Моя педагогическая концепция


Л. Н. Толстой утверждал: «Я никогда не могу сказать о человеке, что я его знаю. Я могу только сказать, как я его вижу». А какими мы видим наших нынешних учеников? Мне часто задают вопрос: «Тяжело стало работать? Какие они сейчас?» Я непременно отвечаю: «Разные. Как было всегда. А работать с ними и тяжело, и интересно». Ведь моя задача как учителя - создать условия для самоопределения личности каждого ученика.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Именно поэтому в своей педагогической деятельности я придерживаюсь концепции личностно-ориентированного подхода, рассматривающего обучение не просто как процесс овладения определённой суммой знаний, а как процесс духовного развития школьника, а именно - формирования базовых ценностей личности: доброты, дружелюбия, гражданского сознания, чувства патриотизма, творчества, а также позитивно-эмоционального взаимоотношения с социумом.

На моём педагогическом поприще мне повезло встретиться с великими педагогами, такими, как Лев Соломонович Айзерман, Евгений Николаевич Ильин. Эти встречи не только оставили неизгладимый след в моей душе, но и во многом определили мою педагогическую философию.

Так, слушая лекции Айзермана Л. С. в подмосковном Обнинске, я выявила для себя главное - в любую эпоху, преподавая литературу, не воспевать, не топтать, а понимать. Например, о революции 1917 года Владимир Маяковский написал поэму «Хорошо!», а И. А. Бунин – «Окаянные дни». Так какая же она, Октябрьская революция? Я не могу ответить. Моя задача – познакомить с книгой, с разными точками зрения на событие.

По Ильину, хороший учитель – это «знаток предмета, артист, наставник». Чтобы стать «знатоком предмета», я думаю, нужно, как он, перечитывать любое произведение столько раз, сколько ты его преподаёшь. Только тогда появится возможность разговаривать с учениками языком неожиданных приёмов, мелких деталей, жгучих вопросов – словом, языком искусства. Главной целью литературы вижу воспитательную функцию, а уже потом – познавательную. «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы».

Я глубоко убеждена, что повышения творческой активности обучающихся можно достичь и через внеклассную работу по предмету. Поэтому уже много лет веду в школе кружок «Литературная гостиная», постепенно переросший в творческое объединение с прекрасным названием «Алые паруса». Трудно перечислить всё сделанное общим трудом учителя и учеников: это и читательские конференции, и литературно-музыкальные композиции, и тематические вечера, и ролевые игры, и театральные постановки. Но главное, разумеется, не в количестве проведённых мероприятий. Каждое из них – это подготовка, когда все вместе, когда от успеха одного зависит успех многих, и когда каждый радуется успеху другого. Это когда каждый может раскрыть себя, свои, порой неожиданные, способности: в роли художника, музыканта, поэта, артиста.

Для меня, как и для любого педагога, важен результат моей деятельности. Например, на следующее утро после проведённого в школе Дня Лермонтова ко мне подошла ученица, держа в руках томик поэта, робко спросила: «А можно, я прочитаю стихи на уроке?» Я посмотрела на открытую ею страницу и увидела название – «Ангел». Именно в такие минуты понимаешь: вот она, «работа души». И убеждаешься в том, что «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» И я стараюсь.

Увижу утром класс свой «А» -
Про всё на свете забываю.
Учу, ругаю иногда,
По ним и в отпуске скучаю.
И вижу в их глазах любовь -
Пусть лишь ко мне, а не к предмету.
Спешу зажечь в их сердце вновь
Свечу любимому поэту!
 
Пономарёва Таисия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "Городищенская СОШ №2"
Городищенского района Волгоградской области

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: