Елена Смык, 07.10.2017 0

Пять ошибок родителей в обучении детей чтению


Умение читать в современном обществе является необходимым навыком, полученным в детстве. Процесс обучения ребенка чтению является задачей родителей, работников дошкольных учреждений и педагогов начальной школы. Если в последних двух случаях с детьми работают профессионалы, специально обучавшиеся этому, то в случае, когда за работу берутся родители, могут возникать проблемы, вызванные ошибками психологического и методического (технического) характера.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Ошибка №1. Психологическое давление

Познание нового маленьким человеком — сложный, трудоемкий процесс. Старшее поколение это забывает, начиная требовать  высоких и быстрых результатов, запугивать, угрожать, выдвигать ультиматумы. Большинству родителей знакомы фразы: «Станешь дворником, если не научишься читать!», «Будешь плохо заниматься — гулять не пойдешь!», «Тебе 5 лет! Ты должен уже это уметь!», «Сто раз объясняли, ты опять делаешь ошибку!». Фразы, брошенные родителями на пике эмоций, глубоко ранят ребенка.

Обучение чтению должно быть комфортным, приносить удовольствие, заинтересовывать. При этих условиях ребенок полюбит читать, у него появится тяга к новым знаниям, полученным из книг.

Читайте рекомендации Как научить ребенка читать.

Ошибка №2. Чтение с пеленок

Последние десятилетия большой популярностью в семьях пользуются авторские методики раннего развития и обучения детей. Некоторые методики позволяют научить младенца чтению раньше, чем он заговорит. Часто для достижения такой цели рекомендуют использовать специальные карточки, которые в определенной последовательности и в определенных временных интервалах следует показывать, озвучивать малышу. Действительно зафиксированы случаи, доказывающие, что такое возможно. Однако стоит понимать, что это скорее исключение из правил.

В большинстве случаев все не так позитивно и эффективно. Организованный по такой системе процесс обучения требует больших физических, временных и финансовых затрат. Комплекты карточек необходимо приобретать или изготавливать на протяжении минимум 2-3 лет. Занятия проводятся регулярно несколько раз в день. Далеко не всем это под силу, нужно трезво оценивать реальность жизни.

Минусом является неспособность детей прочитать слова, если они написаны иным шрифтом, цветом, расположены не на карточках привычного формата, а в обычной книге.

Стоит ли проводить занятия по модной методике несколько лет с момента рождения, решать вам. Возможно, будет проще ребенку 5-7 лет достигнуть аналогичных  показателей за короткий промежуток времени по традиционной системе обучения чтению.

Ошибка №3. Использование одного вида обучающего материала

Огромный выбор различных пособий для обучения детей чтению представлен на рынке потребителям: карточки, буквы-мягкие игрушки, буквы-магниты, буквы-кубики. Использовать пособия необходимо предельно осторожно.  Современные папы и мамы прислушиваются к рекомендациям, покупают конкретный набор, с которым работают в дальнейшем.

Взрослому человеку очевидно, что мягкая красная фетровая буква идентична напечатанной черными чернилами в книге. Для ребенка это может стать полной неожиданностью. Нужно заострять внимание ребенка на том, какая эта буква, как она называется, но также рассказывать, для чего используются буквы, где и в какой форме их можно увидеть.

Карточки с буквами и рисунками рядом могут оказаться одновременно полезными и вредными. Если ребенок постоянно изучал буквы по таким карточкам, то нередко случаются казусы. Например, слово «Аист». Какая первая буква? Ребенок может ответить буква «Арбуз», так как обычно на карточке рядом  видел изображение «А» и арбуза.

Следует избегать применения одного вида рабочего материала, чтобы в голове ребенка не возникало устойчивых некорректных ассоциаций.

Ошибка №4. Нужно выучить алфавит, потом учиться читать

Заучивание алфавита не помогает, так как в процессе чтения задействованы  звуки, а не буквы. Первоначально необходимо избегать разговора о буквах, а заложить понятия звука.

Приведем простой пример. Одно из первых слов, которое учится читать ребенок, «мама». Выучив предварительно буквы  ребенок произносит: «Эм, а, эм, а», получается «Эмаэма, Эмаэма». Дети без подсказки старших не могут догадаться, что загадочная буква «эм» алфавита, станет звуком «м» при чтении.

Ошибка №5. Буква за буквой

Многие родители просят назвать ребенка буквы по порядку, потом объединить в слово.  В самом начале обучения ребенка чтению данный принцип работает достаточно хорошо, ведь длина слов преимущественно  3-5 символов. Небольшое количество букв под силу запомнить ребенку, удержать в памяти, составить правильно слово. Трудности начинаются, когда приходится читать длинные незнакомые слова, ведь запомнить 10 букв подряд в правильной последовательности тяжело даже многим взрослым, при этом необходимо их соединить воедино.

Обучать читать нужно по слогам, а не буквам, тогда у ребенка исчезнет необходимость проделывать лишние интеллектуальные операции. Поэтому начинать обучение чтению по книгам со сплошным текстом нельзя. Лучше и проще для ребенка, если первое время использовать литературу, где каждое слово разделено на слоги

Это основные ошибки, допускаемые родителями, но на самом деле их значительно больше. Прежде чем начать обучать ребенка чтению, не стоит пренебрегать самообразованием, а прочесть рекомендации, советы специалистов. Это поможет составить план действий, вспомнить чувства из детства, тем самым понять состояние ребенка с открытым букварем в руках.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?