Unruhige, 26.07.2012 3071 0

Реализация компетентностного подхода в современной школе: проблемы, поиски, решения


Концепция модернизации образования поставила перед школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих качество содержания образования.

Использование билингвального подхода при преподавании литературы в гуманитарной школе является одним из условий для развития творческой составляющей, языковой и коммуникативной компетентностей личности.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Специфика билингвального урока помогает учителю решить ряд задач:
  • создать высокий уровень мотивации на уроке;
  • использовать художественный текст (в том числе на языке оригинала) для развития творческих способностей учащихся;
  • формировать речевую и коммуникативную культуру школьников.
Присвоение гуманистических ценностей мира происходит на таком уроке через личный опыт учащегося. Какие формы работы позволяют достичь учителю высоких результатов? Совместное определение целей работы («Кто хочет достичь цели, должен знать ее»). Как научить учащихся ставить цели своей образовательной деятельности? Помочь ребенку представить результат своей деятельности на уроке в 6-ом классе позволяет создание ситуации выбора цели (выбрать всегда легче, чем создавать).

При изучении раздела «Баллада в западноевропейской и русской литературе» особое место занимает тема «Знакомство с творчеством И.В.Гете. Баллада «Король эрлов»». В ходе урока учащимся предлагаются на выбор следующие цели:
  • изучить материал учебника;
  • усвоить основные понятия;
  • научиться работать со словарем, анализировать и объяснять смысл важнейших понятий темы;
  • подготовить доклад (презентацию) по одной из тем: «И.В.Гете – величайший поэт Германии», «В.А.Жуковский – переводчик баллад И.В.Гете, «Художественный мир поэта» и т.д.;
  • выполнить самостоятельное исследование по теме: «Произведение И.В.Гете «Лесной царь» – баллада?» (докажите свою точку зрения, опираясь на текст автора и используя таблицу в тетради «Жанровые особенности баллады»;
  • создать собственный оригинальный текст, попытаться сохранить стихотворную строку, ритм и рифму.
Выбор цели деятельности позволяет дифференцировать выполнение того или иного задания, учитывая уровень сложности (так, выбор 1 цели, показывающей формальное отношение учащихся, было оценено на «3», а 5 и 6 – на «5»).
Из 22 учащихся 17 человек работали над созданием собственного текста. Приведем текст ученицы 6Б класса Карповой Дарьи «Король эрлов»:
-Кто скачет на лошади в холод такой?
-Это отец и сын молодой.
Отец крепко держит дитя свое,
Укутал его он очень тепло.

-Сын мой, что с тобой?
-Отец, ты не видишь, ведь царь здесь лесной
С короной огромной, с хвостом, со мной говорит.
-Сынок, не волнуйся, то облачка лик.

-Дитя дорогое, пойдем же со мной
В прекрасные игры сыграем с тобой,
Цветы и подарки тебе подарю,
Еще драгоценности преподнесу.

-Отец мой, услышь же скорей,
Что царь тихо шепчет мне вновь.
-Успокойся, сынок, - говорю я тебе, -
То ветер играет листвой.

-Пойдем же, милый малыш, ты со мной,
Мои дочери ждут уж тебя.
Моим дочерям покоряется Рейн,
Там поют и танцуют они.

-Отец мой, отец мой, не видишь ли ты
Дочерей царя в темноте?
-Сын мой, сын мой, я вижу вдали
Просто старые ивы стоят.

-Люблю я тебя, ты нравишься мне,
А сам не пойдешь, все равно заберу.
-Отец мой, отец мой, он схватил меня,
Он сделал мне больно, не отдай же меня.

Отец быстро мчится,
Ребенок хрипит.
И вот уже дом…
Но ребенок погиб.

Самостоятельно создавая текст, ребенок учится постигать тайны художественного мира поэта, находить единственное верное слово, работать с различными источниками информации, сопоставлять полученные тексты с вариантами переводов на русский язык, сочувствовать и сопереживать.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: