Исследовательская деятельность при изучении химии

SubbotinaEG@yandex.ru

Деятельность школы должна быть направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Одним из результатов изучения химии должно быть использование учащимися различных методов изучения веществ: наблюдение за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов. Добиться этого можно, используя деятельность исследовательского характера в процессе обучения, формируя у учащихся умения самостоятельно проводить эксперимент. Учитель создает ситуации, которые вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность. Эффективных результатов можно добиться только при целенаправленной систематической работе как на разных этапах , так и в ходе изучения отдельных тем. Итогом исследовательской деятельности учащихся может быть индивидуальная исследовательская работа отдельных учащихся или группы по интересующей их теме.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Изучение химии вносит большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования. Оно формирует систему химических знаний как компонента естественно-научной картины мира, вырабатывает понимание общественной потребности в развитии химии и отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Согласно «Стандартам второго поколения» деятельность школы должна быть направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Учащиеся должны использовать умения и навыки различных видов деятельности, применять основные методы познания для изучения различных сторон окружающей действительности, уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации, определять цели и задачи деятельности, использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Добиться усвоения знаний можно, как известно, разными способами. Обычно учитель сам предпочитает изложить новый материал, особенно на уроках, во время которых планируется довести до сведения учащихся большой объем информации. Но чтобы ученики овладели навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умели анализировать и планировать экологически безопасное поведение, приобрели опыт использования различных методов изучения веществ необходимо вовлекать их в исследовательскую деятельность, где они будут самостоятельно решать встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминать и осознавать изучаемое.

Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся будут тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Для этого не только нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, но и обучать всем приемам проведения самостоятельного исследования.
Остановимся на методических вопросах, касающихся особенностей самостоятельной деятельности исследовательского характера и выясним, каковы признаки и структура ученического исследования.
Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии. Овладевают умениями самостоятельно добывать знания.

Исследовательские умения – это система интеллектуальных, практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования. Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, их обобщения и с целью приобретения учащимися умений применять знания.

При создании системы исследовательских заданий необходимо учитывать характер учебного материала, метод проведения, объем и круг вопросов программы. При выполнении исследовательского задания учащиеся знакомятся с содержанием задания, формулируют цель деятельности, прогнозируют направления выполнения заданий, выбирают методы исследования, проводят исследования и оценивают результаты в соответствии с поставленными целями.

Учитель создает ситуации, при которых учащимся либо необходимо выбрать определенный путь решения из предложенных вариантов, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, либо осознать необходимость в систематизации и обобщении знаний или нахождении закономерности для объяснения нового факта, явления, процесса. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность. В учебный процесс как бы вводятся элементы научного исследования: учащиеся пользуются методом проведения теоретического анализа, выдвигают гипотезу и используют метод экспериментальной ее проверки.
Привлечение учащимися необходимых знаний для решения проблемы, содержащейся в исследовательском задании, - сложное учебное умение. Этому нужно специально обучать. Для обучения учащихся умениям исследовательской деятельности можно применять различные методические приемы, особое внимание следует обратить на выработку у учащихся умений строить логическую цепь рассуждений.
Химический эксперимент должен служить выработке у учащихся исследовательских умений, обеспечивать самоконтроль рассуждений и служить доказательством правильности предположений.

Для формирования у школьников умений самостоятельно проводить исследование большую роль играет демонстрационный эксперимент. Чтобы направлять и активизировать мыслительную деятельность учащихся, учитель продумывает вопросы для беседы при обсуждении опытов, при их подготовке и в процессе наблюдения.

С целью формирования и развития у школьников умений систематизировать изучаемый материал учителя применяют такие приемы, которые позволяют учащимся сочетать умение рассуждать с умением выражать систематизированный материал в виде схем, таблиц, графиков. Начиная с первых уроков в 8 классе необходимо давать специальные задания для обучения школьников умению составлять таблицы, так как это умение понадобиться при составлении планов и отчетов в виде таблиц.

Для проведения исследования необходимо обладать исследовательскими умениями. Одни учащиеся умеют только выполнять единичные операции исследования, такие как наблюдение, сравнение и т.д., другие умеют сочетать эти умения, а третьи отличаются комплексным использованием различных умений: умением видеть проблему, строить гипотезу, составлять план исследования и т.д.

Кроме названных умений, готовность школьников к проведению исследования характеризуется еще такими показателями как степень самостоятельности, характер действий и выводов, привлечением знаний.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую работу составляют: проблемное проведение уроков, проведение лабораторно-практических занятий исследовательским методом, система домашних заданий с элементами творческого исследования, тренировочные упражнения по отработке отдельных умений. Во всех случаях учащиеся выполняют определенные исследовательские задания.

В процессе обучения необходимо постепенно усложнять исследовательскую деятельность учащихся и увеличивать долю их самостоятельности в выполнении задания в такой последовательности: сначала проведение простейших опытов и соответствующих рассуждений под непосредственным руководством учителя с использованием единичных понятий темы; затем выполнение несложных исследований по плану, предложенному учителем, с привлечением знаний темы; наконец, самостоятельное планирование и выполнение исследовательских заданий, в которых используются знания из разных тем курса. Таким путем у учащихся будут формироваться умения все более высокого уровня и в результате возможно выполнение индивидуальной исследовательской работы по теме, интересующей ученика.

Разумеется, не всякое содержание учебного материала можно и нужно оформлять как исследовательские задания. Для проведения исследования необходимо тщательно отбирать учебный материал. Особенно эффективно можно проводить исследование при изучении свойств простых веществ и их соединений и при совершенствовании знаний и умений на уроках заключительного обобщения знаний.

Исследовательская самостоятельная работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако трата времени на развитие исследовательских умений впоследствии компенсируется тем, что учащиеся будут быстро и правильно выполнять работы, потому что повыситься осознанность и прочность их знаний, появится устойчивый интерес к предмету. К такому выводу приходят все учителя, систематически организующие самостоятельную исследовательскую работу на уроках.

Литература
1.Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. Москва «Просвещение»2010
2.Обухов А.С. «Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения» Народное образование №10, 1999.
3.Громыко Ю.В. «Исследование и проектирование в образовании» Школьные технологии №2, 2005.
4.Тяглова Е.В. «Исследовательская деятельность учащихся по химии».Издательство Глобус 2007

Субботина Елена Григорьевна, МАОУ «Гимназия №1», учитель химии , Пермский край, г. Пермь



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: