Леонтьев Эдуард, 08.02.2013 0

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

ernestleontyev@mail.ru

Одной из основных образовательных задач школьного курса русского языка является обучение орфографии, т.к. орфографическая грамотность – показатель культуры письменной речи. По общему признанию ученых, соблюдение единых норм орфографии помогает письменному общению и облегчает его.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В содержание работы по орфографии в школе входят орфографические знания, орфографические правила и орфографические умения.

В качестве основных орфографических умений и навыков выделяют следующие: 1) нахождение в словах орфограмм; 2) написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; 3) обоснование орфограмм; 4) нахождение и исправление орфографических ошибок.

В числе перечисленных орфографических умений важнейшим является нахождение орфограмм в словах и называется оно орфографической зоркостью. Впервые понятие орфографической зоркости ввел В.П. Шереметевский. Под орфографической зоркостью он подразумевал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего [7, с. 33]. По определению М.Р. Львова, орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи [6, с.42]. Другими словами, орфографическая зоркость – это «выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» [5, с. 130].

Несформированность этого умения уменьшает эффективность работы по обучению учащихся применять правила правописания. Чтобы их применять, ученик должен найти «точку» приложения орфографических умений. Выработка навыка грамотного письма опирается на знание того, что слова состоят из орфограмм и неорфограмм, что орфограммы в словах имеют опознавательные признаки. Учитель должен научить школьников правильно ориентироваться в условиях выбора необходимой орфограммы. Практика показывает, что ученики, зная опознавательные признаки, быстро находят орфограммы в словах и уверенно применяют соответствующие правила.

В литературе известно определение орфограммы М.Т. Баранова: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный» [2, с.159].

Орфографическая зоркость формируется в результате выполнения специальных упражнений, которые тренируют школьников в быстром обнаружении орфограмм и подведении их под правила. К таким упражнениям относится орфографический разбор, диктант «Проверяю себя» и др.

Н.Н. Алгазина отмечает большое значение орфографического разбора при изучении правил правописания [1]. Он служит средством воспроизведения правила и выполняется по схеме, соотнесенной с его формулировкой. По словам Е.Н. Петровой, обучаем детей умению связывать правила со словом, а слово – с правилом [4]. При этом происходит осознание всех этапов применения правила, формируется навык распознавания и выделения орфограммы, ее опознавательных признаков и условий выбора. Следует отметить, что схема орфографического разбора определяет содержание и последовательность умственных действий, которые выполняет ученик, применяя орфографическое правило в процессе письма. Для примера возьмем следующее правило: после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е: врачом, но товарищем.
Согласно формулировке этого правила, ученик должен установить: 1) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим или Ц; 2) часть речи; 3) место ударения в слове.

Орфографический разбор проводится в следующем порядке: сначала указывается опознавательный признак (наличие в слове гласной после шипящего или Ц), затем называются такие существенные признаки, с помощью которых ученик может подвести орфограмму под правило (устанавливается, в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим или Ц, и определяет часть речи), после чего определяются существенные признаки или признак, позволяющий решить вопрос о написании данной орфограммы (фонетический признак – место ударения).
Орфографический разбор может проводиться в устной или письменной форме. В процессе устного разбора у учащихся формируется умение строить связное высказывание типа рассуждения. Его планом является схема разбора, что способствует более глубокому осмыслению орфографического правила. При этом развиваются мышление и речь учащихся. Иными словами, орфографический разбор связывает теорию с практикой, т.к. происходит перенесение правила на конкретные случаи правописания, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Орфографический разбор способствует закреплению грамматических знаний, составляющих лингвистическую основу той или иной орфограммы и формирует специфические орфографические умения: нахождение в словах орфограмм, обоснование выбора написания орфограмм. Эти умения развивают орфографическую зоркость учащихся.

При выполнении письменного орфографического разбора ученики используют условные сокращения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее выбор. Графические средства, являясь одним из видов наглядности, позволяют фиксировать этапы применения орфографического правила. Кроме того, такая наглядная фиксация отражает содержание изучаемого правила.
Для проведения орфографического разбора учащимся можно предложить следующую памятку:

  1. Найди по опознавательным признакам изучаемую орфограмму.
  2. Определи место орфограммы в слове.
  3. Соотнеси найденную орфограмму с орфографическим правилом и воспроизведи его формулировку.
  4. Примени это орфографическое правило (раскрой порядок действий).

Таким образом, проведение орфографического разбора преследует цель научить школьников обнаруживать орфограммы и мотивировать их выбор соответствующим правилом, что обеспечивает развитие орфографической зоркости.
Методика проведения диктанта «Проверяю себя» была описана А.И. Кобызевым [3]. Основная цель этого упражнения – развитие у школьников навыка контролировать себя во время письма. Каждый ученик в процессе написания такого диктанта имеет возможность задавать вопросы учителю, если сомневается в правильности выбора написания. Верное написание в слове ученик должен подчеркнуть, если его вопрос касался данной орфограммы. Это покажет учителю, какие написания затруднили учащихся.

Следует подчеркнуть, что специфическая особенность этого вида диктанта состоит в том, что ученик анализирует с орфографической точки записываемый текст «про себя», стремится увидеть в каждом слове «точки» применения правил.
Таким образом, диктант «Проверяю себя» обостряет внимание учащихся к процессу письма, формирует умение применять правила правописания, контролировать себя, что способствует формированию у них орфографической зоркости, от уровня развития которой зависит процесс овладения орфографией.

Литература:
1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. – М., Просвещение, 1987.
2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2000.
3. Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя».— М., 1962.
4. Петрова, Е. Н. Система орфографических работ / Е.Н. Петрова // Русский язык в школе. 1957. №6. – с.54-58.
5. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик [и др.]. – М.: Просвещение, 1993.
6. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р.Львов. – М.: Прометей, 1988.
7. Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности [1883] / В.П. Шереметевский // Сочинения. – М., 1897. – С.1-34.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?