Краеведение - составляющий элемент исторического образования, духовного становления и патриотического воспитания школьников

vladigreb@yandex.ru

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед школой, учителем является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за Родину. Каждый человек с планеты Земля любит свою Родину, но у каждого из нас есть особое чувство к родному краю, селу, городу, где нам довелось родиться, расти, учиться, начать трудовую жизнь.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

К сожалению, в нашей стране очень многое доводится до абсурдных крайностей. В недавнее советское время все население, включая все возрастные группы, профессии, превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В новых условиях отказались не только от организованной воспитательной работы, от пионерского, комсомольского, профсоюзного и иного движения, но и вообще от какого-либо воспитания, что явилось еще одной дополнительной причиной всплеска преступности, создания различных профашистких организаций. (Макеев.2001, с.4.)

Во – первых, мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попытался показать как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подро-стков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.

Становление исторического краеведения
История краеведения берет свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками своих мест. Свои знания они передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняли преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Краеведение отчасти отразилось в летописях, которые стали использоваться властями. Однако становление исторического краеведения, неразрывно связанного с наукой, относится к эпохе преобразований начала 18 века. Указом Петра 1 от 13 февраля 1718 г. предписывалось «о всех любопытных народных краеведов докладывать царю и награждать их за поиск древностей в своем крае». В поисках, собирании и систематизации краеведческих материалов большую роль сыграли русские ученые.

К началу 18 века боярский сын города Тобольска С. У. Ремизов (1642-1720) составил «Историю Сибирскую», положив начало изучению отдельных краев (регионов) Российского государства. В 1737 г. историк В.Н. Татищев (1686-1750) впервые разослал анкету с целью сбора материалов для своей «Истории Российской». Эту практику продолжил М.В. Ломоносов (1711-1765) , который приступил к работе над «Ландкартой Российской». (Географическим атласом).

Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в школе принадлежит К.Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К.Д Ушинский в 1863 г. писал: « Легко себе представить, ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса…» (Ашурков.1980.С.6.)

Много сделали для изучения Сибири ссыльные революционеры-декабристы. А.А. Бестужев в «Отрывках из рассказов о Сибири» описал жизнь и быт сибирских народов и т.д. Начатое им дело успешно продолжили оказавшиеся в сибирской ссылке революционеры-народники. Сибирское отделение Русского географического общества с конца 60х г. 19 века широко привлекало их к изучению края. Много сделал для изучения Западной Сибири И.Л. Словцов, достойный вклад в сохранение и изучение прошлого Ямала внес И.С. Шимановский, проживавший в начале 20 века в г. Обдорске. Именно он помог организовать комплексную экспедицию Русского географического общества во главе с профессором Б. М. Жидковым.

В советское время с 1920/ 1921 учебного года, краеведение было включено в школьные программы, начинает издаваться журнал «Советское краеведение». (Выходил до 1936 г).
Однако в 30-ые годы краеведческое движение было фактически разогнано, закрыты многие музеи, утрачены музейные предметы. Только в 60-ые годы краеведение стало выходить из «подвалов». (Шмидт.2003.С.5.)

Сегодня краеведение- это авторитетное общественное движение. Проводятся конференции, съезды, в 1990 г. создан Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а так же специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пимановой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и других.

Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах, ведется работа по истории пионерских отрядов, комсомольских организаций, школ, колхозов и совхозов. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел.

Материалы школьного краеведческого музея на уроках истории
Школьный музей можно назвать «волшебной машиной времени» (Сейненский.1988. С.4.) В нем за короткое время, отведенное на урок или внеклассное задание, ученик может совершить путешествие в минувшее прошлое, сравнить события разного времени, заглянуть в будущее. Имеющиеся материалы по истории края и региона, позволяют учить детей не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах из жизни родных, односельчан, на событиях из жизни поселка.

Экспозиция нашего школьного историко-краеведческого музея позволяет наглядно показать это, связать материал с уроками истории. На сегодняшний день в музее сформировано несколько разделов, отражающих развитие региона с древности до наших дней. Например, школьные программы не дают учащимся серьезных знаний по археологии, однако логика школьного образования предполагает более углубленное знакомство детей с достижениями этой науки. Кроме того, необходимо также поощрять интерес ребят к исчезнувшим народам и тайнам прежних цивилизаций. Наконец, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям.

В разделе нашего музея «Археология Ямала» показана культура древнего народа «сихиртя», есть карта мест раскопок, которые были проведены в районе. Проводя уроки по истории Древнего мира, истории Отечества, показываю ученикам обломки керамики, каменные наконечники стрел, которые были найдены бывшим учеником школы Захаровым Александром, фотографии железного топора, используемый на охоте набор наконечников для стрел, копья. Этот раздел дополняется костями мамонта и фотографией мамонтенка «Маши», найденного в нашем районе. Сейчас это экспонат окружного музея.

Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как трудно жилось человеку рядом с огромными дикими животными - мамонтами. Эти предметы прекрасно дополняют параграфы учебника, свидетельствуют об эволюции и развитии орудий труда. Для более эмоционального восприятия темы предлагаю ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. После этого обязательно проводим обсуждение и даем оценку высказанным версиям.

Раздел «Ямал и Россия» демонстрирует жизнь полуострова до 1917 года. Появление русских в крае отмечается уже в XI веке. Отправка « охочих людей» на Камень зафиксирована в летописях XIУ-ХУ века. Русскими промысловиками и землепроходцами уже в то время были установлены достаточно прочные связи с краем и его жителями. По карте Ямальского волока прослеживаем, в каких тяжелых природных условиях шло освоение Обского севера, как развивалась торговля в крае.

Об исследователях Ямала рассказывают материалы экспедиции 1862 года под руководством капитана первого ранга Павла Ивановича Крузенштерна. Команда шхуны «Ермак» должна была провести гидрографические исследования Карского моря, метеорологические наблюдения, проверить возможность достижения устья Енисея морским путем. Однако выполнить эту задачу до конца не удалось: эти люди волей судьбы оказались на Ямале, потому что судно было затерто льдами. Команду спасла семья Сейча Сэродэтто, богатого оленевода. В дальнейшем ему был пожалован кафтан от кабинета Его Императорского величества, право собирать ясак, разбирать жалобы соплеменников, за что его назвали тундровым царем. Этот факт подтверждается в нашем музее портретами императора Александра и его жены Марии Александровны, которые сохранились в роду Сейча и выставлены в экспозиции.

Приведенный эпизод свидетельствует о многом и, в первую очередь, о дружбе и взаимопомощи народов России, которая уходит в глубь веков. Во-вторых, показывает, какие трудности, лишения пришлось испытать путешественникам и первопроходцам. Дополняется раздел денежными ассигнациями и монетами, бывшими в обращении на Ямале в досоветский период. Часть этих монет принесли школьники и передали музею.

О расселении ненцев на Ямале, их родовых землях рассказывает карта, составленная в начале XX века и размещенная в разделе «Религия ненцев». Выставленные там бубен шамана, фотографии ненецких святилищ и богов, металлические украшения дают представление о верованиях и культуре коренного народа.

Фотография «золотой бабы» показывает идола, которому молились ненцы, ханты и манси. Об этой «бабе» есть упоминание авторов середины XIX и начала XX веков, хотя до сих пор она не найдена. Говорят, что эти «бабы» были и медными и серебряными и даже золотыми. Возможно, этот идол, или его копии, находится где-то на Ямале.

Рассказ о распространении христианства в крае связываю с деятельностью миссионерских станов, один из которых был основан дьяконом Мартимианом Мартемьяновым - служителем Обдорской миссии, которую возглавлял игумен Иринарх (в миру Иван Семенович Шемановский). Материал очень важен при изучении тем: «Возникновение религии», «Распространение христианства».

Содержание разделов «Быт и культура народов Сибири» помогает учителю в проведении уроков по теме: «Народы Сибири». Выставленные на стеллажах модели национальной одежды, нарты, различные фотографии показывают мир вещей коренных жителей, прекрасно приспособленных к тундровым условиям. Чум выдерживает метели и хранит тепло зимой, а дым в чуме летом спасает от комаров. Нарта, на которой можно ездить зимой и летом, помогает переправляться через реки. Орнамент, разнообразные полоски, украшения на кисах и ягушке носят определенный смысл и значение.

Широко используется материал, выставленный в раздел «Великая Отечественная война». На уроке «Тыл в годы войны» рассказываю о судьбе ярсалинцев, сборе средств на нужды фронта, работе детей в фонд обороны, читаем местные газеты тех лет. Изучая боевые действия, обращаюсь к предметам и вещам прошлых лет: штыку, затвору винтовки, ракетнице, каскам немецкого солдата и советского бойца, осколкам мин и снарядов, патронам и пулеметной ленте. Это дополняет рассказ и создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Обращаю внимание на фотографии фронтовиков, рассказываю об их боевом пути и наградах, потому что потомки этих солдат живут и сейчас в поселке, ходят в школу их внуки. Комплекс этих материалов дает возможность создать реальную обстановку тех военных лет, что особенно важно в наше время для воспитания чувства долга и патриотизма.

Очень важны материалы по экологии, потому что природе Ямала за время работы геологоразведочных экспедиций нанесен огромный ущерб. Раскрывая тему об открытии месторождений, напоминаю учащимся, что природа - человек - животный мир должны жить в согласии, что нужно бережно, по-хозяйски использовать богатства природы.

Показывая ребятам представителей животного мира, растения тундры, постоянно подчеркиваю мысль о том, какими осторожными, внимательными и заботливыми должны быть люди, как живо и болезненно реагирует природа на вмешательство человека в ее жизнь.

Музеем проводится поисковая и исследовательская работа. Богатый материал был собран к юбилею школы и поселка. К работе были привлечены школьники, учителя, воспитатели, бывшие выпускники. Разосланы письма тем, кто когда-то работал в школе. Удалось найти автобиографию одной из первых учительниц школы - С.И. Станкевич, получить воспоминания С.С. Никитиной и других. Был составлен фотоальбом по истории становления школы - от первых ее учеников до наших дней. Собраны и оформлены списки учащихся, получивших среднее образование в нашей школе. Изготовлен альбом об учителях и выпускниках школы. Оформлен стенд по истории поселка, где размещены фотографии первых его жителей, наиболее значимых объектов. Есть фотография М.М. Броднева, который внес большой вклад в развитие поселка.

Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по Отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедился, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.

Исследовательская работа учащихся позволяет приобрести навыки работы в архиве, с первоисточниками. Ребята учатся проводить исследования, брать и обрабатывать интервью, проводить социологические опросы и т.д. Так, ученица 11 класса, Утенеева Маша, работая по теме «Христианизация ненцев на Обдорском Севере», изучила имеющуюся литературу по данной проблеме, побеседовала с представителями Ярсалинской православной общины, встречалась с верующими тундровиками-ненцами. Ученица 10 класса, Дунаева Аня, исследуя тему « Семья Федоровых», изучила не только перво¬источники, имеющиеся в районном музее, но и описала воспоминания родственников, знакомых этого большого семейства, собрала фотографии и т.д. В 2003/04 учебном году организовал кружок «Краевед», где занимаются в основном ученики 6-х классов, которые через два, три года будут достойными знатоками своего края. Эта работа вызывает у ребят восторг, удивление, ставит перед ними вопросы.

Историческое краеведение в школе является одним из ис¬точников обогащения учащихся знаниями родного края, воспи¬тания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нрав¬ственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важ¬ное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине бе¬рет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. (Борисов.1982.С.3.)

Наш Ямал богат не только людьми, нефтью и газом, он также интересен своим самобытным прошлым, культурой. Что было здесь десять, тридцать, пятьдесят, сотни и тысячи лет тому назад? Эти вопросы, волнуют молодежь, как коренной национальности, так и тех, кто приехал и приезжает сюда осваивать несметные богатства. И не только любознательность ведет людей в историческое прошлое. Ими, скорее, движет стрем¬ление узнать и передать для потомков все то, что накопил в своей славной истории народ этого сурового края. Ведь история - это мостик, кото¬рый простирается от прошлого в настоящее и ведет в будущее.

Список литературы
1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. М., 1982.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.
3. Макеев А.Ф. Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера. Салехард, 2001.
4. Сейненский А. С Музей воспитывает юных. М., 1988.
5. Шмидт С. О. На вопросы редакции отвечает академик РАО, председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт. Журнал «Преподавание истории в школе», №2, 2002.

 

Греб Владимир Иванович, учитель истории и обществознания МБОШИ Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования 
 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: