Активные формы выявления и поддержки талантливых детей в МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»


Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития личности ребенка нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В гимназии имени Горького А.М. сложилась определенная система работы по выявлению и поддержке детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, как в интеллектуальной, так и в творческой деятельности. Данная работа ведется систематически, планомерно уже в течение нескольких лет.

Коллектив гимназии рассматривает педагогическую поддержку как процесс совместного с ребенком определения его интересов, индивидуальных возможностей, способностей, талантов и создания условий для их развития.

На развитие детской одаренности, творческих способностей, талантов учащихся гимназии направлены такие активные формы воспитательной деятельности, как:
  •  смотр-конкурс «Ученик года»;
  •  смотр-конкурс «Выпускник года»;
  •  смотр-конкурс «Лучший класс года»;
  •  смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения «РИФ», «Солнечный город»;
  •  фестивали и конкурсы творческой направленности (фестиваль игровых команд «Забава», конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир», конкурсы чтецов, Дни творчества);
  •  малые школьные спортивные олимпиады;
  •  смотр-конкурс театральных миниатюр «Красота спасет мир»;
  •  кружки, секции различной направленности;
  •  работа клуба «Я – лидер»;
  •  работа интеллектуального клуба «Что? Где» Когда?»;
  •  персональные выставки учащихся «Мир моих увлечений»;
  •  учеба детского актива;
  •  конкурс «Лидер и его команда, акция «Лидер» и другие.
Мы хотим остановиться на некоторых из этих форм работы - наиболее, на наш взгляд, успешно реализующихся в гимназии и имеющих достаточно положительный опыт.

Выявление интеллектуально одаренных детей и поддержка развития интеллектуальных способностей учащихся во внеклассной деятельности обеспечивается через вовлечение их в систему интеллектуально-познавательного досуга. На формирование интеллектуально-развитой личности направлена программа «Интеллект». В рамках этой программы в гимназии был создан интеллектуальный клуб, который возглавил педагог дополнительного образования, специалист Службы занятости населения, наш родитель, Калинин Андрей Владимирович. Клуб был создан с целью формирования поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся всех возрастных групп. Сегодня в систему интеллектуальной клубной деятельности вовлечены 15 команд учащихся гимназии, в 2-х из них играют учащиеся начального звена.

Команды формируются не только по принципу «Одноклассники» - есть и команды, в которые вошли учащиеся разных классов и даже разных возрастов, активную роль как участники игр и организаторы команд проявили педагоги. С 2004 года учащиеся гимназии являются активными участниками интеллектуальных районных и областных туров интеллектуальных игр, ежегодно занимая призовые места в зональных играх и областных играх НОУ ПОИСК. Сегодня в систему районных интеллектуальных игр вовлечены не только учащиеся гимназии, но и педагоги, а также родители. Такая интеллектуально-познавательная активность взрослых в значительной мере стимулирует учащихся на развитие собственного интеллектуального потенциала, поэтому процесс создания новых интеллектуальных команд в гимназии продолжается.

Одной из наиболее эффективных форм, создающих условия для разностороннего самораскрытия ребенка, помогающих ему развивать собственный потенциал, является смотр-конкурс «Ученик года». Цель конкурса – выявление наиболее одаренных детей и создание условий для их самореализации. Конкурс стал традиционным, проводится ежегодно среди учащихся 2-10 классов. Среди учащихся 11-х классов отдельно проводится конкурс «Выпускник года». Организация и проведение конкурса уже в начальном звене обеспечивает раннее выявление детской одаренности, развитие которой продолжается в среднем и старшем звене.

Конкурс «Ученик года» строится на интеграции учебной и внеучебной деятельности, основываясь на принципах целостного, всестороннего развития личности ребенка, и включает в себя такие критерии оценки, как:
  •  успешность учебных достижений, участие в интеллектуальных марафонах, научных конференциях, конкурсах и т.д.;
  •  уровень воспитанности (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, честность, гуманность, целеустремленность, культура общения);
  •  гражданская позиция (знание и выполнение своих прав и обязанностей, уважение человеческого достоинства, культурных традиций и общечеловеческих ценностей, толерантность, готовность прийти на помощь, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.);
  •  социальная и творческая активность (активное участие в делах класса и гимназии, органах самоуправления, жизни детского объединения);
  •  здоровый образ жизни.
Если конкурс в начальном звене проходит при активном участии и педагогов (классных руководителей), и одноклассников, и родителей, то в среднем, и в особенности, в старшем звене педагогическая поддержка направлена в большей степени на развитие самостоятельности ребенка. В связи с чем изменяются условия конкурса, усложняются задания, требующие от ученика большой самоотдачи, силы воли, самоорганизации.

На развитие лидерского потенциала ребят, проявляющих свою активность в общественной и социальной деятельности, стремящихся к творческому, позитивному преобразованию действительности, направлена программа клуба «Я - лидер» (в рамках программы «Лидер» детского объединения «РИФ»), которая реализуется в гимназии уже пятый год. Это социально-ориентированная программа обучения организаторов детского движения, лидеров, готовых вести за собой.

Развитию лидерских качеств, творческого потенциала ребят способствуют такие формы работы, как организаторская акция «Лидер», смотр-конкурс «Лидер и его команда», смотр-конкурс «Лучший отряд детского объединения». Ежегодно ребята ДО «РИФ» являются активными участниками выездных сборов актива, организаторами мастер-классов не только для своих ребят, но и для ребят других детских объединений района, участвуют в слетах детского актива, профильной смене ДОЛ «Березка».

Взаимодействие и сотрудничество с социумом, установление дружеских контактов является важным моментом в формировании социально-активной и творческой позиции ребенка. Разработанная система личностного роста в рамках программы стимулирует ребят к достижению определенных результатов.

Под руководством педагогов гимназии действует научное общество учащихся, которое дает возможность заниматься школьникам научно-исследовательской и проектной деятельностью, готовиться к научно-практическим конференциям, олимпиадам, интеллектуальным и творческим марафонам. Олимпиадное движение – одно из важнейших направлений в работе с одаренными детьми, которое дает свои положительные результаты. С каждым годом, несмотря на то, что уровень сложности олимпиадных заданий заметно возрос, а критерии оценки стали более жесткими, растет число учащихся гимназии - призеров и победителей олимпиад на муниципальном и областном уровнях.

Уже в этом учебном году (2011-2012) в школьном туре олимпиад приняли участие 340 учащихся, из них 99 стали победителями, 154 – призерами. На муниципальный этап вышли 172 учащихся гимназии, из них 25 учащихся стали победителями, 24 - призерами. Один их наших учащихся одержал победу сразу по восьми предметным олимпиадам (математика, география. МХК, русский, английский, обществознание, история, биология) и стал призером олимпиады по праву, технологии.

Педагогический коллектив гимназии считает, что для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детской одаренности и талантливости нужно создавать благоприятные условия. Нужно находить такие активные формы вовлечения учащихся в деятельность (как интеллектуальную, так и творческую), которые позволили бы ребенку не только проявить свои индивидуальные возможности, но и максимально выразить себя, самораскрыться. Эти формы также должны развиваться и совершенствоваться, чтобы обеспечить динамику развития личности ребенка. Над этим мы постоянно работаем.
 
Об авторе: Буряченко Елена Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе, МОУ "Гимназия имени А.М. Горького", Москаленского района Омской области.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: