Татьяна Константиновна Вьюнова, 15.03.2012 0

Методика проведения свободного диктанта в средней школе

t.k.vyunova@mail.ru

Стремление слить знания по грамматике, правописанию и развитию речи в единый обучающий процесс и тем самым решить проблему взаимосвязи отдельных сторон русского языка получило практическое руководство. Как известно, к числу упражнений, при которых «импульс к написанию исходит от слуха и самый процесс письма сопровождается речью», относится диктант. Так, известный лингвист В.А. Федоров считал, что «диктант может иметь хорошее значение» в образовании навыка правильного письма. Но основную ценность он видел в свободном диктанте, так как он имеет особое влияние на развитие речи учащихся:


Обсудить статью Опубликовать свой материал

«Самая работа учащихся при свободном диктанте - живая работа мысли и пера при художественном восприятии картин, образов, форм и красок, иначе говоря, слагается в творчество».
В современной методической литературе эффективность свободного диктанта для развития речи учащихся не оспаривается никем из методистов.
В основе свободного диктанта так же, как и в основе изложения, лежит подражание образцу. В процессе языкового анализа, восприятия, воспроизведения текста идет осмысление его целостности, связности, последовательности, что очень важно для формирования умений, необходимых для написания изложения, а в последующем и сочинений. Этому способствует и то, что между свободным диктантом и изложением много общего: готовый текст, основные этапы и приемы, используемые для проведения этих упражнений, действий ученика и учителя.
В основе работы над свободным диктантом, как и над изложением, лежит анализ исходного текста, структура и речевая ткань которого доходчиво и мотивированно должны быть объяснены учащимся. Анализ исходного текста свободного диктанта и создание при этом параллельных вариантов выражения одной и той же мысли, сравнение этих вариантов с тем образцом, который предлагал учитель, совершенствует знания в области синонимии языка, воспитывает их речевой вкус. И в этом плане свободный диктант становится тем «мостиком», который соединяет его с изложением.
При проведении словарного диктанта очень важно научить детей составлять план пересказа и давать заголовок тексту, что будет способствовать развитию умений и навыков, необходимых для выполнения сочинений и изложений.
Последовательность в работе над местом свободного диктанта такова:

  1. Дословное воспроизведение чужого текста (списывание и обычный диктант).
  2. Воспроизведение чужого текста по частям (свободный диктант).
  3. Создание текста на основе данного (изложение).
  4. Создание собственного текста (сочинение).

Виды свободного диктанта

  1. Обучающий - если свободный диктант проводится с разбором написаний.
  2. Контрольный - пишется учащимися без разбора, самостоятельно.
  3. Предупредительный - после первого чтения учащимся предлагается ответить на вопросы по содержанию, затем перед записью части (абзаца) текста проводится предупреждение ошибок: незнакомые и «трудные слова» учитель выписывает на доске, часть слов объясняется устно. При проведении свободного диктанта необходимо учитывать подготовленность учащихся конкретного класса к изложению текста и этап работы над тем или иным орфографическим и пунктуационным материалом. Именно поэтому предупредительный свободный диктант, как нельзя лучше, может помочь в формировании правописания и речевых навыков.
  4. Объяснительный свободный диктант. При написании объяснительного свободного диктанта необходимо трудные случаи не предупреждать, а объяснять, анализировать, исправлять либо после написания абзаца, либо после написания текста. Процесс объяснения слов делает этот вид свободного диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.
  5. Комментированный свободный диктант. Отличие от других видов свободного диктанта в том, что здесь объяснение текста (с орфографической, пунктуационной точки зрения) производится в процессе самого письма, в то время как при предупредительном диктанте она происходит до записи диктуемого текста, а при собственно- объяснительном – после записи.
  6. Комментированный свободный диктант. Такой вид свободного диктанта проводится только после того, как учащиеся хорошо освоятся со всеми названными выше диктантами. Этот вид работы проводится главным образом на повторительно-обобщающих типах уроков.

Классификация видов свободного диктанта

  1. Способ восприятия текста. Слуховой или зрительно-слуховой.
  2. По назначению:
    • обучающие;
    • контрольно-обучающие ( комбинированные);
    • контрольные.
  3. По времени предупреждения ошибочных написаний:
    • предупредительные;
    • объяснительные: а) без указания «сомнительных» написаний; б) с указанием сомнительных написаний.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?