Гелла Фрадкова, 21.12.2014 7203 23

Четыре основных ошибки родителей в обучении детей чтению


Задолго до поступления в школу родители, бабушки и дедушки начинают обучать ребенка буквам, алфавиту, чтению. Делает это каждый в меру своего опыта и предпочтений, порой надергав отрывочные сведения разных методик. В этой статье учитель начальных классов расскажет, какие основные ошибки допускают "домашние" при обучении ребенка чтению и как их избежать.


Обсудить статью (уже 23 коммент.)
Опубликовать свой материал
  • Ошибка 1. Молодые мамы часто хотят, чтоб с самых малых лет их маленькое сокровище было лучше, умнее, красивее и успешнее других. Для этого нередко они начинают знакомить ребенка с буквами еще с двухлетнего возраста, и самое интересное, им это удается.

Но в чем ошибка?

В два года дети еще не готовы понимать, что такое буквы и звуки. Даже, если они смогут читать, то это будет всего лишь их умение сочетать символы букв со звуками и друг с другом, но понимать то, о чем они читают — они не будут. Даже элементарная просьба пересказать для них окажется чем-то невозможным. Лучше всего начинать обучение чтению около 5-6 лет, когда ребенок более развит в психическом плане.

  • Ошибка 2. Перед молодыми родителями нередко встает вопрос о том, какую методику и технологию лучше использовать. И хватаются за все сразу, а конечного положительного результата не видят.

Какое тут может быть решение?

Каждая из методик универсальна и интересна по-своему. Не стоит браться за все сразу. Нужно поставить сначала в основу традиционную методику, а потом уже разбавлять ее всякими интересными новинками, понравившимися элементами методик, дидактическими играми и упражнениями.  

Почему именно традиционное обучение надо  брать за основу обучения, а не инновационное с авторскими методами?

Методика целых слов Глена Домана, например, как и методика Тюленева привлекательна тем, что у ребенка пополняется словарный запас. Но кучку длинных слов запоминать сложно, к тому же, изученные слова, написанные другим шрифтом и даже цветом, плохо узнаются ребенком.

Методика Николая Зайцева хороша тем, что автор показывает с помощью кубиков всевозможные варианты слогов. Здесь есть один нюанс: в один момент ребенок воспринимает за единицу чтения слог, а не звук, что позже может привести к путанице между слогом и звуком. Добавлять методику Зайцева к традиционной — очень интересно, полезно, но важно только следить, чтобы ребенок не путал звук и слог.

Шершавые буквы Марии Монтессори позволяют тактильно понять структуру буквы и запомнить ее через разнообразное письмо. Эту методику также будет интересно добавлять к стандартному обучению.

  • Ошибка 3. Неопытные родители обычно начинают обучение чтению со знакомства с буквами. Казалось бы, что в этом плохого?

Проблема в том, что когда ребенок выучит буквы, ему сложно будет соединять буквы друг с другом, потому что он умеет читать их только как названия букв. Ему нереально сложно будет понять, почему «мэ», «а», «мэ», «а» — будет «мама».

Какое решение?

Учить сначала не буквами, а звуками. То есть не «Мэ», а «м», не «мэ-а-мэ-а», а «мммааааа-ммммммаааа», чтоб ребенок понял, каким образом гласная может «подружиться» с согласной.

  • Ошибка 4. Алфавит с опорными картинками может сыграть с родителями злую шутку: да, это отличный способ выучить азбуку, но для чтения — вообще не годен.

Почему?

Если ребенок запомнит, что М — машина, а А — арбуз, то он не поймет, почему при «складывании» машины и арбуза получится слово «Мама». Если спросить у него какая буква стоит впереди слова «мама», он может ответить — машина. А это неправильный подход к обучению.

Существует множество хороших методов, среди которых можно выбрать что-то для себя и своего ребенка, но нужно помнить, что все новое — хорошо забытое старое. Ставьте в основу обучения традиционные методы, тогда и новинки помогут, и увлекательное обучение будет обеспечено. 

Об авторе: Гелла Борисовна Фрадкова, учитель начальных классов.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 Elen3094 • 17:49, 28.02.2015
Спасибо, интересная статья.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 Gvozdeva-Saratov • 17:23, 28.02.2015
Спасибо, я начинающий воспитатель и мне это помогло во многом разобраться
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 darima9215 • 15:39, 28.02.2015
Очень интересная статья! Жаль, что она попалась мне, когда ребенок читать уже научился. Я использовала разные другие советы — обклеивала комнату картинками с буквами и старалась в игровой форме «спотыкаться» на этих картинках и спрашивать невзначай: «Какая это буква?»
Так мы выучили все буквы, но читать — никак.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 Юрьевна4453 • 14:03, 24.02.2015
Интересно! Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 ipatova • 14:34, 18.02.2015
Мы с сыном собираемся в первый класс и ваши советы очень помогли.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Анонимно • 17:57, 10.02.2015
Не бойтесь учить ребенка сами. Своего сына учил читать по методике Зайцева. В 3 года научился читать, в 4 года читал про уже про себя. Заметили стал читать молча. Применяйте аудиозаписи к книге, память развивается очень сильно. Ребенок запоминает сотни страниц наизусть. У Зайцева есть еще математика.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 belca22 • 10:55, 08.02.2015
Согласна , что учить читать детей должен учитель. Часто родители своим деткам покупают говорящие плакаты и это тоже вредит. Дети слышат названия букв (де, вэ, эс и т.д.) и потом их трудно переучивать . Они так и читают эс о ка (сок). Если родители очень хотят научить ребёнка читать, то должны консультироваться с учителем.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 oksana-motova • 22:43, 30.01.2015
Прием ассоциативного чтения очень актуален сейчас не только для обучения родному языку, но и иностранному. Как известно, большинство информации мы запоминаем визуально. Если же ассоциации подкрепить соответствующими картинками, то это, безусловно, ускорит процесс обучения чтению.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 ---5747 • 19:39, 30.01.2015
Полезная статья для родителей. Спасибо, Гелла Борисовна. Уважаемые родители, оставьте учителю дело обучения ребёнка чтению, уделите большее внимание психологической готовности к обучению в школе будущего ученика.
avatar
14 Татьяна Боркова • 19:58, 27.01.2015
Поучительная статья для заботливых родителей. Можно выбрать метод обучения чтению своего ребенка.
avatar
13 tamokul1 • 13:21, 24.01.2015
Прочла Вашу статью с большим интересом. Оказывается, я все четыре ошибки использовала в обучении ребёнка чтению. Буду исправляться. Спасибо.
avatar
12 kamaryamansurova • 22:51, 22.01.2015
да, действительно, родители забывают, что сначала дети должны научиться играть.
avatar
11 ZN • 23:32, 18.01.2015
Спасибо!Полезная статья.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 smirnowa2015 • 20:34, 18.01.2015
Совершенно согласна с мнением автора, не нужно с самых ранних лет учить ребёнка чтению, особенно, если ребёнок этого не хочет. Какими бы умными не были наши родители , какими современными методиками не владели,в чём я очень сомневаюсь, лучше пользоваться старыми, проверенными способами, прежде всего игровыми, начиная с 5-6 лет и то при условии , что ребёнок сам этого захочет , если ему будет интересно. Учить надо вначале звукам - верно подмечено автором статьи.
avatar
9 Валери5870 • 09:20, 17.01.2015
Как ни учи ребенка читать и писать, но только к 7 годам он психологически готов к школе. Главное заниматься с ребенком, играть, развивать, а главное любить! И тогда Ваш ребенок всему научится!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Abrikovna • 20:32, 13.01.2015
Спасибо! Прошла этот этап в качестве бабушки. Сейчас мы в первом классе. Всем здоровья, успехов, удачи!
avatar
7 turjanskie • 17:44, 13.01.2015
Согласна с автором статьи.Считаю ,что обучению чтению должен осуществлять учитель и в школе, а родители должны просто закреплять дома то,что объяснил учитель. Сама столкнулась с этой проблемой моей дочери 6 лет через год школа, а читать она не умеет и букв не знает.Попробовала сама обучать алфавиту и тут меня стали терзать вопросы : а как? правильно я делаю? с чего начинать? Купила алфавит,попробовала, но дочке не все понятно было. В результате отдала на подготовку к школе ,где учитель обучает, а мы дома закрепляем. С старшей дочкой также было в школе ее научили алфавиту и правилам чтения. А я уже после первого класса все лето читала с ней и у нее появился темп чтения и она понимала о чем читала. Есть пример: подруга обучала свою дочь по методике Зайцева и они столкнулись с проблемой ,что ребенок не понимает о чем читает. Я думаю, что не нужно торопится пускай в школе обучают,а мы дома закрепляем.
avatar
6 Степанова4373 • 18:51, 05.01.2015
Из описанных здесь методик я работала по методике Николая Зайцева. Очень понравилось в этой методике знакомство со звуком и буквой, которая изображена на кубике. Разный цвет и звук кубиков позволяет ребенку запомнить согласные и гласные, глухие и звонкие звуки и буквы. Из всех описанных здесь методик мне понравилась именно методика Николая Зайцева.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 zoya0186 • 17:49, 21.12.2014
Торопиться учить детей читать не стоит. Глаз ребёнка не готов физически. Раньше 6 лет не стоит учить читать. Буквы можно начать учить с 5-6 лет.
avatar
5 valzyitseva2012 • 18:17, 22.12.2014
Чтение - это прежде всего средство получения информации. А информацию можно получать только осознанно. Поэтому Ваши попытки провести единую линию, когда и как учить ребенка читать беспочвенна. Величайшие по смыслу слова Гёте "Каждому свое" - ответ самый актуальный, я думаю.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 katerinachausova • 17:03, 19.12.2014
Свою дочь я учила чтению так: как только мой ребёнок научился мало мальски говорить, а это где-то 1,5 года мы стали учить различные стихотворения. Я без конца их читала, пела, артистически рассказывала и при этом проигрывала, как актриса. В три года мы начали учить алфавит, при чём гласные мы пели (например, А-а-а-а-а, О-о-о-о, Ы-ы-ы-ы-ы тд), а согласные учили, как Б-б-б-б, В-в-в(а не бэ.вэ и тд). Как только выучили алфавит, то принялись соединять звуки: согласные с гласной пели- научились читать по слогам, но соединять слоги в слова нам не давалось. Я бросила эту затею примерно на год, но при этом всё время проговаривали весь алфавит. И ровно 9 января, когда моей доченьке исполнилось 5 лет она на магазине прочитала название магазина. С того времени я твёрдо уверена, что всему своё время. Сейчас девочка учится в 1 б классе и по технике чтения за первую четверть 49 слов в минуту, хотя по окончании первого года обучения ученик должен читать 25 слов в минуту, если я не ошибаюсь. Но и нельзя конечно оставлять без внимания индивидуальные особенности каждого ребёнка
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Анонимно • 19:58, 27.11.2014
Я придерживаюсь другого мнения, учить читать должен специалист, а не дилетант. Если ребенок уже умеет и читать, и считать, и писать, что же тогда он будет делать в 1 классе?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 tatyanalarina • 07:30, 20.11.2014
Согласна, надо выбирать одну методику, а не хвататься за все сразу!