Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

raewka11@bk.ru

В аналитической справке представлен опыт учителя по созданию условий для обретения обучающимися позитивного социального опыта через реализацию программы воспитания, организацию самоуправления в классе, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках краеведческого подхода, через проектную деятельность социальной направленности, а также путем развития волонтерского движения, проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и др.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование в России претерпевает кардинальные изменения. В своём Послании Федеральному собранию Президент Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение образовательного процесса на основах гуманистической педагогики. Поэтому в основу работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта положена Программа «Организация гуманистического воспитательного пространства класса», главной целью которой является формирование конкурентоспособной, социально адаптированной к окружающему миру, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, гражданскими, духовно-нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Программа рассчитана на 4 года (с 8 по 11клас). Сейчас идет III этап (10класс) ее реализации.

Достижение поставленной цели ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

  • «Я и коллектив» - организация совместной деятельности обучающихся, формирование навыков и умений жить в коллективе, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения.
  • «Я и социум» - формирование у обучающихся правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности, осуществление шефской помощи ветеранам войны.
  • «Я – гражданин России» - воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков, реализация краеведческого подхода к воспитанию.
  • «Я и моя семья»- воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей.
  • «Я и природа» - формирование экологического сознания, единства человека и природы, ценностного отношения к природе.
  • «Я и моё здоровье» - формирование здорового образа жизни.
  • «Я и творчество» - художественно - эстетическое воспитание, развитие творческих способностей.

Успешность реализации обозначенных направлений во многом зависит от умело поставленного ученического самоуправления. В классе определена структура самоуправления. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый мэром класса. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Все учащиеся в обязательном порядке имеют поручение.

Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Развитие самоуправления может быть эффективным, если учителем и всей образовательной средой создаются условия для развития взаимопомощи в детском коллективе.

Наглядным результатом работы педагога являются показатели развития детского коллектива:

  1.  Мобильность при выполнении коллективных дел - 89%
  2.  Готовность придти на помощь - 96%
  3.  Мажорное мироощущение - 100%
  4.  Ответственность за коллективное дело -98%
  5.  Самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей - 79%
  6.  Трудовые навыки коллектива - 82% (по методике Капустиной)

Деятельное участие обучающихся в самоуправлении в рамках лицея выражается в принятии решений на уровне Совета старшеклассников, организации мероприятий: День самоуправления, День детства, День родной школы, месячники спортивно-оздоровительной и военно-патриотической работы, субботники и др. Ученица 10а класса избрана председателем Совета старшеклассников, еще одна ученица является заместителем председателя Детской общественной Правовой Палаты лицея. Четверо обучаются в Школе Лидера при лицее. Пятеро участвуют в работе лицейского клуба «Поиск». Ребята из класса являются активистами Совета лицейского музея: пополняют стенды новыми материалами, проводят в его стенах экскурсии, способствующие воспитанию у ребят гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своего лицея, города, страны.

Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельности, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др. Многие учащиеся класса являются участниками волонтерского движения в г. Оренбурге. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Неделя добрых дел». В рамках реализации направления «Я и социум» ежегодно в классе проводятся акции: «Ветеран живет рядом», «Помоги ребёнку», «Дети-детям» (сбор книг, игрушек для детского приюта), «Радужная неделя добра» и др.

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся.

В честь 65-летия Великой Победы в классе был проведен конкурс на лучший проект «Моя семья – частичка Победы». Проект-победитель был представлен на городскую конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, где занял I место. С этим же проектом автор проекта принял участие в XVIII юношеских чтениях имени В.И.Вернадского при Российской академии наук (2009г), получив Грамоту за II место. Ученик 10а класса за отличную учебу, активное участие в различных городских социальных проектах стал победителем муниципального конкурса «Ученик года - 2011».

Стало традицией возложение цветов 15 февраля к памятнику воинам-интернационалистам в сквере на ул. Салмышской г. Оренбурга.
Направление программы «Я – гражданин России» реализуется и через краеведческий подход. Учащиеся класса ведут исследовательскую деятельность, создают проекты. Такие исследовательские проекты как «Аксакову С.Т – 220 лет», «Мультимедийная экскурсия по Оренбуржью» и другие получили высокую оценку родителей, общественности, коллег.
В результате такой деятельности, учащиеся не только обогащаются опытом, но и реализуют себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир, приобретает качества гражданина своей страны, воспитывая в себе патриотические чувства.

Частью гражданско-патриотического воспитания является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью. В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении: классные часы, конкурсы рисунков, праздники, катание на коньках, совместные с родителями спортивные праздники.

Учащиеся ухаживают за многочисленными зелеными насаждениями в кабинетах и рекреациях лицея. В 2010 году учащимися класса началась реализация социального проекта «Посади березку у окна» (ежегодно 30 учеников каждую весну вместе с родителями высаживают во дворах своего микрорайона не менее одной березки), украшая тем самым город, делая его чище, улучшая окружающую среду. Учащиеся класса - участники ежегодного конкурса в лицее на лучший проект создания цветочных клумб в школьном дворе.

Приобретение социального опыта обучающимися происходит и в результате взаимодействия с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума. С благодарностью дети отзываются о встречах с депутатом Городского совета Кузнецове Александре Николаевиче, который по их просьбе помог обустроить зимний корт в микрорайоне, приобрести волейбольные мячи и спортивную форму для проведения соревнований в микрорайоне на спортивной площадке лицея.

Требования к современному качеству образования, изложенные в основополагающих и регламентирующих документах в сфере образования, в том числе в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, нацеливают нас на то, что в с современных условиях приоритетным должен компетентностный подход, которого мы придерживаемся в своей работе.

Об эффективности данного подхода к созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта свидетельствуют данные мониторинга: у обучающихся растет уровень сформированности социальной компетентности, поликультурной, компетентности личностного совершенствования.

Кузнецова Н.В., учитель географии высшей квалификационной категории лицея №5 г. Оренбурга 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: