Елена Васильевна Буряченко, 14.01.2012 0

Активные формы выявления и поддержки талантливых детей в МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»


Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития личности ребенка нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
В гимназии имени Горького А.М. сложилась определенная система работы по выявлению и поддержке детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, как в интеллектуальной, так и в творческой деятельности. Данная работа ведется систематически, планомерно уже в течение нескольких лет.

Коллектив гимназии рассматривает педагогическую поддержку как процесс совместного с ребенком определения его интересов, индивидуальных возможностей, способностей, талантов и создания условий для их развития.

На развитие детской одаренности, творческих способностей, талантов учащихся гимназии направлены такие активные формы воспитательной деятельности, как:
  •  смотр-конкурс «Ученик года»;
  •  смотр-конкурс «Выпускник года»;
  •  смотр-конкурс «Лучший класс года»;
  •  смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения «РИФ», «Солнечный город»;
  •  фестивали и конкурсы творческой направленности (фестиваль игровых команд «Забава», конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир», конкурсы чтецов, Дни творчества);
  •  малые школьные спортивные олимпиады;
  •  смотр-конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир»;
  •  кружки, секции различной направленности;
  •  работа клуба «Я – лидер»;
  •  работа интеллектуального клуба «Что? Где» Когда?»;
  •  персональные выставки учащихся «Мир моих увлечений»;
  •  учеба детского актива;
  •  конкурс «Лидер и его команда, акция «Лидер» и другие.
Мы хотим остановиться на некоторых из этих форм работы - наиболее, на наш взгляд, успешно реализующихся в гимназии и имеющих достаточно положительный опыт.

Выявление интеллектуально одаренных детей и поддержка развития интеллектуальных способностей учащихся во внеклассной деятельности обеспечивается через вовлечение их в систему интеллектуально-познавательного досуга. На формирование интеллектуально-развитой личности направлена программа «Интеллект». В рамках этой программы в гимназии был создан интеллектуальный клуб, который возглавил педагог дополнительного образования, специалист Службы занятости населения, наш родитель, Калинин Андрей Владимирович. Клуб был создан с целью формирования поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся всех возрастных групп. Сегодня в систему интеллектуальной клубной деятельности вовлечены 15 команд учащихся гимназии, в 2-х из них играют учащиеся начального звена.

Команды формируются не только по принципу «Одноклассники» - есть и команды, в которые вошли учащиеся разных классов и даже разных возрастов, активную роль как участники игр и организаторы команд проявили педагоги. С 2004 года учащиеся гимназии являются активными участниками интеллектуальных районных и областных туров интеллектуальных игр, ежегодно занимая призовые места в зональных играх и областных играх НОУ ПОИСК. Сегодня в систему районных интеллектуальных игр вовлечены не только учащиеся гимназии, но и педагоги, а также родители. Такая интеллектуально-познавательная активность взрослых в значительной мере стимулирует учащихся на развитие собственного интеллектуального потенциала, поэтому процесс создания новых интеллектуальных команд в гимназии продолжается.

Одной из наиболее эффективных форм, создающих условия для разностороннего самораскрытия ребенка, помогающих ему развивать собственный потенциал, является смотр-конкурс «Ученик года». Цель конкурса – выявление наиболее одаренных детей и создание условий для их самореализации. Конкурс стал традиционным, проводится ежегодно среди учащихся 2-10 классов. Среди учащихся 11-х классов отдельно проводится конкурс «Выпускник года». Организация и проведение конкурса уже в начальном звене обеспечивает раннее выявление детской одаренности, развитие которой продолжается в среднем и старшем звене.

Конкурс «Ученик года» строится на интеграции учебной и внеучебной деятельности, основываясь на принципах целостного, всестороннего развития личности ребенка, и включает в себя такие критерии оценки, как:
  •  успешность учебных достижений, участие в интеллектуальных марафонах, научных конференциях, конкурсах и т.д.;
  •  уровень воспитанности (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, честность, гуманность, целеустремленность, культура общения);
  •  гражданская позиция (знание и выполнение своих прав и обязанностей, уважение человеческого достоинства, культурных традиций и общечеловеческих ценностей, толерантность, готовность прийти на помощь, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.);
  •  социальная и творческая активность (активное участие в делах класса и гимназии, органах самоуправления, жизни детского объединения);
  •  здоровый образ жизни.
Если конкурс в начальном звене проходит при активном участии и педагогов (классных руководителей), и одноклассников, и родителей, то в среднем, и в особенности, в старшем звене педагогическая поддержка направлена в большей степени на развитие самостоятельности ребенка. В связи с чем изменяются условия конкурса, усложняются задания, требующие от ученика большой самоотдачи, силы воли, самоорганизации.

На развитие лидерского потенциала ребят, проявляющих свою активность в общественной и социальной деятельности, стремящихся к творческому, позитивному преобразованию действительности, направлена программа клуба «Я - лидер» (в рамках программы «Лидер» детского объединения «РИФ»), которая реализуется в гимназии уже пятый год. Это социально-ориентированная программа обучения организаторов детского движения, лидеров, готовых вести за собой.

Развитию лидерских качеств, творческого потенциала ребят способствуют такие формы работы, как организаторская акция «Лидер», смотр-конкурс «Лидер и его команда», смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения». Ежегодно ребята ДО «РИФ» являются активными участниками выездных сборов актива, организаторами мастер-классов не только для своих ребят, но и для ребят других детских объединений района, участвуют в слетах детского актива, профильной смене ДОЛ «Березка».

Взаимодействие и сотрудничество с социумом, установление дружеских контактов является важным моментом в формировании социально-активной и творческой позиции ребенка. Разработанная система личностного роста в рамках программы стимулирует ребят к достижению определенных результатов.

Под руководством педагогов гимназии действует научное общество учащихся, которое дает возможность заниматься школьникам научно-исследовательской и проектной деятельностью, готовиться к научно-практическим конференциям, олимпиадам, интеллектуальным и творческим марафонам. Олимпиадное движение – одно из важнейших направлений в работе с одаренными детьми, которое дает свои положительные результаты. С каждым годом, несмотря на то, что уровень сложности олимпиадных заданий заметно возрос, а критерии оценки стали более жесткими, растет число учащихся гимназии - призеров и победителей олимпиад на муниципальном и областном уровнях.

Уже в этом учебном году (2011-2012) в школьном туре олимпиад приняли участие 340 учащихся, из них 99 стали победителями, 154 – призерами. На муниципальный этап вышли 172 учащихся гимназии, из них 25 учащихся стали победителями, 24 - призерами. Один их наших учащихся одержал победу сразу по восьми предметным олимпиадам (математика, география. МХК, русский, английский, обществознание, история, биология) и стал призером олимпиады по праву, технологии.

Педагогический коллектив гимназии считает, что для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детской одаренности и талантливости нужно создавать благоприятные условия. Нужно находить такие активные формы вовлечения учащихся в деятельность (как интеллектуальную, так и творческую), которые позволили бы ребенку не только проявить свои индивидуальные возможности, но и максимально выразить себя, самораскрыться. Эти формы также должны развиваться и совершенствоваться, чтобы обеспечить динамику развития личности ребенка. Над этим мы постоянно работаем.
 
Об авторе: Буряченко Елена Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе, МОУ "Гимназия имени А.М. Горького", Москаленского района Омской области.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.