Использование проектной деятельности на уроках английского языка

darzhigitova@mail.ru

Всякий новый век, давал нам новые знания, дает нам новые глаза. Г. Гейне Слова Гейне точно подчеркивают систему образования сегодня. Стандарты нового поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС) можно назвать «новыми глазами» образования.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми.

Сегодня в центре внимания находится учащийся, его личность, его внутренний мир. Перед педагогами стоит нелегкая задача в выборе методов и форм организаций учебной деятельности, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, где основной акцент направлен на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.

Базисный план НПО предусматривает освоение учащимися профессиональными и общими компетенциями. Одним из актуальных и востребованных методов, обеспечивающих раскрытие вышеперечисленных компетенций, личностно-ориентированное коммуникативное направление, является проектная деятельность.
Цель метода проекта – развитие активного самостоятельного мышления, применение приобретенных знаний на практике, которая дает нам, преподавателям, возможность включить учащихся в реальное общение, которое опирается на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты совместного труда.

Я преподаю английский язык в Профессиональном лицее, где учащиеся приобретают такие специальности, как: «Мастер сельскохозяйственного производства», «Мастер по ТО и ремонту МТП», «Автомеханик» и др. Учащиеся НПО в основном приходят со школ со слабыми знаниями в области иностранных языков. Отсутствие интереса, большие пробелы в знаниях за основной курс обучения школьной программы приводят к проблемам на уроках иностранного языка будущих специалистов. Тогда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка.

Практика показывает, что наиболее интересными, познавательными увлекательными являются уроки страноведения. Стимулом вполне становится проектные работы в этом направлении, где учащиеся имеют возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Проектная деятельность позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый учащийся вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Учащиеся сами определяют, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Темы выбираются самые интересные. В данной работе очень важна роль преподавателя, который все тщательно продумывает, разрабатывает, просчитывает, четко определяет учебные задачи, оказывает помощь учащимся, не предлагая готовых решений.

При подготовке проекта каждый учащийся должен быть задействован и четко понимать, какое задание ему предстоит выполнить. В своей работе я больше опираюсь на сотрудничество, где общий успех зависит от вклада каждого. Стараюсь, чтобы в каждой творческой группе был сильный, средний и слабые ученики, а также учитываю психологическую совместимость учащихся.

На первом этапе я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений. Учащиеся знакомятся с активной лексикой и грамматическим материалом, отрабатывают грамматические упражнения, такие как «усомнитесь в правильности данных высказываний, опровергните высказывания и дополните их, образуй нужную форму глагола, переведи с русского на английский, составь предложение» и т.д.

Второй этап подготовительный, обеспечивает языковые и речевые умения. Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Здесь они готовятся к рассказу по изучаемой теме. На этом этапе учащиеся определяют вид презентационных проектов: деловая игра, доклады, интервью, диалоги различных персонажей, соревнования, демонстрация продукта и т.д. На третьем этапе учащиеся защищают свои проекты.

В 1 полугодии я проводила с учащимися 1 курса 15 группы проект «Моя профессия в прошлом, настоящем и будущем».
Основополагающий вопрос: «Нужны ли слесари России?».
Цель проекта – формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, работы с информацией, на развитие умений увидеть проблему, наметить пути ее решения, формирование работать в команде, а также привлечение внимание учащихся к выбранной профессии.

Первая группа представила свой проект с проблемным вопросом «Откуда катится колесо?» в виде доклада, который сопровождался презентацией. Учащиеся рассказали об истории профессии, ее развитии.
Вторая группа подготовила проект на тему: «Я сделал свой выбор, а ты?» сценическую композицию о приобретаемой профессии в профориентационном направлении с презентацией и видеофильмом.
Третья группа подошла творчески к проекту «Будущее за нами». Ребята сочинили текст песни о своей профессии, о лицее, о молодежи, выбрав самый популярный жанр в музыке среди молодежи – рэп. Также выступление сопровождалось небольшим фильмом о лицее.

Подготовка презентаций в программе Microsoft Office Power Point, фильмов Windows Movie Maker ребята выполняют в компьютерном кабинете, где преподаватель помогает учащимся оформить материал. На последнем этапе мы обсуждаем работы, называя преимущества и недостатки, что получилось, а где нужно поработать, достигнута ли цель, что нового узнали, в чем изменились, что понравилось т.д. Важным моментом является подведение итогов. В своей практике я выставляю оценки за проект в целом, за многоплановость его характера, уровня проявленного интереса, т.к. в эти работы вложено много усилий и старания. Оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Во 2 полугодии учащиеся гр. 13 Автомеханики защищали проект на тему: "Культурное наследие Великобритании", основополагающим вопросом является «Вклад выдающихся личностей Великобритании в развитие мировой науки и искусства». Над проектом работали 3 группы.

Каждая группа работала над своим вопросом:
Группа физиков работала над проблемным вопросом: 1. Какой вклад внесли Британские ученые в историю мировой физики?
Историко – географическая группа: 2.Что за страна, где до сих пор живут короли и королевы?
Группа музыкантов работала на вопросом: 3.Какую роль сыграли Британские рок группы в истории мирового рока?

Группа физиков подготовила доклад на 2 языках, презентацию с видеоматериалами, сценическую композицию. Историко-географическая группа подготовила презентацию, доклад на 2 языках, стихи методом синквейн. У музыкантов было задание подготовить презентацию с видеоклипами, сообщение на 2 языках, а также исполнение песни «Yesterday» на английском языке. Хочу заметить, что подобрать материал для докладов на иностранном языке не так-то просто, т.к. большую сложность представляет лексический материал на определенную тематику, очень часто работаем с техническими словарями.

Работа над проектами развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность, где они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом, выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать для тех или иных условий. Более того у учащихся формируются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, сотрудничество, умение находить компромисс с собеседником, повышается самооценка и интерес к изучаемому языку, что немало важно для будущего специалиста.

Подготовила преподаватель английского языка Даржигитова Э.Д.
 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: