ИКТ в организации исследовательской деятельности педагога и учащихся на второй ступени обучения в условиях введения ФГОС


Федеральные Государственные Образовательные Стандарты по направлению «Педагогическое образование» отражают новую идеологию подготовки педагога, способного быстро реагировать на изменения в школьном обучении, отражают формирование новой деятельностной модели обучения, предполагающей введение в учебный процесс различных видов профессиональной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы, большую степень интеграции науки и практики, организацию научно-исследовательской деятельности школьного учителя. [1]


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Развитие информационно-коммуникативных технологий послужило мощным толчком к организации проектной и исследовательской деятельности самих педагогов и учащихся, повысило авторитет учителей, их профессиональный уровень и уровень преподавания.

ИКТ помогают разносторонне работать над своей темой исследования, позволяют сделать процесс работы учителя самостоятельным, полноценным и методически оправданным. [2]

Среди трудностей, с которыми я сталкивалась при организации научно-исследовательской деятельности, особо следует выделить слабое владение методологией научного исследования и недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы. Но я понимала, что современный педагог должен уметь осуществлять исследовательскую деятельность в полной ее мере. Именно поэтому я приняла решение стать участником творческой группы учителей школ г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района. Наша творческая группа представляет Хабаровское краевое отделение «Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь». В течение 2010-2011 года в нашем региональном отделении изучались следующие аспекты:

  •  основы организации исследовательской деятельности педагога;
  •  методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;
  •  организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности в образовательном пространстве.

С положением и работой «Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь» можно познакомиться на сайте www.oodi.ru, а с информацией о V общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» по адресу www.issl.redu.ru.

Работа в творческой группе научила меня не только планировать свою деятельность, но и вырабатывать стратегию образования по своим предметам, видеть горизонты своего дальнейшего исследования, анализировать и корректировать свою деятельность. Самое главное, я осознала, что задачи педагогического исследования отличаются от организационных задач исследовательской деятельности учащихся, но в тоже время все виды деятельности учителя неразрывно связаны между собой. Под исследовательской деятельностью педагога понимают неотъемлемую составляющую его педагогической деятельности, обеспечивающую организацию всех других ее видов, оказывающую влияние на развитие его профессиональной компетентности и направленную на формирование и развитие личности педагога как активного субъекта собственной деятельности, способного к самореализации и самоактуализации.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, которые необходимы мне на всех этапах исследования. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Здесь открываются огромные поисковые возможности: например, можно провести опрос, и на его основе изучить общественное мнение. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных. Информационно-коммуникативные технологии помогают в организации исследовательской деятельности не только педагогов, но и учащихся.

Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Например, в последнее время особенно остро стоят проблемы в области лингвистики. Вопросов, связанных с русским языком множество, и они очень разные, например: «Почему сейчас падает культура речи? Кто в этом виноват?», « Фразеология - это живое или мёртвое языковое явление в настоящий момент? Пользуются ли люди фразеологизмами сейчас, умирают ли старые, возникают ли новые?», «От чего зависит выбор названий малых торговых точек?» и многие другие. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.

Изучив, как освещён вопрос в современной науке, исследователь начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям. К примеру, выясняя, не появляются ли в наше время новые фразеологизмы, попросить оставить сообщения о новообразованиях в области фразеологии. Провести опрос, какие фразеологизмы ныне популярны, какие не используются. Затем обработать собранный материал. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии используются на всех этапах исследовательской деятельности педагога и учащихся.

Но поток информации в сети Интернет очень огромен, поэтому надо тщательно анализировать посещаемые сайты, чтобы составить список полезных ресурсов, необходимых в Вашем педагогическом исследовании. На мой взгляд, при оценке сайтов можно выделить следующие критерии их характеристики:

  1.  Техничность.
  2.  Информативность.
  3.  Наличие связи с организаторами сайта.
  4.  Компетентность.

Для оценки информационных ресурсов по данным категориям я предлагаю анкету для оценки сайта в сети Интернет:

  1.  Какую поисковую систему Вы используюте? (Yandex, Google, Mail. ru, Rambler, Bing, Yahoo!).
  2.  Адрес сайта, который Вы изучаете.
  3.  Название сайта
  4.  Долго ли загружается страница?
  5.  Привлекательно ли она выглядит?
  6.  Легко ли читается?
  7.  Есть ли изображения, какого качества?
  8.  Несут ли изображения дополнительную информацию?
  9.  Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
  10.  Есть ли указание, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
  11.  Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
  12.  Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
  13.  Смогли бы Вы получить больше информации из печатного справочника?
  14.  Во всем ли Вы согласны с автором?
  15.  Не попадалась ли Вам неверная информация?
  16.  Достаточно ли актуальна предложенная информация?
  17.  Есть ли на сайте отсылки на другие сайты с похожей информацией?
  18.  Считаете ли Вы, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
  19.  Проанализируйте все свои ответы - считаете ли Вы, что можете использовать данный сайт для своей исследовательской работы?

В целях оказания информативной помощи по различным вопросам, связанным с исследовательской деятельностью, в интернете существуют отдельные странички для педагогов-исследователей, где можно найти полезную информацию, которая обновляется каждый месяц. Вот одна из них: «Страничка педагога-исследователя» (http://teachers.moy.su/index/stranichka_pedagoga_issledovatelja/0-19).

Полезную информацию для педагога-исследователя можно найти и на страницах сетевых научных сообществ:

  •  Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/)
  •  Научная сеть SciPeople (http://scipeople.ru/)
  •  Педагогическая библиотека (http://pedlib.ru/).

Также я могу посоветовать несколько сайтов, где вы можете опубликовать свои работы:

  1.  Небольшие тезисы и статьи (менее 4 стр. ) можно опубликовать в сборниках научных конференций. Информацию о предстоящих конференциях можно найти с помощью каталогов:
    •  Открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров (http://www.konferencii.ru/);
    •  Каталог научных конференций России (http://www.kon-ferenc.ru/).
  2.  Научные статьи объёмом более 6 страниц рекомендуется публиковать в сборниках научных трудов:
    •  Центр развития научного сотрудничества (http://www.zrns.ru/).

Если вы испытываете затруднения в организации своей исследовательской деятельности, не имеете возможности очно пройти курсы, то можно пройти их заочно по интернету:

  1.  В центре дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru/about/index.htm)
  2. Интернет-обучение (сайт методической поддержки учителей) http://school.iot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=19&Itemid=35
  3. Электронные библиотеки по исследовательской деятельности педагога можно найти по адресу: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=27210.


На мой взгляд, самое главное для современного педагога - это желание быть современным учителем-исследователем, который не боится учиться, а стремится быть высоким профессионалом, достигать высот своей педагогической карьеры.

Рефлексия. Упражнение «Пирамида профессионального роста».

Задача: актуализация профессиональных ожиданий и формирование представлений об этапах и многоальтернативности профессионального роста. Упражнение позволяет диагносцировать синтетичность рефлексии (интегративность «Я-концепции» и образа «Я-профессиональное»), помогает учителю разрабатывать стратегию своего профессионального будущего, осознать свою продуктивность в профессиональном развитии, способствует удержанию «Я» на профессиональном идеале, на линии непрерывного совершенствования в овладении профессией.

 

  1.  Посмотрите, пожалуйста, на символическое изображение профессионального роста в виде в пирамиды. Она включает иерархически построенный набор ступеней, на которые может подняться учитель в своем профессионально-личностном развитии.
  2.  Постарайтесь выразить собственное понимание «профессионально-личностного роста», а затем впишите в пирамиду возможные пути своего профессионального продвижения. Количество вариантов «роста» не ограничено. Учитель может вписывать варианты своего профессионально-личностного роста как в пределах пирамиды, так и за ее пределами (если свое профессионально-личностное развитие он никак не связывает с педагогической деятельностью).
Литература:

1. Голубев, В. В. Управление инновационной деятельностью в средней школе [Электронный ресурс]. - Ресурс доступа: http://pages.marsu.ru/iac/educat/nauka/_private/metodmater.html. - Загол. с экрана.
2. Демьянчук, Р. В. Психология инновационной деятельности // «Инновации Петербургской школы»: материалы конференции. - СПб. - Ресурс доступа: http://www.petersburg-edu.ru/?page=198
3. Сластенин, В. А. , Исаев, И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997 г. - 512 с.
4. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие / М.М. Карнелович. - Гродно: ГрГУ, 2009 г. - ISBN 978-985-515-190-7

Санникова Ирина Ринатовна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ № 2 сельского поселения «Село Хурба»
Комсомольского района Хабаровского края.

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: