Повышение эффективности технологической подготовки обучающихся

menovshikov54@mail.ru

Сущность опыта учителя технологии заключается в построении целостной системы технологической подготовки обучающихся 5–11 классов на основе включения их в проектную деятельность. Новизна опыта представлена расширением образовательного поля для проектной деятельности, усилением личного интереса школьников к проектам, включением обучающихся в коллективную проектную деятельность в соответствии с системой профессионального разделения труда, соединением проектной деятельности с производительным трудом.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Повышение эффективности технологической подготовки обучающихся
на основе метода проектов


Теоретическая интерпретация опыта
Современные социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Современный молодой человек должен быть способным проявлять творческую инициативу и предприимчивость, уметь развивать и реализовывать свои индивидуальные данные, адекватно воспринимать действительность, уметь быстро ориентироваться в окружающем мире.

Традиционная система образования была направлена на формирование личности, обладающей определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для трудовой деятельности в условиях плановой экономики, что имело успех в определенный исторический период развития общества.

Таким образом, возникает несоответствие утвердившихся подходов к образованию его целям на современном этапе развития общества. В устранении этого противоречия особое место отводится образовательной области «Технология», главной целью которой является «подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики» [12, с. 5]. Для осуществления технологической подготовки школьников возникает проблема недостаточной эффективности методов и приемов, традиционно используемых в обучении, которая выражается в том, что как в урочной, так и во внеурочной деятельности дети затрудняются самостоятельно спланировать и творчески выполнить учебное задание, изготовить или отремонтировать полезный объект труда. Одним из действенных способов решения обозначенной проблемы становится метод проектов.

Сущность опыта по данной проблеме заключается в построении целостной системы работы учителя технологии, основанной на включении школьников в проектную деятельность.
Новизна опыта представлена:

  • расширением образовательного поля для проектной деятельности во внеурочной работе;
  • усилением личного интереса школьников к проектам, направленным на решение общественно значимых проблем в реальной жизни;
  • включением обучающихся в коллективную проектную деятельность в соответствии с системой профессионального разделения труда.
  • «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества» [9, с. 5].

Научной основой метода проектов принято считать идеи американского философа и педагога Д. Дьюи и его ученика и последователя В. Килпатрика, предложивших строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. В нашей стране в начале 20 века группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации [6]. «Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания» [9, с. 5].

Проектная учебная деятельность связана с выявлением и удовлетворением потребностей обучающихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются обучающимися и реализуются ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при консультации учителя.

Результативность опыта заключается:

  • в повышении качества обученности;
  • в устойчивой динамике роста достижений школьников в конкурсах разного уровня;
  • в повышении личностной и социальной значимости практической деятельности обучающихся.

Метод проектов позволяет расширить обозначенные в программе направления творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности своего региона. Однако, «проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система» [12, с. 238]. Обучение на основе метода проектов позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, в то же время, усложняя задачи, стоящие перед ним.

Предложенная система технологической подготовки обучающихся на основе метода проектов мотивирует их на получение знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работ, значимых для личности, семьи, школы, общества, на участие в конкретной деятельности с целью получения продукта труда заданного качества. Такой подход развивает творчество личности, ее способность самостоятельно решать практические задачи, приобретать необходимые знания и умения, применять их в новой ситуации.

Условия включения обучающихся в проектную деятельность
В научно-методической литературе подробно описаны условия, при которых возможно применение метода проектов в учебном процессе, поэтому автор не ставит задачи еще раз сосредоточивать на них внимание. Остановимся лишь на тех, которые имеют наиболее важную роль в мотивации школьников на проектную деятельность в представленном опыте.

На первый план выдвигается личная заинтересованность ученика в конечном продукте своего проекта. С этой целью на подготовительном этапе проектирования учитель в ходе беседы с обучающимися устанавливает их запросы, потребности на ближайшую перспективу. Выясняется, что одним детям необходимо сделать подарок родному или близкому человеку, другим требуется приобрести для себя очень полезную вещь, кто-то мечтает внести изменения в интерьер своей комнаты или планирует изготовить нужный предмет. Учитель подводит детей к мысли, что им по силам решение своей небольшой, но очень важной «проблемы».

Оказывается, что вполне реально сделать в качестве подарка красивую шкатулку, рамку для фотографии, набор из различных предметов кухонной утвари, игрушку, настольный письменный прибор и т. д. Для покупки давно запланированной вещи потребуются деньги, их можно заработать, проявив предприимчивость. В этом случае достаточно выявить потребности своих знакомых в несложных предметах быта. Многие из них захотят купить для дома или дачи недорогой, но оригинальный журнальный столик, подставку для цветов, табурет, книжную полку и другие полезные изделия. А как приятно сделать в свою комнату удобный и надежный настенный светильник, необходимость которого давно требуют условия учебы.

Беседа проходит в непринужденной обстановке. Постепенно дети подходят к осмыслению цели предстоящей важной для них творческой работы - проекта. Этапы выполнения проекта соответствуют технологии проектной деятельности: выявление «проблемы», установление цели, планирование деятельности, выполнение ее, оценка результатов и «презентация» [7]. Учитель строит свою работу с детьми так, чтобы они сами определили содержание и последовательность этапов.

С каждым обучающимся уточняется и формулируется тема проекта, ее актуальность и значимость для него. Дети 5-7 классов выполняют индивидуальные проекты, включающие изготовление несложных предметов быта, различных игрушек. Обучающиеся старших классов могут объединяться в группы в зависимости от цели и сложности проекта. Учитель всегда держит в центре внимания личный интерес ученика к проекту, при необходимости, «подогревает» его. При такой постановке вопроса закладывается фундамент успешности предстоящей совместной работы.

С самого начала работы над проектом учитель выступает в роли консультанта, проявляя при этом уважение и восхищение каждым новым «шагом» своего воспитанника, подчеркивая оригинальность и нестандартность его мысли. Учитель как бы провоцирует ученика на раскрытие индивидуальных возможностей и генерирование идей. Из каждого ошибочного «шага» извлекаются положительные уроки. Роль учителя как консультанта придает уверенность ученику в проекте, побуждает его к исследовательской работе, переходящей в творческую деятельность.

Искусство педагога заключается в знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. В процессе проектной деятельности учитель помогает ребенку самостоятельно добывать знания, необходимость в которых становится для него очевидной. За специальной информацией по интересующему вопросу дети обращаются к учителям, родителям, друзьям, специалистам в данной области, находят сведения в сети Интернет, изучают справочную литературу.

Требования к учебным проектам
Выполняя проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Многие школьники, особенно начинающие проектную деятельность, испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель создает «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности обучающихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением, а также, проводит разъяснительную работу о цели и содержании каждого проекта.

Темы учебных проектов охватывают весь круг вопросов школьной программы по технологии, актуальны для практической жизни и требуют привлечения знаний обучающихся из разных областей. На основе анализа проблемы, которая является исходной точкой проектной деятельности, дети приходят к выводу о необходимости учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна. Названные требования с учетом возрастных и личностных интересов обучающихся активизируют их самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.

Нередко дети склонны к завышению своих возможностей, могут выбрать слишком сложный объект для проектирования. В этом случае учитель помогает им скорректировать тему проектного задания. Работа по выполнению практической части проекта строится с опорой на максимальное использование имеющегося материально-технического оснащения. Чем больше механизированного труда, тем интереснее и увлекательнее для ребенка процесс проектной деятельности. С этой целью наряду со станочным оборудованием используется множество приспособлений, помогающих детям более качественно выполнить проект.

Основные требования к проектам представлены в виде схемы, которая размещена в учебной мастерской на стенде «Проект». Для успешного запуска проекта проводится подготовительный этап. В ходе него подробно обсуждаются все компоненты предстоящей работы. Обучающиеся мобилизуются на исследования по выбранной теме, которые побуждают их к приобретению новых знаний. Таким образом, проектная деятельность школьников строится с опорой на применение уже имеющихся знаний в определенной области и стимулирует их на самостоятельное учебное познание. Ценность этого процесса для субъективного опыта ребенка заключается в формировании умения анализировать, обобщать, делать выводы и принимать решения.
Некоторые обучающиеся испытывают трудности в оформлении документации к проекту. По этой причине у них может пропасть интерес ко всей проектной деятельности. В такой ситуации учитель акцентирует внимание детей на этап материализации проекта, где многие ученики показывают хорошие результаты.

Исполнительские проекты на уроках в 5-6 классах
Обучающиеся 5-6 классов имеют очень небольшой опыт по выполнению проектов, поэтому на данной ступеньке творческой деятельности учитель детально прорабатывает с ними каждый этап. Темы проектов выбираются с учетом желаний школьников порадовать своими результатами близких людей. Объектами деятельности могут быть предметы кухонной утвари, шкатулки, сувениры, игрушки. Образцы некоторых изделий демонстрируются учащимся, в ходе беседы анализируется план выполнения проекта, технология практических работ. Исследовательский этап включает в себя сбор информации по выбранной теме, систематизацию ее, отбор сведений, необходимых для проекта. Дети с увлечением рассказывают об этом на уроке: им интересны посещения в библиотеку, в краеведческий музей, встречи с компетентными людьми, совместная работа с родителями в сети Интернет. Документация к проекту оформляется красочно, выполняются рисунки, схемы с опорой на образцы из учебника, «банка проектов» учащихся.

В течение учебного года на подготовительных занятиях к проектной деятельности формируются базовые знания, умения и навыки, определенные общеобразовательной программой, которые находят отражение в проекте. На уроках подробно изучаются требования к изготовляемым изделиям, дети учатся оценивать свои результаты и результаты товарищей.

В виду недостаточных навыков для практической реализации проекта качество работ учащихся нередко далеко от желаемого, но опыт, который они приобретут для дальнейшей проектной деятельности, бесценен. Именно поэтому так важны исполнительские проекты на начальном этапе, когда у детей мал опыт для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своего мнения, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, проходя вместе с ними путь создания проекта.

Сведения, полученные в процессе исследовательской работы, анализа необходимых источников информации, обучающиеся учатся представлять в виде схем и таблиц. Это облегчает им оформление документации по проекту и ее использование на технологическом этапе.
Методика обучения на основе метода проектов не зависит от объекта деятельности. Каждый проект имеет основные элементы и этапы его реализации. Структура проектов чаще всего является линейной: потребность – проблема – исследования – первоначальные идеи – оценка идей – разработка лучшей идеи – планирование – изготовление – апробирование – оценка [10]. Такая последовательность проектной деятельности соблюдается на всех уровнях ее развития.

Конструктивные проекты на уроках в 7-8 классах
К седьмому классу дети уже имеют опыт проектной деятельности, поэтому на следующем этапе они способны, обсудив с учителем проблему, тему, план действий, самостоятельно выполнить проект. Приобретенные знания, умения и навыки являются фундаментом для предстоящей работы. Во время выполнения проекта учитель постоянно держит в поле зрения исследовательскую деятельность обучающихся, которая создает мотивацию на получение новых знаний.

Проекты выполняются индивидуально или в группах. Но и в групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Такая организация творческой деятельности обучающихся помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, который выполняет посильную для него работу. Все участники проекта убеждены в важности своего труда в общем деле, никто не чувствует себя на вторых ролях.

При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимного обучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Они осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая опыт практической деятельности.
Проблема, которую решают дети, берется из реальной жизни. Результаты проекта принимают общественную значимость, поэтому чувство важности и ответственности за дело, которое они выполняют, приобретает новое качество. Осознание того, что их труд востребован и будет оценен по достоинству, возвышает перед окружающими.
Покажем на примере процесс выполнения группового проекта в 8 классе. Тема проекта «Интерьер школы. Скамейки».

Этапы и содержание учебной проектной деятельности обучающихся

  1. Выявление проблемы и выбор темы проекта
    • Исследуют условия для отдыха детей в школе в перемены и во внеурочное время. Приходят к выводу, что в коридоры необходимо поставить скамейки, которые они могут изготовить. Формулируют тему проекта: «Интерьер школы. Скамейки».
  2. Оценка ресурсов для выполнения проекта
    • Анализируют свои интеллектуальные и практические возможности, состояние материально-технической базы учебной мастерской. Убеждаются, что скамейки им самим изготовить по силам. За необходимыми материалами можно обратиться в колхоз имени 50-летия СССР, где работают их родители. Есть уверенность, что просьба будет удовлетворена.
  3. Сбор информации об изделии
    • Разделяются на группы и находят необходимые сведения о скамейках в сельской библиотеке, в Интернете, в Доме культуры, у местных жителей, в столярном цехе колхоза. Во время посещения школ района изучают варианты скамеек.
  4. Разработка идеи оптимального варианта изделия
    • Анализируют представленные группами рисунки, фотографии, описания скамеек. Определяют требования к изделию. Скамейка должна быть прочной, надёжной и удобной в эксплуатации, срок её службы не менее десяти лет, рассчитана на четыре посадочных места. Дизайн изделия дополняет и украшает интерьер школы. Изготовляется скамейка из древесины с последующим лакированием. Выполняется эскиз изделия с учётом критериев, определяются основные размеры, указываются способы соединения деталей (шкантами и шпильками).
  5. Планирование изготовления изделия
    • Составляется план работы по организации дальнейших действий каждого участника проекта, распределяются обязанности с учётом способностей и возможностей учащихся (руководство проектом, заготовка материалов, оформление документации, разработка технологической карты и чертежей деталей, изготовление деталей, сборка и отделка изделия, подготовка к защите проекта).
  6. Экономическое обоснование проекта
    • Производятся экономические расчёты затрат на изготовление скамейки: стоимость материалов, электроэнергии, амортизационные отчисления, оплата труда, расходы на рекламу изделия. Анализируется экономическая выгода изготовления скамейки.
  7. Материализация проекта
    • Приступают к практической части, в процессе работы согласуют свои действия. В целях повышения качества изделия применяются специализация и механизация труда с элементами рационализаторства, по максимуму используется станочное оборудование. Происходит корректировка планируемых действий, первоначальной идеи.
  8. Испытание и оценка изделия
    • Скамейка испытывается на прочность, надёжность, удобство в эксплуатации. Изделие оценивается на соответствие запланированным требованиям. Указываются пути усовершенствования.
  9. Защита проекта
    • На урок приглашаются в качестве экспертов представители администрации школы, родительского комитета, специалисты колхоза имени 50-летия СССР, учителя, старшеклассники.
    • Обучающиеся выступают с защитой проекта в форме презентации. Представляется реклама на изделие «Скамейка».

В процессе выполнения проекта дети освоили всю технологическую цепочку изготовления скамейки, на практике применили знания, умения и навыки в области обработки конструкционных материалов, получили новые сведения о современном производстве. Они научились анализировать проблему и самостоятельно находить пути ее решения. Этот этап стал для них еще одной ступенькой на пути к творческим проектам, которые будут выполняться в старших классах.

Творческие проекты на уроках технологии в старших классах
Опыт проектной деятельности в 5-8 классах подготовил детей к выполнению проектов более высокого уровня. Старшеклассники уже сами выдвигают идею проекта, разрабатывают план действий и реализуют его, создавая реальный, качественный, обладающий новизной продукт. Такой проект можно охарактеризовать как творческий.

К выбору темы проектного задания они подходят более ответственно. На этом этапе обучающиеся выполняют социально-значимые проекты. Им интересна работа в группах, их увлекает масштабность задачи реализуемой в проекте. Дети хотят, чтобы результаты проектной деятельности, которой они занимаются, впечатляли окружающих. Поэтому у старшеклассников наиболее ярко выражено чувство гордости за свой проект.

В качестве примера можно привести групповой проект обучающихся 10 класса «Интерьер кабинета физики». Деревянные резные карнизы, оригинальные подставки под цветы, настенные рамки для портретов ученых-физиков, нестандартное оборудование ученических столов розетками для электропитания – все это плоды общего замысла и его претворения в жизнь. Важно отметить наличие у подростков на этом этапе проектной деятельности большого количества идей. А когда они находят отражение в проекте, значимость общего дела в глазах детей существенно поднимается.

Новые знания по обработке конструкционных материалов, в области электротехники, дизайна позволили подросткам в намеченные сроки и качественно выполнить весь технологический процесс оформления кабинета физики в соответствии с запланированными требованиями.
Учитель, выступая в роли консультанта, нередко становится старшим товарищем, что особенно приятно старшеклассникам. В такой ситуации они наиболее откровенны и доверительны, что дает возможность эффективнее решать задачи технологического образования.
Значимость проектной деятельности в технологической подготовке школьников существенно возрастает, когда их личная мотивация совпадает с интересами социума. Подросткам важно не только самоутвердиться, принести ощутимую пользу нуждающимся в их помощи, но и получить материальное вознаграждение за востребованный и высоко оцененный труд.

На протяжении многих лет обучающиеся выбирают в качестве объекта проектной деятельности макет русской избы. Проектируют и изготовляют его в соответствии с технологиями и традициями русского деревянного зодчества. Этот вид деятельности захватывающе увлекает детей, поэтому и результаты его впечатляющи. Подросткам нравится дарить построенный своими руками «Домик-избу» в детский сад села Юрово или города Грязовца, в школьный музей или учащимся младших классов на игровую площадку. Они убеждаются в огромной полезности и необходимости своего дела.

Трудно переоценить те знания, умения и навыки, тот жизненный опыт, полученные подростками в этом виде проектной деятельности, необходимые для формирования качеств хозяина сельского дома.
Нередко объектом очередного проекта старшеклассников становится предмет мебели: табурет, журнальный столик, необычная подставка под цветы, обеденный стол. Дети знают: изготовить такое изделие качественно – значит создать себе рекламу, а потому будет возможность заработать на заказах односельчан. В этом случае подростки на практике осваивают основы предпринимательства.
Часть средств, вырученных от продажи изделий, направляется учащимися на закупку материалов и инструментов для дальнейшей проектной деятельности, которой они занимаются и во внеурочное время.

Проектная деятельность в структуре предпрофильной подготовки
В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» указывается, что «основная функция курсов по выбору предпрофильной подготовки – ориентационная» [5, с.10]. Это означает, что ведущими задачами данного раздела обучения выступают ориентация, диагностика и самоопределение выпускников основной школы. Педагогическое обеспечение указанного процесса предполагает практико-ориентированную учебную деятельность, создающую условия идентификации, мотивации и образовательного развития, учащихся в соответствии с требованиями выбираемых профессий и специальностей.
Таким образом, для решения поставленной задачи представляется достаточно эффективным использование метода проектов в структуре предпрофильной подготовки обучающихся.

В школе создана система предпрофильной подготовки в 8-9 классах на основе учебной проектной деятельности, которая трансформируется в конкретные проекты обучающихся в сферах профессионально-трудовой деятельности по классификации Е.А. Климова.
По направлению «Человек-техника» выполнены проекты: «Школьное кафе», «За экологически чистый транспорт», «Беседка», «Детская горка», «Макет ветряной мельницы», «Макет колодца». Актуальность тематики, широта задач и продолжительность коллективной практической деятельности создают благоприятные условия для выявления интересов и возможностей обучающихся.
Для диагностики способностей обучаемых учитель целенаправленно повышает уровень требований к выполнению проектов и, соответственно, к содержанию необходимых знаний. Создание потребности в дополнительных знаниях для выполнения конкретных практических действий определяет сущность проектной деятельности школьников.

Таким образом, основные требования к организации учебной проектной деятельности в системе предпрофильной подготовки обучающихся конкретизируются в следующем виде:

  1. Направленность на выявление интересов и профессионально важных качеств обучающихся в процессе проектной деятельности.
  2. Актуальность целей проектной деятельности на основе интересов и потребностей обучающихся, ориентация на высокий уровень их достижений.
  3. Целостность и гармоничность структуры учебных проектов в системе областей социально-трудовой деятельности.
  4. Соответствие современному уровню науки и техники, этапу развития социально-экономического состояния общества.
  5. Обеспечение образовательного развития обучающихся.
  6. Разносторонний характер проектной деятельности с учетом многообразия целей и структуры профессионального разделения труда.
  7. Соответствие проектной деятельности возрастным и образовательным возможностям обучающихся, ресурсному обеспечению.
  8. Взаимосвязь проектной деятельности обучающихся и социума.

Покажем, как была организована деятельность школьников в проекте «За экологически чистый транспорт». Проект направлен на исследование и выявление условий защиты окружающей среды при эксплуатации автомобильного транспорта. Его выполнение предусматривало связь с такими предметами, как физика, химия, математика, биология, черчение. Сформировавшаяся группа начала свою работу с распределения ролей с учетом интересов, возможностей, способностей учащихся и результатов диагностики. Определились организаторы, конструкторы, исполнители, дизайнеры и другие специалисты. Ввиду повышенной сложности и большой трудоемкости проекта каждый его участник был загружен по максимуму. В результате исследования проблемы была сформулирована цель проекта.

Своей работой дети хотят привлечь внимание специалистов в области автомобилестроения на замену двигателей внутреннего сгорания электродвигателями. Они считают, что решение этой проблемы слишком затягивается. На основе современных разработок по созданию электроемких аккумуляторов и сверхпроводящих материалов на начальном этапе можно оборудовать электрическими двигателями городской легковой транспорт. Это значительно снизит содержание углекислого газа в окружающей среде. Как некий прообраз претворения исследуемой идеи обучающиеся спроектировали и изготовили модели легковых автомобилей с микроэлектродвигателями и многофункциональную электрифицированную автотрассу.

В процессе выполнения проекта дети посетили ряд предметных курсов, которые помогли им осуществить задуманную идею. Обучающиеся узнали много нового в области электротехники, о защите окружающей среды, о современных высокопрочных конструкционных материалах, научились выполнять чертежи развертки кузова автомобиля, применили ранее полученные знания, умения и навыки на практике. Им интересно было познакомиться с особенностями профессий, связанных с обработкой металла, наладкой и обслуживанием механизмов, со сборкой и монтажом электрооборудования, с управлением транспортными средствами.

На заключительном занятии по предпрофильной подготовке обучающиеся выступили с защитой проекта в форме презентации. Через два месяца они представили свою работу на областную выставку «Природа и мы» в рамках межрегиональной ярмарки «Российские губернаторы в глубинке», где в номинации «Детские объединения» заняли первое место.

После окончания основной школы все участники проекта выбрали учебное заведение для получения профессии из сферы «Человек-техника» или продолжили обучение в 10 классе.

Творческие проекты с элементами рационализаторства и изобретательства во внеурочной деятельности
Внеклассная работа по техническому творчеству всегда привлекала детей. Многие мальчишки с ранних лет любят конструировать, мастерить или просто разбирать и собирать различные технические изделия.
На протяжении многих лет в школе работает кружок «Сделай сам», который имеет два направления: техническое творчество и художественное конструирование. Становление большей части подростков связано с их активной деятельностью в этом объединении.

На занятиях кружка многие дети увлекаются проектной деятельностью. Здесь им предоставляется возможность расширить рамки выполняемых проектов и углубиться в атмосферу изобретательства и рационализаторства. Практические занятия связаны с изучением и освоением всех этапов создания нового объекта техники или декоративного изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в материале. Темы проектов выбираются индивидуально для каждого школьника. Они охватывают широкий спектр вопросов: совершенствование старых и разработка новых предметов быта, оборудования и приспособлений учебной мастерской, создание целевых технологических изделий. В течение учебного года дети выполняют, в основном, по два проекта.

Все изделия представляются на школьную выставку, с лучшими проектами школьники выступают на районном и областном конкурсах, где занимают призовые места. Многие устройства, выполненные обучающимися в ходе проектной деятельности, эксплуатируются в дальнейшем в учебном процессе всеми школьниками. Это особенно приятно их авторам.

В этом отношении характерен пример творческого проекта «Шканторез», который был выполнен обучающимся 8 класса. Проанализируем всю цепочку исследовательской и практической деятельности подростка.
На уроках трудового обучения и на занятиях кружка дети часто изготовляют несложную мебель для дома, детали которой соединяются между собой круглыми шипами – шкантами. На основе наблюдений мальчик приходит к выводу, что процесс изготовления их очень трудоемкий и имеет на выходе продукт низкого качества. Далее формулируется проблема получения круглых шипов заданного размера. Подросток ставит перед собой цель: спроектировать и изготовить устройство для нарезания шкантов.

Исследуется несколько вариантов способов получения круглых шипов. Выбирается самый рациональный и приемлемый: шканты должны нарезаться из отходов прямослойной древесины с помощью стальной калиброванной трубки. Теперь мальчик решает задачу разработки механизма рычажного типа для выполнения задуманной технологии. После зарисовки нескольких эскизов проектируемого устройства он изготовляет пробный вариант механизма из обрезков тонколистового металла. Результаты удовлетворяют разработчика. Теперь выполняются чертежи на изделие, составляется технологическая карта. После четко продуманного плана действий практическая часть не занимает много времени. И вот он миг удачи: при испытании изделия нарезается первый шкант, процесс длится около секунды.

Далее проводятся испытания устройства с последующей доработкой и подгонкой деталей. Обучающийся оформляет внешний вид изделия в соответствии с требованиями современного дизайна.
Экономический эффект от изобретения очевиден:

  • высокая производительность труда с использованием устройства;
  • изготовление круглых шипов – шкантов строго заданного размера;
  • безопасность и простота при эксплуатации;
  • низкая себестоимость конечного продукта за счет использования отходов.

При оценке изделия мальчик отмечает пути усовершенствования своего изобретения: надо продумать конструкцию ножа из более качественной стали, которая не требует частой заточки.

Выступая на областном конкурсе юных рационализаторов и изобретателей с проектом «Шканторез», обучающийся занял первое место. Он доволен результатами своего труда и практическим применением сконструированного устройства.

За последние годы кружковцы спроектировали и изготовили много полезных объектов различного назначения и предложили нестандартные технологические операции по обработке конструкционных материалов: универсальное перовое сверло, приспособление для вязки голиков, токосъемник для трассовых моделей, устройство для калибровки круглых шипов, универсальная струбцина, способ установки шпильки в ножке стола и другие. Все они используются школьниками для изготовления качественных изделий в процессе учебной деятельности.
Включение метода проектов во внеклассную работу дает возможность полнее раскрыть и реализовать творческие способности детей, побуждая их к самостоятельной исследовательской деятельности, направленной на создание рациональных и эффективных технических объектов и технологий. В результате открывается ещё одно направление повышения эффективности технологической подготовки обучающихся.

Производительный труд обучающихся в летних трудовых объединениях на основе проектной деятельности
Ежегодно в школе на период летних каникул создается трудовая бригада из числа обучающихся 8-10 классов. Подростки принимают участие в производительном труде, который организуется совместно с «Центром занятости населения Грязовецкого муниципального района». Непосредственное руководство бригадой осуществляет учитель технологии. Участие в общественно значимых практических делах позволяет расширить направления технологической подготовки школьников.

Организация производительного труда обучающихся строится на основе включения их в проектную деятельность. Покажем, как была организована работа бригады летом 2010 года.

Поисковый этап проекта включает обсуждение проблемы с учителем и сверстниками, формулировку задачи, установление цели. На собрании бригады принимается решение выполнить косметический ремонт школьного здания. Ввиду особой значимости объекта проектной деятельности учитель осуществляет контроль всей дальнейшей работы.
На конструкторском этапе выполняется детальное обследование здания школы, составляется перечень ремонтных работ, оформляется заявка на строительные материалы. Проводятся занятия по изучению технологии ремонтно-строительных работ и правил техники безопасности во время их производства. Заключается договор с «Центром занятости Грязовецкого муниципального района» на производство и оплату планируемых работ, составляется график их выполнения. На собрании принимаются нормы выработки на одного обучающегося для начисления заработной платы. Разрабатываются технологические карты на производство ремонтно-строительных работ.

Технологический этап в этом проекте самый ответственный, так как исключается возможность допущения ошибки.
Обучающиеся распределяются по звеньям, руководствуясь своими способностями и практическими навыками. Происходит специализация труда в проекте. Осуществляется подготовка необходимого инструмента для производства работ. Согласно графику выполняется весь технологический цикл ремонта здания школы. Учитель постоянно обращает внимание обучающихся на соблюдение правил безопасности труда и качество выполняемых работ. Важно отметить, что процесс практического воплощения выдвинутой идеи в реальные дела всегда увлекает подростков.

На заключительном этапе осуществляется самоанализ и самооценка результатов проектирования, их обсуждение. Проводится подготовка объекта к сдаче комиссии. Подводятся итоги трудового участия каждого работника.

После приемки выполненных работ на собрании бригады с участием администрации школы, родителей, представителей общественности и «Центра занятости населения Грязовецкого муниципального района» подводятся общие итоги участия детей в коллективном проекте. Обучающиеся представляют результаты своего труда в сценической форме. Все участники проекта поощряются, они испытывают чувство гордости и огромной радости за свой вклад в подготовку школы к новому учебному году.

В ходе проектной деятельности обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Они осознают, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Результативность
Применение метода проектов способствует повышению эффективности технологической подготовки обучающихся. Подтверждением этого являются результаты работы учителя:

  • повышение качества обученности обучающихся;
  • положительная динамика достижений обучающихся в конкурсах различного уровня;
  • устойчивый интерес школьников к технологической подготовке;
  • применение субъективного опыта обучающимися в производительном труде;
  • выполнение коллективных проектов общественной значимости.

Оценивая результативность применения метода проектов в технологической подготовке школьников необходимо отметить, что он стал центральным методом обучения технологии в школе, эффективно способствующим развитию интеллектуальных способностей обучающихся, позволяющих овладеть последовательностью действий, гарантирующих получение запланированного результата в предметно-преобразовательной деятельности на основе использования знаний и умений из основ различных наук. Такой подход к технологическому образованию помогает выпускникам школы осознанно подойти к жизненному и профессиональному самоопределению, легко адаптироваться к современным социально-экономическим условиям.

Список литературы
1. Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе: Книга для учителя. – М.: Риц «Альфа» МГОПУ, 2000. – 240 с.
2. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. – 126 с.
3. Карачев А.А. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж. Дьюи // Школа и производство. – 2008. – № 2. – С. 3-7.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.
5. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. – 1999. - № 1. - С. 3-9.
6. Лушников И.Д. Теоретические и жизненные истоки метода проектов // Источник. – 2008. – март. – С. 32-35.
7. Лушников И.Д. Технология проектной деятельности // Источник. – 2008. – июнь. – С. 40.
8. Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. – 100с.
9. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. – М., 2002. – 32 с.
10. Серебренников Л.Н. Технологическая подготовка школьников. Учебное пособие. – Ярославль: Издательство «Ремдер», 2004. – 313 с.
11. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
12. Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл. 5-11 кл.: Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: