Военно-патриотическое воспитание и основы подготовки к военной службе

starkov53@list.ru

Военно-патриотическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе и воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Одним из приоритетных направлений военно-патриотического воспитания является значительное улучшение допризывной подготовки молодежи, совершенствование учебно-материальной базы.
Военно-патриотическое воспитание будущего защитника начинается в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педколлектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровня общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.

В недалеком прошлом проблему военно-патриотического воспитания молодежи брала на себя компартия страны и через молодежные комсомольские организации регулярно осуществляла руководство патриотическим и интернациональным воспитанием юношей и девушек.
С развитием плюрализма и ликвидацией одного из военно-политических блоков - Варшавского договора – политические партии и общественные организации уменьшили внимание к военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.

Средства массовой информации «вешали» российскому патриотизму самые унизительные ярлыки, давали грубые клички: от шовинизма до фашизма, от расизма до «черной сотни», от антисемитизма до нацизма, от «имперского мышления» до национальной ограниченности и т.д. Вместе с тем молодежь как основной объект военно-патриотического воспитания нуждается в помощи.

Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:

  • идейно-политическое;
  • морально-психологическое;
  • физическое воспитание;
  • военно-техническая подготовка.


Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.

Военно-патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы гимназии, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно.

К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:

  • уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
  • занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 –х классов;
  • организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
  • планирование и проведение военно–патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
  • спортивные соревнования по военно–прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
  • изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
  • изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
  • изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
  • изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
  • организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
  • изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
  • изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
  • обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
  • просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
  • написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
  • краткая информация о выходе нового военного законодательства;
  • конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
  • краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
  • краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).


Во многом этой работе способствует наличие у нас в Краснодарском крае региональной программы курса ОБЖ для учащихся 9–11 классов (автор Ю.Я. Леонтьев). В отличие от федеральных программ (авторы: А.Т. Смирнова «Просвещение», В.В. Маркова и В.Н. Латчук «Дрофа»), в региональной программе преподавание раздела «Основы военной службы начинается уже с 9 класса, это позволяет получить необходимые знания и навыки в строевой, тактической, огневой подготовке выпускниками средней школы, а для обучающихся в 10–11 классах предусмотрено преподавание этого раздела с увеличением количества часов до 52. Это способствует военно–патриотическому воспитанию юношей и девушек и более полной подготовке юношей к военной службе.

При проведении занятий по тактической подготовке изучаются способы и приемы ведения боя в горах, лесу, городских условиях, изучаются операции проводимые антитеррористическими группами «Альфа», «Вымпел» по материалам открытых публикаций. При изучении используются современные технологии и возможности интернета. Учащиеся создают сайты в сетях: «Последний звонок Беслана», «Норд-Ост», «Внимание террор». Учащиеся старших классов, после просмотра фильма об агрессии Грузии против Южной Осетии, горячо обсуждали и одобряли военную помощь России народу Осетии, чтили память российских миротворцев погибших при исполнении воинского долга.

Неравнодушие к ратным подвигам ветеранов и нынешних воинов, черта прививаемая в повседневной учебе и внешкольной работе. Учащиеся выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях. Например, с интересными фактами из биографии Героя России Звягинцева А.Н. Его имя, наряду с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена «Славы», начертано на мемориальной доске на площади перед администрацией города Сочи, наш земляк офицер, водолаз–спасатель, удостоен этого высокого звания за мужество и героизм при проведении спасательной операции АПЛ «Курск». Выяснилось, что в школьные годы он увлеченно занимался спортом, играл в волейбол, неоднократно выступал на соревнованиях в составе сборной города Сочи. Член сборной России по волейболу, чемпион Всесоюзной спартакиады школьников, кандидат в мастера спорта, он неоднократно подчеркивал, что спорт ему очень помогал и помогает в службе.

Или еще: в одной из телевизионных передач на телеканале «Звезда», посвященному первым применениям установок залпового огня «Град», рассказывалось о вооруженном конфликте между СССР и КНР на острове Даманский и о мужестве советских воинов пограничной заставы им. И.И. Стрельникова. Я попросил учащихся 9-10-х классов, увлекающихся военной тематикой, подготовить сообщение об установках залпового огня и событиях вокруг спорной территории о. Даманский. Учащиеся не только собрали материал, но и обратили внимание на то, что один из награжденных пограничников, Бубенин Виталий Дмитриевич - Герой Советского Союза, проживает в г.Сочи в Красной Поляне (месте строительства олимпийского комплекса зимней олимпиаде 2014 года). Он в марте 1969 пришел на помощь пограничникам заставы И.И. Стрельникова. Будучи раненым и контуженным продолжал руководить боем до подхода основных сил.

Такие случаи более полного подхода к решению поставленной задачи характерны для учащихся, увлеченных военной тематикой, их сообщения всегда интересны и выслушиваются с особым вниманием и уважением к их работе. Конечно не все учащиеся так усердно подходят к данному виду деятельности, лучше, как правило, c этим справляются дети военнослужащих, «стреляльшики» - любители компьютерных игр, кстати они неплохо разбираются в оружии и боевой технике, играют под флагом России и берут в «бой» наше оружие, они имеют наиболее «продвинутые» знания не только о боевой технике и оружии, но и разбираются в тактике ведения боя и стратегии. Увлеченно спорят с другими и со знанием дела отстаивают свою точку зрения с конкретными аргументами; часто среди них нахожу желающих участвовать в олимпиадах по ОБЖ. В 2011 году на муниципальном этапе олимпиады по ОБЖ четверо учеников стали призерами: один 9-классник ("cтреляльщик"), двое из 10 -х классов и еще один из 11 класса. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику и в этой кропотливой работе.

Во внеурочное время можно проводить следующие мероприятия:

  • поисковая и исследовательская работа ;
  • турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы;
  • вахты памяти, недели славы;
  • посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
  • тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
  • День защитника Отечества, День Победы;
  • организация и посещение клуба будущего воина «Десантник», «Гренадер»;
  • олимпиады по ОБЖ;
  • военно-спортивные кружки;
  • посещение воинской части, совместные вечера «А ну-ка, парни!»;
  • шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
  • посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
  • работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной»;
  • викторина на тему: «Земляк, герой, патриот»;
  • смотры строя и песни;
  • несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
  • совместные с РОСТО (ДОСААФ) мероприятия военно-патриотической направленности;
  • стрелковые соревнования;
  • оформление и работа в зале (комнате) боевой и трудовой славы;
  • конкурс (примерный): «Гражданином быть обязан»;
  • военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
  • шефство над инвалидами войны и труда;
  • школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
  • проведение месячника оборонно-массовой работы;
  • проведение акции «Георгиевская ленточка»;
  • проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта. (Спартакиада допризывной молодежи посвященная Дню Победы, легкоатлетический кросс в честь Дня призывника, проверка по физической подготовке допризывной молодежи, соревнования по гиревому спорту).


Эти обязательные соревнования проводятся в нашем регионе в ОУ и на районном, муниципальном, зональном и краевом уровнях, - все это связано с подготовкой юношей к военной службе.

Трудно переоценить значение планирования военно-патриотической работы. Перед началом учебного года я, совместно с заместителем директора по учебно–воспитательной работе, с председателем Совета старшеклассников, составляем проект плана работы по военно–патриотическому воспитанию учащихся. Вносим в проект уже наработанные мероприятия (месячник оборонно–массовой и спортивной работы, военно-шефская работа, проведение вахты Памяти) и обязательно учитываем календарь знаменательных дат. Это, к примеру, юбилеи Дней воинской Славы России – 300-летие первой победы русского флота у мыса Гангут, 100-летие ВВС и т.д. Обязательно рассчитываем возможности Совета старшеклассников по проведению того или иного мероприятия, их активное участие в военно–патриотической работе имеет большое значение, юноши и девушки четко знают интересы сверстников. Не обойтись и без участия классных руководителей и мудрого слова директора. Конечно, план не догма, поэтому в работу вносятся коррективы, и это нормально.

Особое внимание при проведении спортивных соревнований по военно–прикладным видам уделяю проведению Спартакиады допризывной молодежи как итоговой работе за годы учебы. Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов. Обязательное условие – комплексный и индивидуальный подход к формированию и подготовке команды. Обязательно проводить ротацию спортсменов с проведением обмена опытом участия в соревнованиях старших товарищей. Это наиболее характерно для сборной команды и тут без помощи учителей физкультуры не обойтись. Дело в том, что десять человек должны показать результат в пяти номинациях, по два участника в одном виде (подтягивание, стрельба, разборка-сборка АК, бросок гранаты на дальность, челночный бег) и командное прохождение с песней, торжественным маршем, и комбинированная эстафета. В отдельных видах набрать участников команды по видам не особенно сложно, а вот состыковать это со строевой подготовкой и прохождением с песней - большая проблема. Тут приходит на помощь подготовка и проведение смотра песни и строя, который предшествует спартакиаде.

Строй сплачивает коллектив способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра – предоставление права нести почетный караул в День Победы у мемориалов памяти.
Подбор однообразной формы одежды, эмблем, умение отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты на месте и в движении, движение походным и строевым шагом, все это дисциплинирует, как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогает в военной службе.

К формированию группы учащихся для несения почетного караула (парадной группы) необходим определенный подход. Туда включаются не только победители смотра строя, а и учащиеся из других классов, показавшие хорошие навыки в строевой подготовке независимо от учебной параллели. Учащиеся старших классов составляют основу почетного караула, а младшие выполняют роль дублеров, это не означает, что они только тренируются, они тоже несут караул, но меньшее время. В процессе тренировок и подготовки к выполнению почетной обязанности, учащиеся изучают историю «Вахты памяти», традиции, устройство автомата, правила обращения с оружием.

Значительное время уделяется отработке элементов строевой выправке и подтянутости, четкости и слаженности выполнения элементов ритуала одиночно, в паре и четверке. Ученики гордятся этим высоким доверием и не без гордости подчеркивают, что стоят в почетном карауле и их показывают в новостях по ТВ.

Как одной из форм военно–патриотической работы является ежегодное участие учащихся в проведении вечеров Памяти воинам афганцам–десантникам, которые организует и проводит «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи». Там звучат песни афганской поры, выступают участники боевых действий с рассказами о мужестве и отваге советских воинов, просто о жизни на войне, патриотизме и интернационализме воинов выполнивших свой воинский долг. Звучат имена воинов занесенных в книгу памяти, в их честь и память о них зажигают свечи, звучит реквием. Важным атрибутом этих встреч является присутствие флагов России, Краснодарского края, Воздушно – десантных войск, звучание гимнов России и Кубани.

Ученики гимназии в центре ВП и ДПМ «Десантник» участвуют не только в военно-патриотической работе, но и готовят себя к военной службе, горной подготовка, занятиям армейским рукопашным боем, стрельбе, - вот далеко не полный перечень предметов. Осваивать эти премудрости армейской жизни (воспитывать силу, ловкость, терпение) им помогает пример воинов–афганцев и других мужественных людей.

Работа по военно–патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству в той или иной области службы.

Военно–патриотическая работа по воспитанию молодежи может проводиться при подготовке и проведению спортивных мероприятий.
Так выглядит сценарий открытия зональных соревнований по гиревому спорту среди допризывной молодежи с акцентом на военно–патриотическом воспитании (опускаем место и время).

Судья-информатор: «К торжественному маршу, в колонну по два шагом марш».
Звучит торжественный марш
Судья-информатор (на фоне марша при выходе участников):

- Приветствуем команду Апшеронского района: их земляки в годы войны мужественно выполняли свой долг перед Родиной - трое удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Славянский Иван Павлович – командир батальона, удостоенный высокого звания за мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы.

- Приветствуем команду г. Белореченска: трое земляков в годы войны удостоены звания «ГСС» и двое стали полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ», среди них Голенев Степан Трофимович,принимавший участие в обороне г.Туапсе и г.Новороссийска и удостоенный звания «ГСС» за мужество в боях на « Малой Земле».

- Команда г. Геленджик впервые принимает участие в наших зональных соревнованиях – мы знаем о подвиге их земляка , летчика транспортной авиации Шульженко Леонида Владимировича , звание ГСС ему было присвоено за умелое выполнение спец. Задания Правительства в 1949г. пожелаем и команде успешного выступления на нашей земле.

- Приветствуем команды Динского района и профессионального училища №63. Команда Динского района – фаворит соревнований, уже дважды становилась победителем в зональных и краевых фестивалях по гиревому спорту. Четверо их земляков в годы войны стали «ГСС» и 3 человека полными кавалерами Ордена «СЛАВЫ». Ковалев Федот Иванович - артиллерист противотанкового орудия, прошел всю войну и в боях за освобождение Польши и Чехословакии проявил мужество и героизм.

- Западный Округ г. Краснодара представил свою команду гиревиков, сильные ребята они знают о 26 ГСС - Краснодарцах и чтят их память, среди них братья Игнатовы, партизаны–разведчики, в их честь названы улица в г. Краснодаре и школа в г. Геленджик.

- Выходит команда Усть-Лабинского района, их земляк, Ободовский Василий Георгиевич проявил мужество и героизм при форсировании Днепра, пожелаем и мы команде стойкости на пути к победе.

- Замыкает торжественную церемонию открытия команда г. Сочи и профессионального лицея №19 - финалист зональных соревнований прошлого года. Спорт давно и прочно прописался на Сочинской земле, он всегда помогал в трудные минуты. Герой России - Звягинцев Андрей Николаевич, водолаз-спасатель, удостоен этого звания за мужество проявленные при подъеме «АПЛ» КУРСК, в школьные годы был победителем спартакиады школьников СССР по баскетболу, успешно представляя г. Сочи.

- Судья-информатор: «Мужество и сила, ловкость и бесстрашие – эти качества необходимы для службы в армии и они присущи воспитанникам военно-спортивного клуба «Гренадер» Сочинского городского центра внешкольной работы. Руководитель клуба – Касьянов Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования.
Звучит музыка. Начинаются показательные выступление по рукопашному бою воспитанников клуба.

- Судья-информатор (после выступления):
«Право поднять флаг России, флаг соревнований предоставляется капитану команды Динского района как команды-победительницы прошлогоднего фестиваля по гиревому спорту. Парад, смирно! Равнение на флаг»
Звучит гимн России.

Список использованной литературы

Закон Р.Ф. «О дня воинской Cлавы России»;
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010, на 2011 – 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795), опирающихся на Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года, а также программы «Военно–патриотического воспитания: 3 я пятилетка»

 

Российская Федерация, Краснодарский край, Хостинский район, г.Сочи.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение гимназия №5

Старков Владимир Валерьевич, Преподаватель–организатор ОБЖ



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 dusha20111 • 18:02, 01.11.2016
Здравствуйте!Мы страйкбольная команда г. Сортавала, Республики Карелия. Наша команда занимается страйкболом уже более 5 лет.
Мы бы хотели организовать военно-патриотический клуб,в котором вели бы обучение подростков и всех желающих граждан игре в страйкбол, приемам обращения с оружием как российским,так и вероятного противника, так же осуществлять начальную физическую подготовку,занятия по РХБЗ, оказанию первой медицинской помощи и прочих необходимых навыков военной службы.
Сведений о деятельности органов государственных органов мы не имеем,могли бы Вы посоветовать с чей помощью возможно организовать такой клуб и заняться подготовкой юных патриотов России? Спасибо за понимание.