Разноуровневый подход при обучении истории, обществознания как средство повышения познавательного интереса учащихся к предметам

myzraeva@bk.ru
Разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В условиях изменения и содержания образования в средней школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов преподавания. Особое внимание необходимо уделять сегодня индивидуально-личностному подходу в обучении с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, образовательных потребностей учащихся. Этот подход позволяет создать целостную систему, формирующую историческое образование на основе взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих педагогического процесса. Во-вторых, такой подход позволяет справиться с перегрузкой учащихся, так как не требует увеличения часов и домашней нагрузки. В-третьих, недостаток времени на уроке восполняется не за счет увеличения материала, излагаемого учителем, а за счет самостоятельной работы учащихся, освоения ими новых умений и навыков. Наконец, в-четвертых, учитель превращается из лектора в руководителя, корректора и контролера процесса получения знаний учащимися. Повышается результативность работы преподавателя, деятельность учащихся на уроке становиться успешной, что стимулирует их интерес к предмету, усиливает мотивацию познавательного процесса.

Общеобразовательная школа - единая школа, где все дети обучаются по единым планам, единым программам и учебникам. Но дети все разные. У них разные интересы и склонности, разные задатки, уровень развития, а в старших классах и разные жизненные планы.

Каждый ученик неповторим в своей индивидуальности. Нет, и не может быть вообще не способных учеников. И одним из плюсов разноуровневого подхода к обучению является то, что с помощью него появляется возможность проявить себя каждому ученику. Всякий неуспех, неудача порождают у школьников нежелание учиться и задача учителя - поставить учеников в такие условия, при которых все испытывают моральное удовлетворение от сделанного, создать высокий эмоциональный настрой, а это вызывает у учеников радость переживания за свои успехи.

Необходимо выделить два основных вида разноуровневого подхода. Прежде всего, это дифференцированный подход к отработке содержания учебного материала в классах различной специализации (математических, гуманитарных, естественно - научных и других). Учащихся в таких классах отличаются по уровню подготовленности, характеру мыслительной деятельности, направленности их познавательной активности. Здесь главной задачей является корректировка программ гимназических, профильных и особенно гуманитарных классов. В более подготовленном гуманитарном классе некоторые понятия требуют простого повторения, и оставшееся время можно использовать для углубленного изучения темы. В общеобразовательном классе в зависимости от уровня подготовленности учащихся приходится более или менее рассматривать основные базовые понятия.

Вторым видом разноуровневого подхода является выявление различий у учащихся в одном классе, способность учителя определить основные категории учащихся, ориентироваться на различные уровни подготовленности, в равной степени содействовать успешной деятельности и сильных и слабых учеников.

Многоуровневое образование предполагает:
  • учет индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента)
  • умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти)
анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений
учет направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей)

Как определить имеющийся уровень обученности ученика? Один из способов определения уровня состоит в следующем: в течение 8-10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.

Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный материал, продумываются приемы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы (пары сменного и постоянного состава, группы, индивидуальная работа), постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.

Разноуровневое обучение предполагает работу учителя одновременно с разными группами учащихся. Это требует разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, их предъявление учащимся, использование разных критериев оценок, проведение дополнительных занятий с отстающими с учетом анализа причин неуспеваемости. Если этого не делать, то сильные ученики теряют интерес к усвоению, если учитель объясняет материал слишком просто, повторяя одно и то же несколько раз. Слабые, в свою очередь перестают слушать объяснение учителя и теряют интерес к усвоению, если материал излагается на уровне более сложном, или это доступно их пониманию. Оценивая успехи каждого ученика в усвоении знаний, учитель должен сравнивать их не с успехами сверстников (особенно отличников), но и с его собственными предшествующими достижениями, показывая, что удается лучше, над, чем еще следует поработать, как лучше организовать учебную деятельность. Учитель должен быть сдержать в похвале учащихся с высокими учебными возможностями, но поощрять малейшие продвижения слабых и средних учеников.

Непростым моментом в разноуровневом обучении является составление заданий различной степени сложности.

Обычно принята следующая градация заданий:
Первый уровень – продвинутый, творческий (предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы)
Второй уровень – базовый, репродуктивный (основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания)
Третий уровень – стартовый, минимально допустимый (слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана)

Примеры дифференцированных заданий для 5-9 классов
1. Тема: «Олимпийские игры»
1.Расскажите о том, как в Древней Греции проходили Олимпийские игры (опишите каждый из 5 «незабываемых» дней)
2.Опишите состязания, в которых принимали участие древнегреческие атлеты:
А), пятиборье
Б), гонки колесниц
3.В чем состоит отличие Олимпийских игр в Древней Греции и современных
Олимпийских игр? В чем сходство?

2. Повторение темы: «Россия в эпоху Петра 1»
1.Оцените деятельность Петра 1 для будущего развития России.
2.Опишите, какие преобразования были осуществлены Петром 1
А) в экономической сфере
Б) в сфере государственного управления
В) в военной сфере
Г) в культурно-бытовой сфере
3.Расскажите об участии России в Северной войне по плану:
-причины
-основные события
- результаты и значение

3. Тема: «Новая экономическая политика.
1.Опишите, что изменилось после введения новой экономической политике в области сельского хозяйства, промышленности, торговли, в социальной сфере.
2.Сравните новую экономическую политику и политику «военного коммунизма».
3.Каковы причины перехода большевиков к новой экономической политике?

Также необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. Это лишний раз доказывает, что разноуровневый подход стимулирует учеников.

Таким образом, разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие.

Поэтому, мне кажется, такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов, и тогда учитель с полным правом сможет называть учеников своими соратниками.

Литература
1.И.C. Якиманская Технология личностно-ориентированного образования. М., «Сентябрь», 2000 г.
2. М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков
Педагогические технологии,
Издательский центр «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2004г.
3. М.И. Лукьянова, Н.А.Разина и др. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика., Москва, «Педагогический поиск», 2006 г.
4. Ж. Преподавание истории и обществознания в школе, № 4, 5,2008г.
Музраева Юлия Владимировна 
учитель истории и обществознания 
Ямальской школы – интерната
 


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: