной школы она закрыла его и больше никогда не открыла».

«“Я училась играть на трубе, но бросила, потому что стало тяжело совмещать с учебой в школе. Это — официальная версия, для родителей. На самом деле, мне надоело».

 

«Я ходил в музыкальную школу по классу фортепиано. У нас была очень жесткая учительница по сольфеджио, из-за которой я бросил учебу. Совсем не жалею».

«Страшное слово — домра. Выглядит еще хуже. Ужас и бесконечный кошмар моего детства. Не уверена, что со своим ребенком я буду в силах переступить порог музыкальной школы».

«Я училась в хоровом классе. ОКФ (общий курс фортепиано — прим. автора) ненавижу. Фортепиано до сих пор стоит у родителей и бесит меня».

«Я училась играть на скрипке. Мне не нравилось, потому что я хотела играть на дудочке, но мама решила иначе. Я не жалею, что бросила».

«Я учился в музыкальной школе играть на фортепиано. Мое образование закончилось два года назад, когда я делал ремонт в квартире. Тогда я нанял двух бравых ребят, которые вытащили мое фортепиано на помойку. Я был счастлив. Своих детей отправлю в музыкальную школу только в том случае, если они будут кусать меня за ноги и умолять отдать их туда».

«Мы жили в маленьком городке. Родители боялись, что я буду пить, курить и болтаться по подъездам. Поэтому они отправили меня в музыкальную школу. Я училась играть на фортепиано. Три года я старательно туда ходила, но потом со мной случилась истерика, потому что учительница-невротичка визжала на детей. Я очень болезненно это переживала. Мама, видя такое, сказала, что пора забирать из школы документы. Тут вмешался папа и сказал: что за ерунда? Раз начала, то, давай, заканчивай. Я плакала целый день. Конечно, я ее закончила. Мне ничего это в жизни не дало. Может, уберегло от чего-то плохого. Я, действительно, не болталась по подъездам, потому что не было времени. Своих детей я отдам в музыкальную школу, только если других талантов у них не обнаружится».

«В музыкальную школу я не хожу, меня не увлекают музыкальные инструменты».

«“Я не ходила, потому что нет музыкальных способностей. Не жалею».

«Музыкальная школа — бред. Бесполезно потраченное время. Один талант на тысячу, а остальные играют на нервах».

«Дочь захотела побренчать на гитаре. Купили ей. Побренчала. Теперь гитара стоит за телевизором. Смысл в музыкальной школе? Зря гитару покупали, деньги выкинули. Играть все равно не будет».

 

«Дочка хочет играть на фортепиано, но я — против. Нам его поставить некуда».

«Ребенок поступил в музыкальную школу поздно, в 10 лет. Отучился 4 года на ксилофоне и на пианино и бросил, потому что сам так решил. Не жалеет, хотя подавал большие надежды. Иногда играет на пианино для меня “Yesterday”. Я жалею, что он бросил. Теперь буду ходить с младшим на фортепиано».

«Я не ходила, потому что папа переживал, что во время его отдыха, после ночных смен, я буду выносить ему мозг своими гаммами. Так и просидела я полдетства рядом с пианино подруги, грустно глядя на ее занятия с педагогом. Завидовала и плакала! А она не хотела заниматься категорически! Мой сын пошел в музыкальную школу поздно, в 7 классе, зато осознанно выбрал баян. Пока с успехом учиться. Что будет дальше — посмотрим!»

«Не ходили мои дети в музыкальную школу, много работала, была занята. Не было рядом умного человека, который бы подсказал мне, что ребенка надо отдать туда. Я очень жалею. Музыкальное образование развивает личность. Чем больше человек изучает, тем больше у него в дальнейшем возможностей».

«Я жалею, что не играю ни на каком инструменте. Маме некогда было заниматься мной. У меня бы даже усидчивости хватило».

«В детстве я играл на аккордеоне. Тогда больше не нравилось, чем нравилось. Пришлось бросить, потому что стал учиться далеко от дома. Немного об этом иногда жалею. Может, еще пойду поучиться во что-нибудь музыкальное».

 «Я жалею, что не ходила в музыкальную школу. Сейчас я поставила себе цель: до тридцати лет освоить фортепиано и гитару».

«Несколько лет назад сдала экзамены и стала учиться по классу фортепиано в школе для взрослых. Но продолжить, к сожалению, не смогла. Обстоятельства так сложились, что пришлось прервать обучение. Слово “поздно” здесь неуместно. Главное — верить в себя».

«Хожу в музыкальную школу уже 6 лет. Играю на фортепиано. Буду учиться, потому что для меня это — жизнь и кайф. Хотя иногда мне хочется просто свалить от всех, потому что слишком большая нагрузка и в школе, и в музыкалке. Я — лауреат многих международных конкурсов».

 Замечание логопеда:

«Музыкальная школа развивает фонематический слух. Те, кто там учится, лучше успевают по русскому языку».

В этом месте стоит перевести дух и подумать о том, кого бы еще спросить о любви к занятиям на музыкальных инструментах. Например, как стремятся прикоснуться к прекрасному в Соединенных Штатах:

«Будучи подростком, захотела играть на гитаре. Родители были против такого поворота, они видели во мне пианистку. У нас не учат играть на гитаре в музыкальной школе, тем более что я хотела играть рок, поэтому я училась в музыкальной студии. Моя сестра как раз ходила в музыкальную школу, где училась играть на скрипке. Она не гуляла и не играла с ребятами. Только музицировала по три часа в день. Однажды я вошла к ней в комнату и увидела, что она играет и плачет. Зато сейчас она — первая скрипка в оркестре. Когда у меня будут дети, я обязательно заставлю их играть на чем-нибудь. Разрешу только выбрать инструмент».

Комментарий педагога по сольфеджио:

«Когда я училась, нас оценками не баловали. Уровень требований был очень высокий, но учиться было легко. От чего зависит то, что ребенок будет заниматься музыкой? Думаю, что все дело в педагоге. В его отношении к музыке, к материалу, который он подбирает. Очень важна личность учителя. Поэтому если нравится сольфеджио, то занимайся в свое удовольствие, сочиняй мелодии. Если же не нравится, то стоит поменять педагога».

Как-то раз в большом музыкальном магазине можно было наблюдать сцену: бабушка с внучкой 5-6 лет ходили по торговому залу. Почтенная женщина подводила девочку к инструментам и предлагала нажать на клавишу, дернуть за струну. Как звук отзовется в ней? Они стояли рядышком и внимали звуку… своего сердца?

Надо заметить, что эта девочка вполне осмысленно может позже сказать: «Я люблю музыку, но не люблю учиться музыке. Скукота, ерунда, гаммы».

Осталось послушать барышню, которую мама так настойчиво приглашала не опаздывать на сольфеджио:

«Мне очень нравится ходить в музыкальную школу, особенно, мой инструмент — барабаны. Бесит сольфеджио, иногда не успеваю делать домашнее задание. Я не понимаю, зачем этот предмет нужен для игры на барабане. Было, конечно, желание бросить, но сейчас я думаю: зачем бросать? Если мои дети захотят играть на каком-нибудь инструменте, то я помогу, а нет — так нет. Пусть ребята идут учиться в музыкальную школу, там хорошо. А те, кто там учится, пусть не уходят. Трудно бывает, но это весело».



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.