Людмила Попова, 14.02.2015 4

Пять советов по организации исследовательской деятельности школьников


Исследовательская деятельность учащихся стала неотъемлемой частью работы современного учителя. В процессе организации такой деятельности учитель и ученик сталкиваются с рядом проблем: выбор темы, большой объем работы, оформление полученных результатов, презентация работы.


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

Совет по выбору темы исследования

Правильный выбор темы исследования — это первая проблема, с которой сталкивается учитель при организации, данной деятельности школьников. Иногда тема меняется в процессе исследования.

Совет 1: тема должна быть:

  • простой, т.е. без замысловатых формулировок;
  • лаконичной;
  • интересной ребенку данного возраста;
  • понятной и выполнимой.

Идеальный вариант, когда тема возникла из вопроса «Почему?» или «Как?», заданного учеником?

Советы по оформлению результатов

Чаще всего результаты исследовательской деятельности необходимо оформить в виде конкурсной работы или доклада для конференции. Эту работу ученики выполнять не любят. Они с удовольствием проводят эксперимент, строят графики и таблицы, анализируют, делают выводы, но приводить свои записи в порядок, когда результат уже получен им не интересно.

Поэтому совет 2: с учениками оформлением заниматься постепенно:

  • перед началом исследования изучить теорию и сделать литературный обзор, сразу готовя текст к печати;
  • оформить список литературы;
  • сформулировать актуальность своего исследования, его цель и задачи, все это оформлять сразу в электронном виде.

Дольше всего проводится работа с экспериментом, поэтому совет 3: одновременно с проведением эксперимента продумывать, как его описать. Записи лучше вести в электронном виде. Это позволяет быстро корректировать текст.

Завершив экспериментальную часть работы, анализируя полученные результаты, формулируются выводы и заключение (опять же все делается в электронном виде).

Очень часть бывает так, что, получив результат исследования, приходится корректировать цель и задачи. Так как в начале работы ученик не всегда может оценить выполнимость той или иной задачи, а через эксперимент сам в этом убеждается. Школьное лабораторное оборудование тоже не всегда позволяет выполнить ранее поставленные задачи. Так, например, изучая электромагнитное поле сотового телефона, ученик хотел определить может ли оно оказывать какое-то отрицательное воздействие на окружающих. Но школьные датчики фиксировали поле телефона только на расстоянии 3-5 см от него, на большем расстоянии ничего не фиксировалось. Поэтому тему исследования пришлось скорректировать, задачи изменить. Но так как, все было уже в электронном виде записано, внести изменения было несложно.

Советы по презентации работы

Опыт показывает: если ученик на всех этапах исследования был непосредственным исполнителем, а не наблюдателем, то представить такую работу не составит труда.

Совет 4: презентация не должна быть слишком большой. 10-12 слайдов и устные комментарии к ним, ответы на вопросы как раз и займут все отведенное для защиты работы время. Текст на слайдах должен быть коротким и хорошо читаемым; уместно на слайдах разместить необходимые графики, фотографии этапов работы, используемого оборудования, собранной установки, результатов эксперимента.

Совет 5: текст выступления должен быть простым, конкретным и лаконичным. Слова, непонятные ученику, лучше не использовать.

Предзащиту можно провести в школе и пригласить на нее учителя русского языка и одноклассников выступающего. Присутствующие могут задавать вопросы. Это поможет выступающему при защите не растеряться, учитель русского языка может дать совет в построении текста выступления, а также, если ему выступление ученика будет понятным и интересным, то защита пройдет успешно!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 gresko • 07:36, 23.02.2015
Постоянно применяю данный метод работы. Сложность заключается в том, что предварительная подготовка к семинару занимает много времени, плюсы, в том что можно охватить весь класс целиком.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
3 nikke • 22:19, 21.02.2015
Работа должна быть такой, чтобы ребенок ее смог сделать сам. Привлекать мам- пап-бабушек -дедушек к проектам и исследовательской деятельности.... Зачем тогда школа?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 марьем-доча • 10:53, 20.02.2015
С удовольствием прислушаюсь к вашим советам. С ученицей 6 класса готовлю работу о силе слова. Презентация готова, после защиты обязательно поделюсь материалом.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ipatova • 14:31, 18.02.2015
Помощь в поисках информации должна идти и от родителей,а не только от учителей!
[Материал]